Архимандрит Макарий (Брюшков), настоятель Николо-Пешношского монастыря
С именем архимандрита Макария связано возрождение и расцвет Николо-Пешношского монастыря в XVIII – начале XIX века.
Отец Макарий (в миру – Матфей) родился в 1750 году, в городе Рузе Московской губернии, в купеческой семье благочестивых родителей Космы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отдали для обучения торговому делу в Москву. Однако Матфей уже тогда помышлял о монашеской жизни и на восемнадцатом году от рождения решил уйти в монастырь.
В 1767 году Матфей Брюшков пришел в Санаксарскую обитель. Ее строителем тогда был известный особенной строгостью жизни иеромонах Феодор, из рода дворян Ушаковых. В 1774 году Матфей перешел во Введенскую Островскую пустынь (находящуюся во Владимирской епархии около города Покрова). Ее строителем тогда был старец отец Клеопа, благодаря которому в пустыни был введен афонский устав. В 1776 году Матфей был принят в число братии, в 1779 году – пострижен в монашество с именем Макария. 26 декабря следующего, 1780 года, он посвящен в иеромонахи.
В 1781 году о. Макарий был назначен казначеем Николо-Пешношской обители, а ее строителем – о. Игнатий, бывший строителем Введенской пустыни и знакомый с о. Макарием еще по Санаксарской обители. В Николо-Пешношский монастырь также из Введенской пустыни прибыло около двенадцати иноков, с которыми строитель Игнатий и о. Макарий начали вводить афонский устав. В Николо-Пешношской обители были заведены синодики, неусыпное чтение Псалтири, вечернее правило с умными (возносимыми без слов – негласно) молитвами и поклонами, вводились другие афонские правила.
Отец Макарий, когда только прибыл в Николо-Пешношскую обитель, то увидел во всем разруху и недостаток, пришел в уныние и думал даже перейти в какой-либо другой монастырь. Но ему явились во сне преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский и сказали: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». После этого Макарий почувствовал утешение и решил жить только в этом монастыре.
В 1788 году строителя Игнатия перевели в Тихвинский монастырь, и по просьбе братии митрополит Платон (Левшин) назначил строителем о. Макария.
Неутомимый в хозяйственных трудах, о. Макарий был еще более неутомим подвигах духовной жизни. Слава об новом строителе, как о строгом подвижнике, разнеслась по всей России. Число богомольцев в обители с каждым годом умножалось, а вместе с ними появились и средства для ее благоукрашения.
Прежде всего, отец Макарий постарался возвратить некоторые церковные вещи и книги, увезенные в Переяславль, при упразднении монастыря в 1764 году; потом приступил к восстановлению полуразрушенных монастырских зданий. В короткие сроки были отреставрировали монастырские храмы, отремонтированы старые кельи и построены новые, перестроены трапеза, поварня, здания других монастырских служб. Для странников и богомольцев вне монастыря была возведена деревянная гостиница, где им безвозмездно предоставляли пищу и кров. В обители завели стройное пение, продолжительное богослужение; для любителей безмолвия в глуши монастырского леса выстроили пустынные кельи. При строителе Макарии был расширен и обновлен Никольский храм. Для мощей основателя обители, преподобного Мефодия, была устроена новая бронзовая с позолотой рака.
Уже в первые годы правления о. Макария Николо-Пешношская обитель стала образцом для других пустынных обителей. Ее называли училищем благочестия, примером монашеской жизни. В 1795 году обитель посетил митрополит Московский Платон (Левшин). Он был так изумлен порядком и чиноположением, чистотой и хозяйственностью, что сказал: «Пешноша – в моей епархии вторая Лавра». Митрополит Платон поручал ведению о. Макария многие обители, в которых тот должен был заводить общежитие по образцу своего монастыря обители и назначать в них настоятелей из числа своей братии. Попечению отца Макария были предоставлены монастыри: Сретенский (в Москве), Голутвинский (в Коломне), Борисоглебский (в Дмитрове), пустыни: Козельская Оптина, Давидова, Берлюковская и Екатерининская. В знак признания своих заслуг о. Макарий был удостоин чести ходить с посохом преподобного Мефодия Пешношского. В 1806 году отец Макарий был возведен в сан архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря, при этом по-прежнему оставался настоятелем Николо-Пешношской обители.
Архимандрит Макарий скончался 31 мая 1811 года, на шестьдесят первом году от своего рождения.
Всесторонняя деятельность архимандрита Макария (Брюшкова) на рубеже XVIII и XIX веков привела не только к расцвету Николо-Пешношской обители, но обусловила возрождение множества других монастырей. Из учеников архимандрита Макария двадцать четыре стали настоятелями разных обителей (одни при его жизни, другие уже после смерти). Это такие, как строители Пахомий и Максим (в Николо-Пешношском монастыре), Антоний, Арсений, Иоанникий (в Давидовском), Арсений, Самуил (в Голутвинском), Дорофей (в Екатерининском), Иоанникий, Николай (в Берлюковском), Паисий, Парфений (в Махрищском), Иннокентий (в Костроме), Антоний (в Арзамасе); игумены Иосиф (Луховского монастыря), Авраамий (Оптинского), Феодосии (Кривоезерского), Макарий (Черноостровского), Макарий (в Луге); архимандриты Сергий и Мефодий (в Николо-Пешношском), Геннадий (из Вознесенской Давидовой пустыни).
Летописец Николо-Пешношской обители иеромонах Иероним (Суханов) написал об архимандрите Макарии: «Истинное достоинство жизни состоит в добродетели, а не в явлении чудес, и по сему, многие – хотя и не творят чудес, однако равны чудотворцам бывают. Но и во всяком веке были люди ангельской чистоты, а иначе мир не мог бы стоять… Из таковых был и сей муж».