Икона Божией Матери Шестоковская

6 / 19 Марта

Ше­сто­ков­ская, или Шел­то­меж­ская, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в се­ре­дине XVIII сто­ле­тия в Москве, в се­мье неко­е­го Ни­ко­лая Ди­мит­ри­е­ви­ча Скри­пи­цы­на. Од­на­жды слу­жан­ка, ко­то­рую на­зы­ва­ли бла­жен­ной, во сне уви­де­ла, что в печ­ной тру­бе со­кры­та ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. До­маш­ние не об­ра­ти­ли вни­ма­ния на ее рас­сказ об этом уди­ви­тель­ном сне, по­ка на дру­гой день на ше­сток пе­чи не упал свер­ток хол­ста. В нем на­хо­дил­ся до­воль­но боль­шой (при­мер­но 2 на 1,5 мет­ра) об­раз Бо­го­ма­те­ри. На пра­вой ру­ке Ма­те­ри Бо­жи­ей был ви­ден след ожо­га, сви­де­тель­ству­ю­щий о том, что, по­бы­вав в огне, свя­ты­ня чу­дом не сго­ре­ла. Дра­го­цен­ная ико­на, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ше­сто­ков­ская (от сло­ва ше­сток), бы­ла бла­го­леп­но укра­ше­на до­мо­чад­ца­ми и по­чи­та­лась с глу­бо­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем. Хо­зя­ин до­ма пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­дал ее в бла­го­сло­ве­ние де­тям.

Не ре­шив, ко­му же долж­на при­над­ле­жать эта свя­ты­ня, на­след­ни­ки пе­ре­да­ли чу­до­твор­ную ико­ну в цер­ковь се­ла Шел­то­ме­жи Твер­ской гу­бер­нии, от­че­го она и по­лу­чи­ла вто­рое на­зва­ние — Шел­то­меж­ская.

Про­слав­лен­ную мно­ги­ми чу­де­са­ми древ­нюю ико­ну с крест­ны­ми хо­да­ми но­си­ли да­ле­ко за пре­де­лы Твер­ской епар­хии, для ис­це­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых злы­ми ду­ха­ми.

В 1887 го­ду в честь чу­до­твор­ной ико­ны в се­ле Шел­то­ме­жи бы­ла ос­но­ва­на Ше­сто­ков­ская Воз­не­сен­ская жен­ская оби­тель.

Почитание святыни в В Спасо-Яковлевском Димитровском мужском монастыре

<p style="text-align: justify;">
     Икона прославилась в Москве во второй половине XVIII в. в доме секунд-майора Н.Д. Скрипицына. Образ был обретен хозяевами дома в виде большого холщового свитка, выпавшего из печной трубы на шесток. О том, что в печи находится икона, хозяева не подозревали. Подтверждением того, что икона побывала в огне, но чудесным образом осталась невредимой, были следы ожога на правой руке Божией Матери. Поскольку с течением времени московский дом Скрипицыных уже не мог вмещать всех желавших поклониться новообретенной иконе, то Николай Дмитриевич перевез ее в свое тверское имени в село Шелтомеж Кашинского уезда (сейчас село находится в Некоузском р-не Ярославской обл.). Здесь ради чудотворного образа он построил новый каменный храм, но и он через некоторое время не смог вмещать всех паломников к образу. В течение XIX почитание иконы в Тверской и соседней с ней Ярославской областью только росло. Проводились многочисленные крестные ходы с иконой по окрестным городам и селениям Тверской и Ярославской губерний. Постепенно при храме сложилась женская община, к началу XX в. получившая статус монастыря. Обитель имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, который в 1896 г. участвовал в закладке его храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери. В начале XX в. в с. Шелтомеж был построен новый большой собор, монастырские жилые и хозяйственные корпуса, церковно-приходская школа, принадлежащие монастырю. Судьба чудотворного образа после закрытия монастыря неизвестна, но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с подлинной иконы весьма большого размера (сам подлинный образ был около 2х1,5 м). Один из таких списков был передан в Спасо-Яковлевский монастырь как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители ее первым духовником, известным старцем архимандритом Павлом Груздевым, большую часть жизни прослужившем в тех местах, где Шестоковская икона была столь широко почитаемой святыней.
</p>

Икона прославилась в Москве во второй половине XVIII в. в доме секунд-майора Н.Д. Скрипицына. Образ был обретен хозяевами дома в виде большого холщового свитка, выпавшего из печной трубы на шесток. О том, что в печи находится икона, хозяева не подозревали. Подтверждением того, что икона побывала в огне, но чудесным образом осталась невредимой, были следы ожога на правой руке Божией Матери. Поскольку с течением времени московский дом Скрипицыных уже не мог вмещать всех желавших поклониться новообретенной иконе, то Николай Дмитриевич перевез ее в свое тверское имени в село Шелтомеж Кашинского уезда (сейчас село находится в Некоузском р-не Ярославской обл.). Здесь ради чудотворного образа он построил новый каменный храм, но и он через некоторое время не смог вмещать всех паломников к образу. В течение XIX почитание иконы в Тверской и соседней с ней Ярославской областью только росло. Проводились многочисленные крестные ходы с иконой по окрестным городам и селениям Тверской и Ярославской губерний. Постепенно при храме сложилась женская община, к началу XX в. получившая статус монастыря. Обитель имела подворье в Санкт-Петербурге, на постройку которого имела благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, который в 1896 г. участвовал в закладке его храма в честь Шестоковской иконы Божией Матери. В начале XX в. в с. Шелтомеж был построен новый большой собор, монастырские жилые и хозяйственные корпуса, церковно-приходская школа, принадлежащие монастырю. Судьба чудотворного образа после закрытия монастыря неизвестна, но в этом регионе самое широкое распространение имели списки с подлинной иконы весьма большого размера (сам подлинный образ был около 2х1,5 м). Один из таких списков был передан в Спасо-Яковлевский монастырь как благословение на возрождение монашеской жизни в древней обители ее первым духовником, известным старцем архимандритом Павлом Груздевым, большую часть жизни прослужившем в тех местах, где Шестоковская икона была столь широко почитаемой святыней.