Надежда Круглова

7 / 20 Марта
4 / 17 Мая (28-й день после Пасхи) Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Преподобномученица Антонина родилась в 1880 году в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье Андрея Новикова, владельца кирпичного завода, имевшего в своей собственности землю и четырнадцать дач, которые сдавались внаем. С восьми лет Антонина жила у тетки в монастыре в Рязани, где и научилась грамоте; она росла девочкой религиозной и впоследствии поступила в Троице-Мариинский монастырь в городе Егорьевске.Этот монастырь был образован в 1900 году стараниями и пожертвованиями Никифора Михайловича Бардыгина, который, будучи сыном булочника, трудом, упорным и вдумчивым чтением приобрел знания в самых разных областях и впоследствии стал владельцем фабрик в Егорьевске. Воспитанный в правилах глубокого благочестия, он при первом ударе колокола был уже в храме, отстаивал литургию, за богослужениями читал Апостол и пел на клиросе. Вокруг него постепенно стали группироваться любители старинного церковного пения, и образовался прекрасный хор, который впоследствии пел в Успенском соборе Егорьевска. С 1872-го по 1901 год Никифор Михайлович избирался городским головой, и ему город был обязан почти всем своим благоустройством. Он устроил в городе водопровод, мостовые, уличное освещение, пожарную команду, воинские казармы, гимназию, женское училище, городской сад и дом трудолюбия. Благодаря в значительной части его личным средствам, была выстроена церковь великомученика Георгия Победоносца, и полностью на его средства построен Троице-Мариинский женский монастырь, который с самого дня образования привлек к себе многих желающих спасения девушек.

Преподобномученица Надежда родилась в 1891 году в деревне Денисово Починковской волости Егорьевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Круглова. С девяти лет родители отдали ее в церковноприходскую школу, где она училась три года, а затем работала вместе с родителями в крестьянском хозяйстве. Когда Надежде исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Троице-Мариинский монастырь в Егорьевске.Обе послушницы, Антонина и Надежда, поступив в монастырь вскоре после его основания, подвизались в нем до его закрытия безбожными властями в 1918 году, после чего они поселились в Егорьевске и, зарабатывая рукоделием, помогали по храму, сохраняя все монашеские правила, о чем впоследствии, при их аресте, показали свидетели и что ОГПУ и было поставлено послушницам в основную вину.Послушницы были арестованы 19 мая 1931 года и заключены в егорьевскую тюрьму. Всего тогда по этому делу было арестовано тридцать монахинь и послушниц. Их обвинили в том, что они «после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря остались в городе Егорьевске на постоянное жительство, монашествовали и монастырские правила продолжали до последнего времени; часть монашек купили себе собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и выполнения монастырских правил...В 1930 году общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено: старое кладбище закрыть, имеющееся помещение использовать под клуб, открыть новое кладбище; тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность — увеличилось количество верующих.Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать»[1].29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц к пяти годам ссылки в Казахстан. Вернувшись в 1935 году из ссылки в Егорьевск, они поселись в одной квартире, и послушница Надежда, как более молодая, взяла Антонину на свое содержание. Работать Надежда устроилась уборщицей в школе. Жили они целиком посвящая себя служению Богу, исполняя все монашеские правила, но после ссылки держались осторожно и с людьми неверующими старались отношений не заводить. В исполнении же своих обязанностей на работе Надежда была по-христиански добросовестна, и, когда впоследствии сотрудники НКВД потребовали от директора школы, чтобы он дал на нее характеристику, тот написал, что Надежда «хорошо относится к своим обязанностям — работает добросовестно и замечаний по работе не имеет. В школе ведет себя тихо и настороженно»[2]. Но в восприятии властей преступлением было само монашество, и секретарь Егорьевского городского совета написал в характеристике послушницы Надежды, что она ранее высылалась за монашество.1 марта 1938 года послушницы были вновь арестованы и на время допросов заключены в тюрьму в Егорьевске.— Органам следствия известно, что вы настроены против советской власти и клевещете на советскую власть и колхозы! — заявил следователь, обращаясь к послушнице Антонине.— Против советской власти я никогда ничего не говорила и клеветой как на советскую власть, так и на колхозы не занималась, — ответила послушница Антонина.— Скажите, в 1937 году среди проживающих в одном доме вы совершали антисоветские действия против советской власти?— Никогда я антисоветской деятельностью не занималась и против советской власти не говорила.— Скажите, в январе 1938 года вы среди отсталого населения клеветали на колхозы?— То же самое, никаких разговоров, а тем более никакой клеветы на колхозы я не вела.— Признаете себя виновной в том, что вы в 1937 году клеветали на советскую власть, а в январе 1938 года клеветали на колхозы?— В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю и поясняю, что я этого не произносила.В те же дни была допрошена с теми же самыми обвинениями и вопросами послушница Надежда, которая также отвергла все возводимые на нее обвинения.После этого были допрошены дежурные свидетели — хозяева и соседи дома, где жили послушницы, которые и подписали лжесвидетельства, составленные сотрудниками НКВД.8 марта следствие было закончено, и 11 марта тройка НКВД приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу. После решения тройки они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Послушницы Егорьевского Троице-Мариинского монастыря Антонина Новикова и Надежда Круглова были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».Тверь. 2006. С. 83-87

