Мощи преподобного Лукиана Александровского
Прп. Лукиан родился около 1610 г. Его родители Димитрий и Варвара из г. Галича Костромской губернии не имели детей и дали обет постричься в иноческий образ, если Господь даст им наследника. Вскоре Бог даровал им сына, нареченного в крещении Иларион. Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий решил удалиться в монастырь, но сын умолил отца взять его с собой.
Найдя пустынное место, Димитрий построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв пострижение с именем Дионисий. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине. Через некоторое время отошел к Богу и отец. Надеясь найти себе духовного наставника взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и 3 года нес там послушания, приобретя уважение и любовь. Но затем покинул обитель и переместился в монастырь Покрова Богородицы близ г. Углича. Но и здесь пробыл он недолго. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую.
В 1640 г. пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность. Иларион поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году он был пострижен пришедшим к нему по велению Богородицы иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом. Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи. Но затем последовало разорение образовавшегося братства окрестными жителями. На Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху; там он был оклеветан в «нечистой жизни» и отдан «под начал» в Чудов монастырь.
Полный духовного мира и незлобия, смиренно воспринял он случившееся, как волю Божию, терпел всяческие лишения, безропотно неся самые тяжелые послушания. В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх, расспросив его, увидел глубину его ума, смирение и духовную мудрость. Лукиан был рукоположен в сан иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. В обители успешно возводились храмы, и устраивалась иноческая жизнь по общежительному уставу. Это вызвало неприязнь некоторой части братии, которой строгий монастырский порядок был не по душе. Преподобный, видя, что большинство не вмещает насаждаемый им образ монашеского делания, благословив братию, отправился в свои прежние намоленные места, в пустынь к церкви Рождества Богородицы, снова поставил себе келью и начал упражняться в безмолвии.Вскоре вынужден был вновь покинуть избранное им место и вернуться в обитель Чудову. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной, пожелали обустроить это святое место. Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там. Иждивением купцов оплачивались все постройки, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин.
Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих, все повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание.
Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, утвердил общежительный устав и был для сестер пастырем и отцом, заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Ему даны были дар слова и дар прозорливости.
Будучи 45 лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его жизнь, подточили силы. Спустя некоторое время он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 (21) сентября 1655 г. в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма.
Почитание преподобного Лукиана началось сразу же после его преставления. В начале 18 в. при игумене Авраамии было написано его житие. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. В 1771 г. благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с монастырской чудотворной иконой Рождества Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню. В рукописях 18 и 19 вв. Лукиан назывался уже преподобным и святым отцом. В 1992 году, через год после возобновления монастырского жительства в Лукиановой пустыни, были обретены мощи прп. Лукиана по благословению Правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии епископа Евлогия (Смирнова) и совершено торжество его прославления в чине местночтимых святых Владимирской епархии. С этих пор они почивают в монастырском храме Богоявления в резной деревянной раке.