Монах Белобережской пустыни схииеродиакон Мелхиседек
26 Июня / 9 Июля
Местом спасения молодого молитвенника стала известная Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь под Путивлем Курской губернии. Места здесь были красивые, изобильные, способствующие уединению, было много искусственных пещер, устроенных древними отшельниками, основавшими обитель. При настоятеле Софронии (1656-1692 годы), строгом подвижнике, был заведен сад, виноградник, огород, плоды которых поставлялись в Москву для царского обихода. В монастырской библиотеке было много рукописных старинных книг. Но не заладились у Максима отношения с другими иноками, претерпел он от них много искушений и унижений и был вынужден спустя десять лет покинуть обитель.
Сменив несколько монастырей, в 1760 году Максим оказался в Белобережской пустыни под Брянском, где принял постриг с именем Михаил. Через несколько лет он постригся в великую схиму с именем Мелхиседек и был рукоположен в иеродиакона.
В 1800 году в пустынь прибыл новый настоятель старец Василий (Кишкин, 1745-1831), ученик афонских и молдавских старцев. При нем обитель начала активно строиться, за три года число братии увеличилось с 7 до 60 человек, пришли ученики о.Василия из Коренной пустыни. Мелхиседек, который в ту пору был уже в преклонных летах, пребывал с настоятелем в постоянном духовном общении.
В 1804 году после перевода о. Василия в другой монастырь настоятелем Белобережской пустыни был избран иеромонах Леонид (Наголкин, 1768-1841), будущий преподобный Лев Оптинский. При нем в обители появились ученики Паисия Величковского. В 1805 году был принят новый монашеский устав, отличавшийся большой строгостью и разошедшийся по многим обителям России как образцовый.
Можно предположить, что и отец Мелхиседек на склоне лет искал уединения от мирской суеты, проникающей за стены обители вместе с потоком многочисленных богомольцев. Так в 95 лет старец решил идти в рославльские леса и поселиться там в лесной келье.
Полностью оторваться от мира рославльским отшельникам не удавалось, местные крестьяне, помещики и священники любили вести с ними духовные беседы. В Рославле даже действовала почтовая оказия, которая связывала старцев с их наставниками и духовными чадами из самых разных уголков, доставляя им письма и книги.
В 1837 году, ища уединения, отец Мелхиседек со своим учеником Михаилом перебрались в еще более глухое малонаселенное место — в Хатожскую лесную дачу, принадлежавшую промышленнику И. А. Мальцову. И.А. Мальцов выделил старцу участок земли для пустыни, а также снабжал отшельников продуктами, одеждой, книгами, свечами, лампадным маслом. 9 июля 1840 года иеродиакон Мелхиседек в возрасте 125 лет отошел ко Господу. Вскоре над его могилой была возведена небольшая деревянная часовня, расширенная в 1887 году.
Михаил, принявший пострижение с наречением Митрофанием, скончался 19 июля 1870 года. Он тоже был погребен под сводами часовни рядом со своим духовным наставником. Митрофаний сохранил и передал через своих последователей свидетельства о жизни и чудотворениях старца Мелхиседека, опубликованные монахом Иларионом в журнале «Душеполезное чтение» (2 изд. №6 1889г.), а затем в дополненном иеромонахом Дионисием калужском издании 1913 года.
В настоящее время иеродиакон Мелхиседек Белобережский, Рославльский (+9/22 июля 1840) почитается как подвижник благочестия Брянской земли. В лесу на месте обители несколько лет назад была отыскана его могила, и братией Белобережской пустыни установлены памятная гранитная доска и деревянный крест.