Иеромонах Тихон - строитель Свято - Троицкого Туруханского монастыря
Когда в семье немолодого священника Семиона из Великого Устюга и его жены Марфы родился наконец долгожданный младенец, никто и не предполагал, что ждет его судьба необыкновенная и земли далекие, которым еще и не было русского наименования, да и не были они еще территорией государства Российского - была первая четверть XVII века.
Маленький Тимофей, так назвали ребенка, воспитывался в вере и благочестии, едва научившись ходить, он уже внимательно слушал рассказы матери о Боге, жизни святых, запоминал первые слова простых молитв - растили книжника, молитвенника, будущего священника, как это было предопределено в семьях духовенства.
Но время шло, сын рос, принял на себя заботу о престарелых родителях, но рукополагаться во пресвитеры не спешил, так как для этого нужно было жениться, а Тимофей не хотел обременять себя материальными заботами, душа его всецело принадлежала Богу и не было в ней места иным интересам. Тимофею было уже почти сорок лет, когда он схоронил мать и отца и, исполнив сыновний долг до конца, мог решать дальнейшую судьбу, руководствуясь своими духовными привязанностями.
Мы уже никогда не узнаем внешних обстоятельств, через которые осуществлялась воля Божья в отношении его. Точно можно сказать только то, что в 1655 году Тимофей уже жил в Енисейске, изготавливал свечи для храма, продолжал изучать Священное Писание и, наконец, принял постриг в Спасском монастыре. Здесь под руководством игумена Леонида он изучал тонкости православного богослужения и устав монашеской жизни, но его тянуло дальше, в неведомые Туруханские земли.
Что-то с самого начала было необыкновенное в этом монахе, если после очень недолгого пребывания в обители его благославляют на пустынножительство, ведь традиционно такой подвиг несут только люди опытные духовно, имеющие за плечами годы монашеской жизни под руководством мудрых наставников. Более того, вокруг него сразу же собирается круг сподвижников старцев - монахов, старших по возрасту и по пребыванию в монашестве, разделявших его стремление жить уединенной пустынькой вдали от людей. Из Енисейска отплыли они в навигацию 1656 года и до ее завершения прибыли в Туруханское зимовье (нынешний Старый Туруханск), которое называлось «у Николы Чудотворца», по названию церкви. Там и и провели зиму.
Весной, когда реки очистились ото льда, монахи поплыли вверх по течению Енисея и дошли до устья реки Нижней Тунгуски. Здесь они нашли место высокое, поросшее непроходимым лесом, уединенное и не доступное для людей, и пристали к берегу. Водрузили крест, через несколько дней срубили часовню, а затем келию. Была весна 1657 года и эту дату можно смело считать временем основания монастыря и сегодняшнего Туруханска, который расположиться со временем вокруг зародившегося монастыря и вплоть до начала XX века так и будет называться - село Монастырское. А пока это только пустынька, по мысли ее основателя, для уединенного жительства и молитв. Но Господь судил иначе, он избрал это место для иных целей: здесь он хотел особо прославить нового святого — сибирского чудотворца Василия и здесь возвести главную обитель Туруханского края - Свято-Троицкий монастырь. Недаром сразу же к этому месту потянулись монахи, жившие уединенно и по другим монастырям, да не просто монахи, а старцы этих мест, Господь собирал их под рукою неизвестного еще никому инока Тихона. Как прекрасно, что история сохранила для нас их имена, первых, кто обживал наши места, кто молитвенными подвигами закладывал фундамент сегодняшнего Туруханска: Дионисий, Меркурий, Герасим, Павел, Никон и, конечно, Тихон. Поминайте их в своих святых молитвах!
Прошло немного времени и возросшая братия стала просить Тихона принять священнический сан, чтобы в построенной церкви в честь Живоначальной Троицы могли совершаться богослужения. Исполненный глубокого внутреннего смирения, он и не хотел этого, и не смел решительно отвергнуть волю своих сомолитвенников. Наконец многочисленная к тому времени братия проводила своего наставника в далекий Тобольск, где была Сибирская архиерейская кафедра. Летом 1660 года он вернулся уже иеромонахом с указом царя Алексея Михайловича о возведении пустыни в степень монастыря.
К этому времени в Мангазее были обретены честные мощи нового сибирского чудотворца и все православные молились об открытии его имени. Не известно, знали ли монахи далекой пустыне о чудотворениях в Мангазеи или нет, но вот чего они точно не знали, так это то, что уже совсем скоро благословит Господь их обитель быть местом прославления первого святого Сибири. В 1670 году прозвучал призыв самого чудотворца иеромонаху Тихону: взять свои честные мощи и поместить в своем монастыре; и в залог истинности своей воли было наконец открыто имя нового святого - Василий. Древние рукописи и драгоценные собственноручные записи самого иеромонаха Тихона сохранили для нас рассказ о том, с каким трепетом он исполнял святую волю. Это было главное событие его жизни, которое оставило неизгладимый след на его личности. Соприкоснувшись непосредственно с чудом Божьим и испытав на себе действие неземной благодати, иеромонах Тихон усугубил и без того тяжелые иноческие подвиги.
Для томления тела он сковал железные вериги весом 20 фунтов, кроме того он носил на себе спереди и сзади два креста весом 2 и 4 фунта, что в общем сосотавляло по современным мерам веса более 10 килограммов. Представьте себе это хоть на мгновение: в наши суровые зимы, а в наше лето, изобилующее
гнусом!? Готовясь совершению литургии, он всю ночь проводил без сна и совершал богослужение с особым благоговением и трепетом. В дни поста, особенно Великого поста, он не вкушал пищи все дни, кроме субботы и воскресенья, когда он принимал только немного хлеба и воды. Пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди братии, он был кроток и смиренен, его наставления были исполнены мудрости и любви. Прожил он долго и, поболев немного, удостоился мирной кончины. Братия со слезами погребла его в монастырской ограде на южной стороне Троицкой церкви. Над могилой была устроена усыпальница, где совершались панихиды, братия и паломники монастыря молились о блаженном Тихоне, здесь же хранились и его вериги как
одна из святынь монастыря. Умер он 24 июня, на этом сходятся все имеющиеся источники, а вот год они называют по разному: 1688 и 1682. Более вероятной представляется последняя дата. Вероятно, сомнения были и у более ранних исследователей жизни иеромонаха Тихона. Во всяком случае на старинной плите с его надгробия, фрагмент которой и сейчас находится в нашем монастыре, указано, что год его кончины точно не известен. В начале двадцатого века были подготовлены материалы для канонизации блаженного Тихона, но события 1917 года не позволили осуществить задуманное. Хочется надеяться, что они только отсрочили исполнение чаяний православных Туруханского края. При закрытии монастыря монастырь вместе с могилой его строителя подверглись поруганию, что стало с останками блаженного — неизвестно.