С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преподобных Германа и Алексия Зосимовских.
Преподобный Герман (Гомзин) - строитель обители и ее настоятель до самого закрытия в 1923г. 56 лет прослужил Господу в монашеском чине преподобный Герман. 30 из них он прожил в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где был учеником знаменитого старца, иеросхимонаха Александра (Стрыгина). Отец Герман - человек великих дарований, и не только духовных. Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со святителем Феофаном Затворником, талантливый иконописец, отец Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преподобный Герман был и замечательным администратором, строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни отцу Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и отец Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь "хранит угодников своих", заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель. В конце жизни игумен Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н.ст.)1923г. не увидев телесными очами разорение любимой обители.Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.
Преподобный Алексий (Соловьев) - пришел в пустынь через два года после назначения ее настоятелем игумена Германа. Именно ему промыслом Божиим было определено стать духовником монастыря. Отец Алексий пришел в монастырь уже маститым, заслуженным священником, имевшим богатый духовный опыт. Он успел много лет прослужить и диаконом, и священником, закончив свой мирской путь в сане протопресвитера Успенского Собора Московского Кремля. Для своих духовных чад отец Алексий был скорее духовной "матерью" чем отцом, настолько он был исполнен любви, сострадания и милосердия. Мгновенно отпускал он кающимся любые прегрешения, плакал и сокрушался вместе с ними. Его духовной дочерью впоследствии стала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, много сделавшая для обители. В 1916 году отец Алексий ушел в затвор, который был вынужден нарушить исполняя послушание священноначалию. Он был призван для участия в Поместном Соборе 1917 года, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий, выпавший на Митрополита Московского Тихона (Белавина), ставшего первым, за более чем 200-летний перерыв, Патриархом Московским и всея России (именно такой титул носил Святитель Тихон). Преподобному Алексию было суждено пережить закрытие и разорение Зосимовой пустыни, изгнание из нее. Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в г. Сергиевом Посаде, где и был погребен. Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь. Современники, со-молитвенники, духовники друг друга преп. Герман и Алексий и сегодня пребывают рядом почивая мощами в единой раке.