Примечания

[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-76327, л. 143.

[2] Там же. Д. П-78607, л. 12.

Источник: http://www.fond.ru/">http://www.fond.ru/

Почитание святого в Троицком Мариинском женском монастыре

Эта история не из тех, что принято рассказывать, ибо монашеский мир особый, он скрыт от человеческих глаз и таит в себе много тайн. Монашество - путь спасения. В этом мире он является островом чистоты и нравственности, труда и молитвы, безмолвия и самое главное — смирения. Совершая дело спасения, не принято говорить о том, что ты делаешь: постишься ли, молишься, главное - во всем прославлять Господа Бога. Живя в монастыре, не принято делиться своими скорбями, горем или притеснением, ибо во время монашеского пострига даются обеты, в которых постригаемый добровольно принимает на себя всякое лишение мирских благ, посвящая себя полностью спасению и вверяя всю свою жизнь только Господу.

Говорят, монашество - бескровное мученичество. История же эта про мученичество во всех его проявлениях.

Свято-Троицкий Мариинский монастырь был построен в Егорьевске в 1900 году Никифором Михайловичем Бардыгиным, городским Главой, купцом первой гильдии и очень набожным человеком.

Первой настоятельницей монастыря стала его родная сестра игумения Олимпиада, которая с детства подвизалась в древнем Коломенском Брусенском монастыре. Матушка Олимпиада управляла монастырем семь лет до самой своей смерти. За это время она смогла передать сестрам опыт, накопленный за свою монашескую жизнь. Сестры очень любили ее и сильно скорбели о ее кончине. После ее смерти настоятельницей была назначена игумения Вячеслава, ее преемница.

Троицкий монастырь славился на всю Рязанскую губернию. В начале 20-го века в монастыре проживало около ста человек монахинь, инокинь и послушниц. Кроме того, в монастыре находился приют для девочек, оставшихся без родителей, и богадельня для престарелых. Хор монахинь был известен во всей епархии. Рязанские архиереи, посещая егорьевские храмы, просили непременно петь за богослужением монашеский хор. Троицкий храм всегда восхищал современников своим богатым убранством и красотой. Монастырский устав заслуживал особого внимания. В обители сложились и свои традиции. Например, невесты перед свадьбой заказывали подвенечное убранство только в монастыре, так как рукоделие сестер славилось во всей округе и считалось, что заказанное в монастыре украшение принесет счастье. Из года в год монастырь набирал силу.

Так было до 1917 года.

После революции начались гонения на Церковь. Сестры монастыря находились в смятении от происходящих событий. Сначала городские власти закрыли детский приют, а затем и богадельню. Бедные старушки были буквально выброшены на улицу, не имея своего крова и пропитания. Приютских девочек брали к себе на проживание добрые прихожане.

В 1918 году по указу Совнаркома «об изъятии церковных ценностей» в монастырь явилась комиссия. После многочасового обыска не нашли ничего ценного. Но бесследно исчезли дорогие венки с могилы Бардыгина и многое другое. Монахинь обвинили в хищении ценностей и завели уголовное дело, затянувшееся на многие месяцы. В то время в Егорьевске жил адвокат Александр Николин. Он происходил из династии адвокатов. Его отец состоял на службе у Никифора Бардыгина. Александр Александрович был человеком верующим и честным. В судебном процессе против монахинь он сумел доказать их невиновность.

Но все доказательства невиновности ничего не принесли. Было вынесено решение монастырь закрыть. Так, просуществовав всего 18 лет, святая обитель была закрыта. Гонимые монахини вынуждены были селиться у своих родственников и знакомых в квартирах и домах.

