Преподобномученик Сергий (Шеин)

31 Июля / 13 Августа
5 / 18 Ноября Память Отцев Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
27 Января / 9 Февраля (281-й день после Пасхи) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
1 / 14 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Санкт-Петербургских святых

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1870 го­да в де­ревне Колп­на Но­во­сель­ско­го уз­да Туль­ской гу­бер­нии. Во свя­том Кре­ще­нии был на­зван в честь Свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (празд­ну­ет­ся 1 ян­ва­ря). Он был де­ся­тым ре­бён­ком в се­мье кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря Пав­ла Ва­си­лье­ви­ча Ше­и­на и его су­пру­ги На­та­льи Аки­мов­ны. Вос­пи­та­ние юно­ши бы­ло про­пи­та­но бла­го­дат­ным ду­хом цер­ков­но­сти, сам он неза­дол­го до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны го­во­рил: «Я в Церк­ви с дет­ства, по­сто­ян­но око­ло Церк­ви вра­щал­ся, с Ней срод­нил­ся».Дво­рян­ский род Ше­и­ных — бе­ру­щий своё на­ча­ло от Ми­ха­и­ла Пру­ша­ни­на, «му­жа храб­ра и чест­на», вы­ехав­ше­го из По­рус­сии к свя­то­му Ве­ли­ко­му Кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) — из­древ­ле сла­вен в ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ства, укра­сив­шись име­на­ми мно­гих вер­ных слуг и за­щит­ни­ков ве­ры, Са­мо­дер­жа­вия и Оте­че­ства.В 1893 го­ду Ва­си­лий Пав­ло­вич окон­чил Учи­ли­ще Пра­во­ве­де­ния и по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­ет ряд от­вет­ствен­ных ру­ко­во­дя­щих долж­но­стей, со­сто­ит по­мощ­ни­ком статс-сек­ре­та­ря в Пра­ви­тельству­ю­щем Со­ве­те, а в 1913 го­ду от сво­ей род­ной Туль­ской гу­бер­нии из­би­ра­ет­ся в чле­ны Го­судар­ствен­ной Ду­мы IV со­зы­ва, бу­дучи дей­стви­тель­ным стат­ским со­вет­ни­ком. Яв­ля­ясь, как вся­кий вер­ный рус­ский че­ло­век, убеж­дён­ным мо­нар­хи­стом, в Ду­ме он при­мы­ка­ет к фрак­ции на­цио­на­ли­стов и уме­рен­ных пра­вых, укло­ня­ясь, впро­чем, от ак­тив­ной по­ли­ти­че­ской борь­бы и ра­бо­тая в Ко­мис­сии по Цер­ков­ным де­лам. Об­щее на­прав­ле­ние Ду­мы бы­ло, без­услов­но, чуж­до Церк­ви и Са­мо­дер­жа­вию, но «лю­бя­щим Бо­га вся по­спе­ше­ству­ют во бла­гое» (Рим.8:28), и Ва­си­лий Пав­ло­вич стре­мит­ся из­влечь мак­си­маль­ную поль­зу для Церк­ви в тех об­сто­я­тель­ствах, ка­кие по­пустил Гос­подь.В 1917–1918 го­дах он вхо­дит в со­став Сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви в ка­че­стве сек­ре­та­ря. Был по­след­ним, при­вет­ство­вав­шим Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на его из­бра­нии 21 но­яб­ря 1917 го­да. В день па­мя­ти свя­то­го бла­го­вер­но­го Ве­ли­ко­го Кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (30 ав­гу­ста 1920 го­да) Ва­си­лий Пав­ло­вич при­нял по­стриг с име­нем Сер­гий в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Вско­ре он при­ни­ма­ет свя­щен­ни­че­ский сан и воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та, а в ап­ре­ле 1921 го­да на­зна­ча­ет­ся на долж­ность на­сто­я­те­ля Пет­ро­град­ско­го Пат­ри­ар­ше­го Тро­иц­ко­го по­дво­рья на Фон­тан­ке. Отец Сер­гий нёс так­же долж­ность за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Прав­ле­ния Цер­ков­но­го Об­ще­ства объ­еди­нён­ных Пет­ро­град­ских Пра­во­слав­ных при­хо­дов.Тя­го­та на­сто­я­тель­ства усу­губ­ля­лась дол­гом се­мей­ным: на ижди­ве­нии от­ца Се­рия на­хо­ди­лись две сест­ры, остав­ши­е­ся без служ­бы и средств к су­ще­ство­ва­нию, и в нём од­ном по­ла­гав­шие свою на­деж­ду.