Благоверная великая княгиня Мария Владимирская – устроительница Успенской обители

19 Марта / 1 Апреля
Великая княгиня Мария происходила из рода чешской князя Шварна. Известно её чешское княжеское имя -Милослава. В раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя. Как свидетельствует Троицкая летопись, будущая великая княгиня была воспитана от детского возраста в страхе Божием. В 1174 году она была повенчана с князем Всеволодом и с тех пор обрела на Руси новую родину, близкую ей по духу.

В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великого князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. Она была не только добра, но преизлиха добра до всех. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели.

Мария Шварновна была верной и самоотверженной помощницей своему супругу, чадолюбивой и благочестивой матерью, воспитавшей двенадцать детей, среди них восемь сыновей.

Особое расположение княгиня Мария всегда питала к монашеству. Быть может, это и было ее истинное призвание с самых ранних лет, которое не осуществилось сразу, но всегда жило в ее душе и только обязанности супруги и матери отдаляли момент исполнения этого заветного желания. Горение души любовью к Богу, тайное стремление к монашеской жизни передалось от княгини Марии не только детям, но и внукам и правнукам.

С рождением в 1198 последнего сына, Иоанна, великая княгиня впал в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития сына княгини Марии святого благоверного князя Георгия, великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго (ср.: Иов. 2, 10). Великая княгиня черпала силы и утешение в воспоминаниях с страданиях Господних. Во время болезни окончательно утвердилось её желание принять монашество и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.

В 1205 году великая княгиня решила проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. И проводи ю, великую княгиню. сказано в летописи, великий князь Всеволод сам со многими слезами, сын ея Георгий и дщи ея Всеслава...Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вси и чернецы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими. Эти проводы начались из придворного храма великомученика Димитрия, который служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги. Этот храм бьп ближайшим свидетелем прощания великой княгини со всем мирским, перед отшествием ее на подвиг иноческий. Здесь ожидали последнего жизни выхода ее из великокняжеского дворца епископ Иоанн, духовенство и народ, и вознесена была напутственная молитва Господу Богу для отходившей в Успенскую новооснованную обитель княгини. Великокняжеский придворный храм навсегда расстался со своей постоянной богомолицей, супругой своего державного основателя. Теперь княгиня возносила свои молитвы в Успенской обители, где позднее она и обрела вечный покой.

Незадолго до этого события княгиня напутствовала старшего сына своего Константина на княжение в Новгород и дала своим детям предсмертное завещательное наставление, исполненное богобоязненности, любви и кротости:

Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а вскоре я отойду от сего маловременнаго света ко отцам своим. И так вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте веру и любовь к Богу и Пречистой Его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь, страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонять, так как они служители Самого Бога и Пречистой Богородицы и пастыри словесных овец; почитающий священника Божия, Самого Бога почитает, а оскорбляющий священника Божия, Самого Бога оскорбляет. Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, вольных посещайте и себя в чистоте соблюдайте. Милостыню всегда творите, ибо она поставит вас перед Богом; никакого человека не минуйте вез привета. Сами же между совою имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит вас от всякаго зла, и да покорит врагов ваших под ноги ваши. Если же в ненависти, и в распрях, и во вражде Будете между собою, то сами погибнете, и Благословенное наследие - державу отечества вашего погубите, которую праотцы ваши и отец ваш и прочее родство ваше многим трудом и потом приобрели. Поэтому пребывайте мирно и любезно между собою, слушая брат брата своего. Старейшаго же брата вашего Константина имейте как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей Братию свою как сыновей, Береги их, как член своего тела, слушай Иоанна Евангелиста Богослова, говорящаго: «если кто говорит: "люблю Бога", а врага своего ненавидит, тот лжец». Поэтому пребывайте в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает». Сыновья мои любимые, Бога Бойтесь всею душею своею; епископам, иереями и диаконам и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Божией Трапезе. Особенно же всякаго монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напойте, нагих одевайте; имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, паче же милостыню, ибо она поставит вас перед Богом. И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба.

Вскоре Константин отправился на княжение в Новгород, а на другой день 2 марта, великая княгиня переселилась в монастырь и приняла монашеское пострижение. Вот как повествует о том Троицкая летопись: В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре Святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена быстъ. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря Святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И быстъ епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев и горожане ecu проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра.

Того же месяца в девятнадцатый день преставися великая княгиня Мария, пребыстъ бо в монастыре 18 дней постригшися, и всея болезни ея 8 лет, наставису девятому лету отошла ко Господу.

Перед кончиною, следуя влечению своего сердца, инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа; под этим именем она значится и в синодиках монастыря, о том же свидетельствует и надпись на ее гробнице.

Погребена была схимонахиня Марфа в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма. С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских. За монастырем в честь основательницы закрепилось наименование Княгинин.