Игумения Дорофея (Кудрявцева) - первая настоятельница Сухотинского Знаменского монастыря

В истории духовного окормления русских женщин совершенно особое место принадлежит преподобному старцу Серафиму Саровскому (†1833г.) окормление женщин подвижниц занимало большое место в жизни старца. Основанные им монастыри были широко известны строгостью соблюдения устава, совершенным общежитием, аскетическим деланием.

В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием преподобного Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении и руководстве старец особое значение предавал молитве и духовной любви к ближнему. Социально-благотворительную деятельность он не поощрял. Преподобны, может быть больше чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания.

Со страниц «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия» пред нами встают образы многих подвижниц, многие из которых вышли из одного и того же монастыря. Игумения Дорофея из Знаменского монастыря Тамбовской епархии, игумения Антония из Сретенского монастыря Тульской епархии, игумения Дорофея из Иоановского монастыря в Москве, схимонахиня из Сретенского монастыря под Каширой, схимонахиня Марфа из Арзамасского монастыря Нижегородской епархии, схиигумения Олимпиада Алексеевского монастыря г.Арзамас Нижегородской епархии, две затворницы Марфа и Евдокия из Харькова и многие, многие другие. Это свидетельство сохранившейся там живой аскетической традиции. В Нижегородской губернии, где расположена была Серафимо-Дивеевская обитель, наблюдался особый расцвет иноческого аскетизма. Возможно это и был отблеск духовного подвига преп. Серафима Саровского, который явил собой вершину русского благочестия XIX в.

Будущая игумения Дорофея, Вера Егоровна Кудрявцева – так она звалась до своего монашеского пострига – осталась со своей старшей сестрой Софией сиротами еще малолетками. Росли и воспитывались девочки в семье генерала как родные дети, окруженные любовью и заботой. Имея от природы способности к пению они собирали много слушающих, очаровывая их красотою пения и скромностью, но светская жизнь не привлекала их. Забота о спасении души влекла их к уединению в каком-либо монастыре. И они еще совсем юными решаются, оставив дом своего благодетеля, искать тихую пристань в бурном и страшащем своими соблазнами житейском море. Желая каждому спасения, Господь не без испытания ведет их к заветной мечте. Тайно оставив дом они устремляются в неизвестный, но желанный, а от того радостный для себя путь. Пережив испуг от погони за ними своего благодетеля и утомление необычного пути, они направляются к преподобному старцу Серафиму Саровскому, чтобы у него испросить благословения на последующую уже иноческую жизнь. Старец одобрил их намерения служить Господу, «благословил их намерения» и направил их к начальнице Нижегородского монастыря игуменье Дорофее Михайловой, которая, как говорил, преподобный «устроит вашу участь». Только заботами московской графини Орловой были получены необходимые документы от генерала и юные Вера и София были приняты в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь к игуменье Дорофее. Лишь спустя пять лет, убедившись в преданности избранному пути, совершенном удалении от мира, игумения Дорофея решается оставить их в монастыре, подписав указ 10 февраля 1825г. Вере было определно послушание на клиросе, а Софии – в больнице. Вскоре Софию Господь призывает к себе, а Вера проводит тихую и спокойную жизнь, усердно исполняя послушание, вознося к Богу свою любовь и мысли. 17 июня 1834г. она была пострижена в монашество с именем Дорофея. Незадолго до этого, вероятно уже перед кончиной старца, послушница Вера еще раз посещает преподобного Серафима Саровского, наставления которого сохранились в памяти молодой послушницы на всю жизнь. Особенно запомнились слова старца и не однажды повторенные им: «Иди послужи барыне, да берег-то укрепи, берег.» Под барыней она понимала Царицу Небесную и старалась служить Ей в меру своих сил и разумения. Провидя аскетическую жизнь будущей строительницы, старец благословляет ей железные вериги, которые по свидетельству матушек, хранились в деревянном сундучке и передавались последующим настоятельницам монастыря, и власяницу, которая при погребении матушки Дорофеи положена была, согласно ее словесному завещанию, вместе с нею в гроб. Они также часто видели, что вериги и власяницу по распоряжению игумении Дорофеи, — «возлагали по временам» на больных сестер или на впавших в какое-либо искушение и те чувствовали после этого заметное облегчение.