Доб­ро­со­вест­но неся крест сво­е­го мо­на­ше­ства, го­ря ду­хом, отец Сер­гий был, по его соб­ствен­ным сло­вам, лишь сла­бой физи­че­ской ни­тью при­вя­зан к ма­ловре­мен­ной зем­ной жиз­ни. Но враг на­ше­го спа­се­ния, изощ­рив­ший­ся в безум­ных по­пыт­ках нис­про­верг­нуть Цер­ковь Хри­сто­ву, при­сту­пил к внешне ино­му, не по­хо­же­му на преды­ду­щий, эта­пу го­не­ния. С са­та­нин­ской убе­ди­тель­но­стью и ухищ­рён­но­стью об­ще­ству и са­мим го­ни­мым до­ка­зы­ва­лось, что они стра­да­ют не за Хри­ста. Ча­сто при этом му­че­ни­ки об­ви­ня­лись в том, что они пло­хие хри­сти­ане, бо­го­бор­цы ста­ви­ли им в ви­ну от­сут­ствие хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей — от сми­ре­ния до со­стра­да­ния к ближ­ним. Пред­при­ни­ма­лись так­же по­пыт­ки про­ти­во­по­ста­вить так на­зы­ва­е­мую «об­ще­че­ло­ве­че­скую» нрав­ствен­ность нрав­ствен­но­сти хри­сти­ан­ской. В это со­блаз­ни­тель­ное (в том чис­ле и для мно­гих вер­ных) вре­мя из­бе­жать се­тей ми­ро­держ­ца мог толь­ко сми­рен­ный и без­уко­риз­нен­но по­слуш­ный Церк­ви хри­сти­а­нин. Вся­кий са­мо­на­де­ян­ный шаг впра­во или вле­во был ги­бель­ным.10 июня 1922 го­да в Пет­ро­гра­де на­чал­ся «об­ви­ни­тель­ный про­цесс по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей». От­цу Сер­гию, в част­но­сти, вме­ня­лось в ви­ну член­ство в Об­ще­стве Пра­во­слав­ных при­хо­дов. Ви­на его усу­губ­ля­лась так­же «отяг­ча­ю­щи­ми об­сто­я­тель­ства­ми», та­ки­ми как дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние и выс­шее об­ра­зо­ва­ние.Да­вая по­ка­за­ния, отец Сер­гий был ис­пол­нен чув­ства глу­бо­ко­го внут­рен­не­го до­сто­ин­ства, но без ма­лей­ше­го на­мё­ка на вы­со­ко­ме­рие и пре­зре­ние к тем, кто так это­го за­слу­жи­вал. Сво­их на­цио­на­ли­сти­че­ских убеж­де­ний он не пы­тал­ся скрыть. На во­прос о его от­но­ше­нии к зло­бо­днев­ным про­бле­мам цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни отец Сер­гий со­вер­шен­но ис­кренне от­ве­чал: «Цер­ковь на­столь­ко бо­га­та раз­но­сто­рон­ней ду­хов­ной жиз­нью, что мож­но най­ти в ней ин­те­рес и удо­вле­тво­ре­ние и вне во­про­сов цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни». Один из об­ви­ни­те­лей так вспо­ми­нал позд­нее об ар­хи­манд­ри­те Сер­гии: «С ка­ким нескры­ва­е­мым от­вра­ще­ни­ем и в то же вре­мя снис­хо­ди­тель­ной жа­ло­стью он смот­рел и го­во­рил с на­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в со­ста­ве су­да. Стра­ха смер­ти, тюрь­мы для него, как, впро­чем, и для мно­гих из них, не су­ще­ство­ва­ло; се­рьёз­ный был про­тив­ник».Со­ка­мер­ни­ком — на Шпа­лер­ной ули­це в до­ме пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния — от­ца Сер­гия был про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Чель­цов, ко­то­ро­му он усту­пил свои бо­лее удоб­ные на­ры, оправ­ды­ва­ясь тем, что «мо­на­ху не по­до­ба­ет нежить­ся». В ка­ме­ре они вме­сте чи­та­ли ака­фи­сты, слу­жи­ли па­ни­хи­ды по умер­шим близ­ким. От­цу Ми­ха­и­лу до­маш­ние пе­ре­да­ли в ка­ме­ру VI-й том со­бра­ния тво­ре­ний Свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го (па­мять 13 но­яб­ря), но он, отяг­чён­ный ду­ма­ми, не смог его чи­тать. Отец Сер­гий, на­про­тив, уте­шал­ся чте­ни­ем Зла­то­усто­го и бе­се­до­вал о про­чи­тан­ном с от­цом Ми­ха­и­лом. Пе­ред рас­ста­ва­ни­ем отец Сер­гий ис­по­ве­дал­ся у про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла. В даль­ней­шем всю свою жизнь отец Ми­ха­ил бла­го­да­рил Гос­по­да за крат­кое зна­ком­ство с от­цом Сер­ги­ем.По­след­ние сло­ва от­ца Сер­гия, ска­зан­ные ком­му­ни­сти­че­ским па­ла­чам бы­ли: «Я ни с кем не бо­рюсь — толь­ко с са­мим со­бою».5 июля был огла­шён при­го­вор три­бу­на­ла, по ко­то­ро­му свя­щен­но­му­че­ни­ки мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров при­го­ва­ри­ва­лись к рас­стре­лу.В ночь на 31 июля (13 ав­гу­ста н. ст.) 1922 го­да они, обри­тые и оде­тые в лох­мо­тья, бы­ли рас­стре­ля­ны, по неко­то­рым све­де­ни­ям, на окра­ине Пет­ро­гра­да на стан­ции По­ро­хо­вые.Про­слав­лен но­во­му­че­ник в 1992 го­ду на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Почитание святого в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Преподобномученик архим. Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 г. в дер. Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. Во Святом Крещении был назван в честь свт. Василия Великого. Василий был десятым ребенком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».

