Блаженная старица Наталия Дмитриевна Дивеевская
С начала своего вступления она знала всегда только одну церковь, в которой находилась ежедневно у всякой службы; никогда не ходила по кельям, кроме своей, и имела сестру для присмотра за ней. Послушание ее было: читать по ночам Псалтирь и потом в полночь ударять в колокол на полунощницу. ...Преосвященный Иеремия, посещая обитель, каждый раз приказывал ей одеться в черное платье, чтобы быть в числе сестер обители, но она не переменяла своего пути и говорила: «Я от рождения дурочка и недостойна носить что монашки носят».
Как говорят, она приняла тайный постриг в Киеве, где получила весьма тяжелое послушание от старца, которое и исполняет свято. Можно догадываться, что обет, данный ею, чрезвычайно строг. ...В келье своей она живет не всегда, а периодами; большей частью сидит в сенках (род шалаша), под крышей, но на открытом воздухе, зимой, летом, осенью и во всякую погоду и непогоду.
Здесь она постоянно молится, исполняет монастырские правила, беседует с приходящим народом и по ночам читает и пишет. Пища ее чрезвычайно скудная, и в постные дни совершенно ничего не вкушает. Ежедневно она получает частицу антидора с теплотой, что и составляет ее отраду и пищу. Если же она ест кашицу или молоко с лепешкой, то раз в день, до вечерни, но бывает так, что народ не дает ей пообедать до вечерни, и тогда она уже не вкушает вовсе в тот день.
Для самоумерщвления плоти ее послушание, видимо, обязывает не снимать белья и платья до тех пор, пока оно не истлеет на ней и не спадет само. Также она никогда не умывается, не расчесывает волосы. Затем она никогда не ложится, и если дремлет, то сидя. Также редко она допускает подходить к себе приходящих к ней за советом и благословением; большей частью народ останавливается за 5 – 6 сажен, и слова Наташи, говорящей довольно тихо, передает публике послушница, стоящая на середине расстояния от народа до нее.
Она никогда не берет ничего в руки, кроме священных предметов, бумаги и карандаша; ее кормят послушницы и все делают за нее, перелистывают страницы книг, собирают деньги, оставляемые народом, и проч. В послушание ее входит также тяжелая обязанность двигаться всегда боком и непременно по той же дороге или половице пола и туда, и назад. Странности эти, непривычные для свободных людей, кажутся неразумными, скучными, пожалуй, бессмысленными, но поэтому-то они и даны ей мудрым старцем, чтобы побороть разум и волю и при помощи подобных тяжелых послушаний, даже невыносимых для большинства, заставить отречься от мира, находящегося не в окружающей человека обстановке, а внутри него, в сердце.
Наташа обладает даром совета. Речь ее прямая, ясная, не иносказательная. Премудрость и начитанность ее велика, и не лишена она прозорливости. В молодых годах Наташа несколько юродствовала, но под старость перестала».
В последние годы жизни старица Наталия основала свою, отдельную от Серафимо-Дивеевской, женскую обитель. В 1899 году почитателями было приобретено для этой обители 200 десятин земли на Меляевской поляне в Ардатовском уезде. Сама блаженная без согласия настоятельницы не решилась оставить Дивеевскую обитель.
Незадолго до смерти блаженная Наталия подняла звон не как обычно, к полунощнице, а во время обедни. На вопрос игумении Марии, почему она так звонит, ответила: «Правду на небо провожаю. Правды на земле больше нет!»
22 февраля 1900 года на Отдание праздника Сретения Господня около полуночи тихо и мирно отошла ко Господу верная раба Христова блаженная старица Серафимо-Дивеевского монастыря Наталия Дмитриевна.
Могила блаженной Наталии находится за алтарем Троицкого собора, слева от места захоронения святой блаженной Пелагии. В Серафимо-Дивеевском монастыре в день памяти блаженной Наталии служится литургия и панихида об упокоении ее души. Крест на ее могиле украшается цветами.