Преподобная Елена (Девочкина) Московская, схиигумения Новодевичьего Смоленского монастыря
18 Ноября / 1 Декабря
28 Июля / 10 Августа
Преподобная Елена родилась в 1450-1460-х годах в городе Суздале, предположительно в семье тысячника III статьи Семена Никитича Девочкина. По некоторым сведениям, в крещении она могла быть названа Агриппиной. Благодаря своему знатному происхождению, она получила хорошее образование, что позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов. Будущая подвижница укреплялась духовно, а впоследствии стала достойной наставницей, «вождем ко спасению известным» для многих сестер обители, где Господь определил ей нести настоятельское послушание.
Суздальский Покровский монастырь неоднократно посещал великий князь Василий III, который, вероятно, обратил внимание на монахиню Елену, выделявшуюся среди сестер не только своими духовными качествами, но и хозяйственными способностями.
В этом монастыре подвижница приняла монашеский постриг с именем Елена. Продолжая свой путь служения Господу, духовно возрастая в страхе Божием и смирении, мать Елена приняла великую схиму, дав более строгие монашеские обеты. Она отошла от хозяйственных дел по монастырю, чтобы всецело отдаться молитвенному деланию, но Промысл Божий судил ей иное.
Новодевичьим новый московский монастырь был назван потому, что на Остоженке некогда был известен Алексеевский девичий монастырь (ныне Зачатьевский), основанный святителем Алексием и его родными сестрами - преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией; он был первым девичьим (Стародевичьим) монастырем на Москве. Некоторые производят название Новодевичьего монастыря от его местоположения на Девичьем поле или от фамилии первой игумении Девочкиной, но на самом деле наименование обители говорит лишь о том, что ее насельницами становились не женщины, а инокини «девическаго чину», и подвизались они в обители Пресвятой Богородицы, Которая, по слову акафиста, есть «стена девам».
В 1524 году схимонахиня Елена была назначена настоятельницей и строительницей новой обители. В этот монастырь матушка Елена приехала не одна - из Суздальского Покровского монастыря с ней были переведены Софья Каурова и Феофания, выполнявшие послушания келаря и казначеи, а с ними прибыли еще 18 стариц. Эти опытные монахини и стали духовной основой новой московской обители.
На долю настоятельницы выпали все хозяйственные хлопоты по строительству и благоустройству монастыря, в который стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Схиигумения Елена установила строгий порядок, исключавший какие-либо снисхождения к родовитым насельницам.
Преподобная Елена несла игуменство в течении 22-х лет, а когда по старости она уже не могла исполнять свои обязанности, ей помогала мать Евникия. Однако духовное руководство сестрами преподобная игумения осуществляла до конца своих дней. Незадолго до кончины она написала духовную грамоту с наставлениями о монашеском житии. В ней отразилось истинное благочестие, мудрость и забота о спасении сестер обители. 18 ноября 1547 года преподобная матушка мирно отошла ко Господу и была похоронена у юго-восточной стены алтаря Смоленского собора.
Сохранились предания о том, как преподобная Елена со своими сестрами зримо являлась в тяжелые времена на церковной паперти или монастырских стенах и молилась за обитель. С просьбами о помощи к ней обращались многие поколения насельниц, притесняемых и обижаемых своими наставницами. Так однажды преподобная Елена явилась Московскому архипастырю и просила его заступиться за безвинно страдающих монахинь, назвав их по именам. На следующий день архипастырь приехал в Новодевичий монастырь и обнаружил названных инокинь заключенными в одном из подвалов. Он приказал освободить их и строго наказал игумению.