В 1893 г. Василий Павлович оканчивает училище правоведения и последовательно занимает ряд ответственных руководящих должностей, состоит помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 г. от своей родной Тульской губернии избирается в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь, как всякий верный русский человек, убежденным монархистом, в Думе он примыкает к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по церковным делам. Общее направление Думы было в то время чуждо Церкви и самодержавию, но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.

В 1917–1918 гг. он входит в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был последним приветствовавшим Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 г. В день памяти св. блгв. вел. кн. Александра Невского (30 августа 1920 г.) Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. Вскоре он принимает священство и возводится в архимандриты, а в апреле 1921 г. назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий нес также должность заместителя председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов.

Тяготы настоятельства усугублялись долгом семейным: на иждивении о. Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию и в нем одном полагавшие свою надежду. Добросовестно неся крест монашества, горя духом, о. Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни.

10 июня 1922 г. в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.

Давая показания, о. Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни».

Сокамерником на Шпалерной улице в доме предварительного заключения о. Сергия был прот. Михаил Чельцов, которому он уступил свои более удобные нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться». В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отец Сергий утешался чтением свт. Иоанна Златоуста и беседовал о прочитанном с о. Михаилом. Перед расставанием о. Сергий исповедался у прот. Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь о. Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с о. Сергием.

Последние слова о. Сергия, сказанные коммунистическим палачам, были: «Я ни с кем не борюсь – только с самим собою».

5 июля был оглашен приговор трибунала, по которому священномученики митр. Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и архим. Сергий (Шеин), а также миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.

В ночь на 13 августа 1922 г. они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на ст. Пороховые.

Прославлен новомученик в 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.