Рукотворные пещеры.

Особенно необыкновенным местом обители являются рукотворные пещеры.

Об их происхождении существует несколько точек зрения.

Согласно одной из них, в 80-е годы XIX века несколько старцев во искупление своих прегрешений, вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь. Об этом и говорит внешний вид подземного храма, завершаясь куполообразным потолком и алтарной нишей в восточном направлении. Купол символизирует небесный свод – престол Божий, православные храмы направлены алтарем на восток, откуда восходит Солнце, ведь Сам Господь Иисус Христос для нас истинное Солнце Правды, от Которого воссиял вечный Божественный Свет. А необычайно красивый внешний вид купола, вырубленного в известняковой скале, состоящей из разноцветных чередующихся прослоек, словно напоминает наслоение времен и столетий и как бы соединяет временное человеческое с вечным Божественным творением.
В обустроенных кельях подвизались отшельники. В послании к Евреям святой апостол Павел свидетельствует: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (гл. 11, с. 38).

По другой версии, пещеры возникли гораздо раньше в VIII-X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ.

Поэтому не удивительно, что благодатная земля Адыгеи, уже неоднократно просвещенная светом Евангелия, явилась притягательной для греческого населения. Под самим монастырским плато в средние века был основан византийский мужской монастырь. Спелеостологи относят период их возникновения к IX-X вв. Эти пещеры и подземные галереи находятся на глубине 50 метров от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было не выходя на поверхность дойти до ныне занимаемых станиц: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной и других.

Когда предгорья были завоеваны полчищами степняков-монголов в 30-е годы XIII в., тогда прервались связи с единоверцами и лишили греческих поселенцев целесообразности просиживания во враждебной среде, и постепенно монастырь обезлюдел. Некоторые из этих древних подвижников до сих пор не потревоженными лежат в заложенных камнями пещерах соседних хребтов. Так говорит предание.

До наших дней в пещерах сохранилась лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 300 метров.