Основатель Вознесенского женского монастыря г.Дубовка протоиерей Иоанн Покровский

Основателем, учредителем и строителем Свято-Вознесенского женского монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский – благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

Отец Иоанн Покровский жил одиноко, т.к. его матушка умерла, а единственный сын, учившийся в университете, был убит в Петербурге. С ним вместе жили престарелый солдат-повар Годовенко, имя которого затерялось в истории, а все звали его по отчеству Василич, и лакей из дворян Иван Федотович Сухорук.

Его любили и уважали все дубовчане, к батюшке приходили за советами, помощью. Как записано в летописи, «к нему приходили все: молокане, раскольники и всевозможные сектанты – и он, всегда отзывчивый на чужое горе никого не отпускал без посильной помощи».

Проповеди настоятеля собора отличались большой глубиной содержания и теплотой чувств. Они с внимательностью выслушивались прихожанами, потом долго обсуждались в дубовском обществе. Слава проповедника из Дубовки дошла до северной столицы, ему было предложено собрать лучшие тексты и издать их. В 1862 году в типографии Императорской академии наук вышла книга отца Иоанна «поучительные слова, говоренные к своей пастве посада Дубовка». В ней содержались проповеди, сказанные батюшкой по случаю различных праздников и событий в истории страны. Постоянно в них упоминаются дубовские реалии, жизнь приволжского посада.

Дом Иоанна Покровского располагался в саду над Волгой. Этот сад был посажен и обрабатывался самим батюшкой. Значительную часть его занимали виноградники и орешник, с которых собирался богатый урожай. Посреди сада находился пруд, в котором водилась всякая вкусная рыба. Сад раскинулся на возвышенности, и в верхней ее части отец Иоанн вырыл себе пещерку, в которой проводил время в молитвенном уединении.

Похоронив жену и сына и оставшись один, Иоанн Покровский жил в Дубовке аскетической жизнью, стремясь отдавать все свои силы на служение пастве. Во время своих поездок по стране он познакомился с известными подвижниками того времени: старцем Адрианом из Югской пустыни и отцом Петром из Иерусалимской слободы Тверской губернии.

Отец Иоанн все чаще задумывался о том, куда лучше всего применить свои силы, как наиболее основательно укрепить благочестие среди дубовчан: он решил основать здесь женский монастырь. И тут отец Петр прислал к нему своего послушника, некоего Ивана Ивановича. Тот привез личное благословение старца, что укрепило отца Иоанна в мысли об этом строительстве. Он решил отдать на монастырь свои личные средства и собрать пожертвования среди жителей Дубовки.

Получив необходимую поддержку отец Иоанн отправляется вместе с Посохиным в Саратов к епископу Иоанникию (Рудневу), чтобы взять благословение на строительство. Батюшка был известен своими трудами в епархиальном центре, поэтому разрешение было получено незамедлительно.

Вернувшись в посад он летом 1864 года на свои средства за 1000 рублей покупает в пяти верстах от Дубовки усадьбу с садом и двумя прудами у местной мещанки А.И. Шишлянниковой, родственницы М.Посохина. Рядом с этой усадьбой располагалась на возвышенности степная безводная равнина, на которой предполагалось основать монастырь.

Сын М. Посохина Пётр вспоминал, как отец Иоанн взял его однажды с собой на прогулку и они поехали в какой-то повозке, которую в этих местах называли долгушкой - в степь на то место, где будет стоять обитель. Протоиерея Иоанна беспокоила мысль о воде, ее в этих местах не было, батюшка оставил мальчика с кучером в долгушке, а сам отошел на несколько шагов в сторону, встал на колени и усердно и долго молился, воздев руки к небу и проливая слёзы.
Мальчику надоело сидеть в повозке, он вылез из нее, пошёл в сторону отца Иоанна и вдруг увидел чудо: батюшка уже не стоял на коленях на земле, а висел над ней в воздухе. Петя от страха и волнения закричал. Отец Иоанн закончил свою молитву, подошел к нему и ласково погладил его по голове. А потом он попросил мальчика отметить колышком то место, где он молился. Впоследствии там был вырыт первый монастырский колодец с вкусной сладкой водой, который существует и доныне.

7/20 ноября 1865 года отец Иоанн отслужил первую всенощную и молебен с коленопреклонением. После этого он сказал проповедь первым сестрам основанной им общины и уехал в Дубовку, оставив их зимовать в мире, согласии и любви среди степи и глубоких снегов.

Отец Иоанн лично участвовал в планировании монастыря, он указывал, где чему быть, на каком расстоянии ограду делать, где построить церковь с корпусом, где посадить сад.

Осенью 1866 года сам отец Иоанн освятил монастырский однопрестольный храм. Он был назван в честь небесного покровителя батюшки – св. Иоанна Предтечи.

Первым священником был семидесятилетний Кирилл Пименович Орлов. Через четыре года он ушел на покой, на его место был назначен Павел Петрович Павилионов, представитель известной в местных краях священнической фамилии. В конце XIX – начале ХХ веков в Царицыне в разных храмах служили иерей Петр и псаломщик Василий Павилионовы. Отец Павел прослужил в Дубовском монастыре пять лет.