 Подлинный смысл слов старца откроется лишь десятилетия спустя. Пока же по соседству, в Тамбовском уезде, на высоком берегу реки Нару-Тамбов, готовилось место молитвенных подвигов и предстоящих трудов по устроению славного Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря.

Владыка Николай, не подобрав начальницу для монастыря в Тамбовской епархии, обращается к Нижегородскому архиепископу Иакову с просьбой «избрать из числа сестер женских монастырей, ввереной ему епархии, монахиню, способную и достойную занять должность начальницы Богородице-Знаменского Сухотинского монастыря». Жребий падает на монахиню Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофею Кудрявцеву. После долгих колебаний и усердных молитв Матери Божией «внушить ей решительность дать или не дать своего согласия на принятие ею столь высокой должности», и вспомнив слова Саровского подвижника старца Серафима: «иди послужи барыне», она решилась принять на себя должность начальницы Сухотинского монастыря. Поскольку в своем избрании матушка видела действие Промысла Божественного, с готовностью принимает на себя все труды и лишения. Владыка Иаков, переводя монахиню Дорофею из Нижегородской в Тамбовскую епархию, писал о ней: «что она послушания исправляет усердно и качеств очень хороших». Более 25 лет провела матушка Дорофея в Крестовоздвиженском монастыре, неся свое послушание. Жизнь ее проходила «тихо и покойно» и прощание с монастырем было трогательным. Много чистых и благодарных слез пролито было при прощании с сестрами и обителью, в которой много было пережито радостных, укрепляющих в любви к Богу и ближним, мгновений. В начале февраля 1850г. матушка Дорофея простилась с начальницею и сестрами Крестовоздвиженского монастыря, а с 14 февраля этого же года уже вступила в исполнение своих новых обязанностей по благоустроению Сухотинской обители. В этом звании матушка Дорофея, созидая и улучшая монастырь, все свое внимание и усердие сосредоточила на устроении внутренней, духовной жизни монашествующих и на «упрочении добрых порядков обители». Всем сестрам назначила послушания, соразмерные их силам и способностям. Строго наблюдая за их исполнением, она «неисправным» делала кроткие вразумления и наставления. Особо  строго следила она за исполнением послушаний по церкви. Как опытная в пении и несшая ранее послушание на клиросе, матушка Дорофея выбирает из сестер способных к пению и определяет им послушание на клиросе, обучая их уставу и нотной грамоте.

После смерти Варвары Александровны забот у матушки Дорофеи прибавилось. 13 сентября 1851г. после Божественной Литургии и панихиды тело Варвары Александровны было положено в склепе под пределом Знаменской церкви во имя Святой Великомученицы Варвары, освященном накануне. Все заботы по монастырю теперь были на одной матушке. Это время стало началом тяжелых трудов и многих огорчений.

Поскольку время подготовки и ожидания открытия монастыря продолжалось около 25 лет, то и строения, передаваемые монастырю были в основном ветхие. К монастырю отошел огромный деревянный господский дом, но уже старый с ветхой крышей, два полукаменных двухэтажных «флигеля» с ветхой тесовой крышей, три одноэтажных каменных флигеля с такою же ветхой крышей, четыре одноэтажных деревянных очень старых домика, десять ветхих деревянных изб, деревянная баня, несколько сараев, да каменная высокая ограда вокруг всего господского двора. Из имущества, которое перешло в пользование монастырю, было два комода, три шкафа, три дивана, тринадцать столов простых, сорок семь стульев разных, лошадь с упряжью, да корова с двумя телками.

