Архимандрит Фотий (Спасский)

Петр Спасский был сыном дьячка Новгородского уезда, родился 7 июня 1792 года. По окончании Новгородской семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную Академию, Но развивавшаяся в груди болезнь не дала ему дослушать курса, вследствие чего он назначен в Александро-Невское училище, учителем латинского и греческого языков, славянской грамматики, церковного устава и Закона Божия. Пострижен в монашество с именем Фотия 16 февраля 1817 года в Александро-Невской Лавре, на другой день рукоположен в иеродиакона, а на следующий день- в иеромонаха. В Казанском Соборе митрополитом Амвросием вскоре определен законоучителем, настоятелем и благочинным в нескольких военно-учебных заведениях и подразделениях сразу. В 1818 году сделан соборным иеромонахом Лавры «за образ жизни, соответственный правилам монашеским, и за прохождение должностей с неутомимою ревностию и отличною похвалою». В 1820 году посвящен в игумена Новгородского Деревяницкого монастыря, и за службу и примерное поведение пожалован золотым наперсным крестом с алмазами самим Государем Императором Александром Павловичем.

Во время прохождения наставнических должностей отец Фотий действовал на сердца воспитанников не столько в качестве учителя, сколько в качестве духовного отца. Он владел даром проповедничества, в коем ярко обрисовалась вся сила его необыкновенного благочестия и ревность к делам веры. Поэтому он скоро сделался известным первосвятителям, государственным людям и самому Императору. При знакомстве с такими людьми отец Фотий не искал личной выгоды, а заботился о духовной их пользе, что и возвышало его в их же глазах.

В 1822 году 29 января игумен Фотий произведен архимандритом Новгородского Сковородского монастыря, но вскоре переведен настоятелем в Юрьев монастырь и назначен присутствующим в Новгородскую Духовную Консисторию. В 1824 году 16 июня Юрьев монастырь был исключен из общаго благочиния и оставлен в непосредственном ведении архимандрита Фотия, «как благонадежного и препровождающего духовную жизнь и, при том, старанием своим приведшаго в короткое время обитель сию древнюю в совершеннейшее, по всем частям, благоустройство», как засвидетельствовал митрополит Серафим, после чего Император Александр 1 Всемилостивейше пожаловал о.Фотию панагию с драгоценными каменьями, и дозволено ему было во время службы носить крест и панагию, а вне службы - одну панагию. Император же Николай Павлович повелел оставаться ему настоятелем Юрьева монастыря до смерти. Кроме этого он был сделан благочинным многих Новгородских монастырей.

Непрестанные заботы о благоустройстве обители и труженическая жизнь отца Фотия развили в нем начало неизлечимой болезни. Проводя всю жизнь в замечательном благочестии, архимандрит Фотий с 1832 года сделался еще более строгим к себе, и, помышляя единственно о Боге, он как бы совсем отказался от всего земного. Служил ежедневно, пребывая в храме, почти безвыходно, забывая часто пищу и покой. При слабости здоровья не хотел употреблять лекарств, смиряя себя постом и трудами, бодрствуя каждую ночь с молитвою о себе, братии и обо всех. Когда наступал Великий пост, о. Фотий совершенно закрывал уста, кроме службы Божьей. В продолжение последних лет питался только просфорой и жидкой кашей, пил воду. Являясь первым в храм Божий, последним выходил из него. Для уединенной молитвы устроил себе потаенную клеть, куда часто уходил молиться, днем и ночью. Архимандрит Фотий питал особенную любовь к Божьей Матери, почему устроил в обители храм в честь Ея Похвалы и в нем - неусыпающий акафист Богородице.

В 1838 году заметно потухли взоры, и таяли силы настоятеля, так что 7 января, отслужив последнюю литургию и едва держась на ногах, отец Фотий сказал: «Последний раз стою я здесь с вами, братия и чада моя о Христе Иисусе возлюбленная, пред сим Божественным Престолом и вкушаю на земле сию и Ангелами не вкушаемую Пищу- Святое Тело и Святую Кровь Спасителя нашего». Во втором часу утра с 25 на 26 февраля 1838 года архимандрит Фотий скончался, и был погребен в любимой им церкви Похвалы Божией Матери.