Но по-прежнему отец Иоанн оставался духовным руководителем и окормителем монастыря. Первой начальницей монашеской общины была рясофорная послушница Виталия из города Бежецка, она была назначена в монастырь по ходатайству батюшки. Как отмечали современники, в монастыре вообще ничего не делалось, не строилось, не определялось без ведома протоиерея Покровского, он был попечителем и строителем этой юной общины.
Но не все шло гладко в жизни обители. На отца Иоанна возвели клевету близкие люди: одним из них был дальний родственник батюшки о. Павел Павилионов, который был назначен на служение в юную общину в помощь ему. Отец Павел стал настраивать сестер против протоиерея, выдумывать небылицы. Большая часть насельниц монастыря не обращала внимания на клевету. Но семь монахинь поддались на его наговоры, отделились вместе с отцом Павлом от о. Иоанна. Но и этого клеветникам показалось мало, они стали писать доносы в Саратов, и хотя другие сестры опровергали наветы, епископ Тихон (Покровский), который к тому времени стал епархиальным архиереем, запретил отцу Иоанну служить в монастырской церкви.

Но и на этом не успокоились противники. Стали писать в Саратов, что настоятельница Виталия плохо следит за сестрами, они продолжают ходить к протоиерею. Владыка прислал в монастырь другую манатейную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отправил в Саратов.

При монахине Марии настроения в монастыре еще более усиливаются. И как Господне наказание случается пожар. В одну из августовских ночей в корпусе, где находилась церковь, загорелись деревянные полы, окна, перекрытия. Огонь уже почти перекинулся на церковь, но его удалось остановить. Однако при тушении пожара потревожили престол.
Утром следующего дня батюшка приезжает навестить сестер юной обители. Ему выносят стул, он садится, смотрит на разрушившийся от пожара корпус и начинает петь 136 псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». А потом он обратился к стоящим рядом монахиням: «Не плачьте, сестры! Это все делает враг рода человеческого, но сколько ни будет козней его чрез людей, но все будет на нашей стороне; оправдают меня, и вам будет хорошо, но это будет только тогда, когда закроются мои глаза навеки».

Настоятельница Мария становится еще более строгой и взыскательной к тем сестрам, которые были преданы отцу Иоанну Покровскому. И монахини вынуждены были покинуть монастырь и поселиться в Дубовке. Батюшка, видя, что нестроения усилились и мир не наступает в обители, посылает двух наиболее деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния) и Пелагею Васильевну Дорошенко лично просить защиты у самой императрицы. Мария Александровна, выслушав ходатаиц, сказала: «Все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер». Вскоре на имя владыки Тихона был прислан указ, которым предписывалось немедленно собрать в эту общину всех монахинь, которые ушли из нее. Из Саратовского женского монастыря в Дубовку была отправлена монахиня Виталия, которой поручается навести порядок в обители.

Отец Иоанн все более и более слабел здоровьем и опять повторял свои пророческие слова: «Вы доживете и увидите, но я отойду в вечность. Когда приедет Владыка и придет бумага, которая оправдает меня, то меня уже не будет здесь, я буду в вечности, где царствует одна правда». Все эти слова впоследствии сбылись, как говорил батюшка.
В первых числах августа 1876 года вновь назначенная монахиня Виталия приехала в Дубовку и нашла монастырь в полном распаде: сестры, которые временно покинули общину, встретили в посаде матушку Виталию со слезами и просили, как записывает очевидец, «чтобы она собрала их, как птица собирает разлетевшихся птенцов под свои крылья, установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри».

Между тем монастырь стоял в разрухе после пожара: в главном корпусе провалилась крыша, в церкви нельзя было служить, были целы только пара флигельков и дом, построенный царицынской почетной гражданкой Пелагеей Георгиевной Ворониной.

Протоиерей Иоанн Покровский вскоре после приезда матушки Виталии скончался. Случилось это в 12 часов ночи с 28-го на 29-ое октября 1876 года. Ему шел только 60-й год жизни. На следующий день в Дубовку приехал епископ Тихон для освящения Воскресенского храма. Когда пароход подъехал к берегу, владыка услышал печальный звон в 12 ударов. Сходя с парохода, он спросил встречавших его: «Жив ли отец Иоанн Покровский?» Ему ответили, что отец Иоанн скончался, и что звон слышится об исходе его души. П.М. Посохин записывает воспоминание одной из монахинь: «Трогательно было видеть, когда владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды».

Похороны были торжественные, но прошли с некоторой задержкой. Пока епископ Тихон освящал Воскресенскую церковь, прах батюшки три дня стоял в его доме, только на четвертый его перенесли в Успенский собор. Здесь при большом стечении народа сам архиерей совершил отпевание тела отца Иоанна. Гроб с останками батюшки был перенесен из собора в монастырь, где и предан земле. Прах отца протоиерея был положен около церкви напротив алтаря, построенного его стараниями и трудами. Позже здесь был построен теплый храм, и могила оказалась в его центре. Она была покрыта чугунной плитой.