Надежда на милосердие Божие, покровительство Царицы Небесной да молитва старца Серафима подавали начальнице дух силы и бодрости. Помнились матушке и слова старца. Во время своего посещения старца Серафима, матушка была у него в кельи. Преподобный насыпал в мешок картофель и велел матушке понести его. Когда матушка исполнила просьбу старца, он сказал: «ты можешь понести, устрой у себя богадельню, пусть там вяжут и прядут, а если не смогут пусть в церковь ходят, барыню-то уважай, да берег-то укрепи, берег». Вспоминала о беседе своей со старцем матушка «с необыкновенным восторгом и слезами глубокого умиления». По свидетельству самой матушки преподобный Серафим предсказал ей о больших предстоящих трудах при устроении монастыря и благословил на эти труды веригами и власяницей. Все эти труды не остались незамеченными. Неутомимая ревность, кротость и смирение были отмечены владыкой Николаем. в январе 1852г. он возводит матушку Дорофею в сан игумении.

После этого с особым рвением уже игумения по совету и с благословением владыки Николая матушка занялась расширением Знаменской Церкви, исправлением ветхих зданий и постройкой новых. Приобретается колокол весом 101 пуд (1616 кг.) и много других вещей и церковной утвари. Только в 1858г. смогла матушка укрепить берег по совету старца отца Серафима, считая это для себя священной обязанностью. «Чрезвычайно была рада» матушка, радовались и все сестры, когда устроена была плотина у подошвы берега вдоль всей усадьбы монастырской. Обсаженный деревьями берег реки Нару-Тамбов перестал обваливаться, угрожая монастырской стене и главному корпусу. По просьбе игуменьи, княгиней Екатериной Мамаевой приобретается дом в Тамбове для монастырского подворья. Но бывали и скудные дни, когда сама матушка игумения выезжала по сбору, посещая Москву, Петербург и тем поддерживая монастырь. Однако всегда Богородице-Знаменская обитель делилась скудными средствами своими с нуждающимися. Матушка дважды получает «высочайшие благодарности», за пожертвования раненым воинам Крымской «компании» и в первую роту Тамбовской Дружины ополчения Казанской иконы Божией Матери. А в 1861г. награждается наперстным крестом за свои труды и усердие «в пользу монастыря».

Своими трудами и молитвой помогали матушке игумении: казначея – монахиня Дорофея (Киликовская), девица из Тамбовских дворян. Поступила в монастырь в 1885г., а в 1861 году пострижена в монашество. Ризничная – монахиня Евфалия (Осипова), девица из Тамбовских мещан. В монастыре с 1850 года, в монашество пострижена в 1854 году. Бывшая казначея – монахиня Асенефа (Матюнина), вдова из дворян, в монастыре с 1849 года, самая активная и усердная помощница игумении по благоустроению и украшению монастыря. Монахиня Агния (Петрова) дочь священника Нижегородской епархии. Перешла в Сухотинский монастырь вместе с матушкой Дорофеей, благочинная, возглавляла отделение «рукоделенных», занималась письмоводсвом. Особая роль в формировании аскетической жизни монастыря принадлежит схимонахини Митрофании (Максимовой), девице из мещан города Темникова. В Сухотинский монастырь перевелась из Нижегородского вместе с матушкой Дорофеей. Для сестер была примером в детской простоте и откровенности, в кротости и незлобии, в любви и ласковости ко всем. Саровский старец Назарий, посетивший Арзамасскую женскую обитель, где проходила свое послушание еще послушница Евдокия до своего перевода в Нижегородский монастырь, называл будущую подвижницу «юной старицей». Ей было в то время 12 лет. Отец Назарий наставлял ее: «Дал тебе Бог разум и волю – говори всегда правду. Люби Бога всем сердцем и имей страх Божий и узришь вечное блаженство. Посвяти от юности все труды твои Христу благоохотно и возвеселишься в старости о богатстве твоем. Со тщанием собираемое в юности питает и утешает во днях старческих. Будут тебя гнать – терпи, будут хулить – молись. Помни смертный час и спасешься. Не ищи славы земной, ищи славы небесной». Этими наставлениями матушка руководствовалась всю свою жизнь, являясь образцом для подражания, а благоразумными и мудрыми советами – «рукводительницею в подвигах духовных».