Горожанам удалось отстоять закрытие Троицкой церкви, так как за монастырем находилось городское кладбище, и верующие просили оставить церковь как кладбищенскую. Троицкая церковь осталась для сестер островком монашеского счастья. Здесь, в стенах родного храма, они ежедневно совершали монашеское правило. За радость считали они оставаться на дежурство в храме: это была возможность, чтобы как можно дольше продлить время радости в родной обители. В то время участились грабежи в храмах. Разбойники, чувствуя слабость голоса церковных служителей и свою безнаказанность, стали делать набеги на храмы.

Принимая монашеский постриг, человек от входных дверей храма ползет до алтаря, накрываемый мантиями монашествующих. Какой великий смысл кроется в этом действии! Наставники говорят, что оно кроет в себе тайну смысла монашества — всю жизнь претерпевать уничижение и, тем самым, сораспинаться Христу.

Ободряемые своей игуменией, матушкой Вячеславой, сестры продолжали монашеский путь в течение 11 лет. В 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма. Новое испытание выпало на долю монахинь. Выгнанные из монастыря, а теперь и лишенные храма, сестры оказались в рассеянии и скитании. Некоторые остались в городских, не закрывшихся еще храмах, а некоторые, не имея жилья, разъехались по сельским храмам, поселившись в церковных сторожках.

Удел монашествующих — смирение, но верность Богу и Церкви хранить до конца, где бы ты ни был, и куда бы ты ни пошел. Принимая монашеский постриг, человек дает обет пребывать в монастыре или в другом месте, где будет дано послушание. Главное- хранить данные Богу обеты.

Рассеянные по разным храмам, монахини приступили к своим послушаниям: кто пел на клиросе, кто выпекал просфоры, кто дежурил. В городском Успенском соборе осталась большая часть сестер Мариинского монастыря.

19 мая 1931 года сестры молились в соборе. В этот день совершалась память праведного Иова Многострадального. На литургии дьякон читал Евангелие от Иоанна: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15, 17-19). Эти пророческие слова Спасителя стали ободряющими для сестер в предстоящей для них судьбе. В этот день тридцать монахинь и послушниц вместе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму. Среди арестованных были две послушницы закрытого Свято- Троицкого Мариинского монастыря Антонина и Надежда.

Антонина Новикова родилась в 1880 году, в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье владельца кирпичного завода Андрея Новикова. У Антонины было четыре брата и три сестры. Когда Антонине исполнилось 8 лет, она переехала к своей родной тетке — монахине в Рязанский монастырь. За годы, прожитые в монастыре, Антонина выучилась грамоте, письму и рукоделию. Здесь, в святой обители, Антонина решила посвятить всю свою жизнь Богу. Читая ли книги, вышивая ли на пяльцах, все свои мысли она устремляла к Всевышнему. Окончательно избрав монашеский путь спасения, Антонина переехала в Егорьевский Троицкий монастырь. Основным послушанием для Антонины в монастыре было выпечка просфор, а в свободное время она занималась шитьем. Когда монастырь был закрыт, Антонина осталась при Троицком храме сторожем. Будучи в монастыре, она сильно сдружилась с послушницей Надеждой, которая была близка ей по духу. Надежда родилась в 1887 году в семье Егора Круглова, крестьянина деревни Денисиха Егорьевского уезда. В монастырь Надежда пришла, когда ей исполнилось 20 лет. Когда закрыли Троицкий храм, обеим послушницам негде стало жить, и они с благословения матушки- игуменьи ушли в Знаменский храм близлежащей деревни Алешино. В Знаменской церкви Надежда пела на клиросе, а Антонина убирала храм и была церковным сторожем. Обе они проживали в церковной сторожке. Сестры часто ободряли себя словами Спасителя: «Где двое или трое соберутся во имя Мое там и Я посреди них». Двое — это уже монастырь.

Заключенные в тюрьму инокини подверглись допросу. На следующий день после ареста 20 мая была допрошена послушница Антонина. «С 8 лет,- показала она о себе,- была у тетки в монастыре в городе Рязани, училась грамоте один год, тетка была в монастыре монахиней. Я часто ездила к ней в гости, была отдана вере всей душой». На следующий день была допрошена послушница Надежда.«С 9 лет я пошла в школу,- рассказала Надежда о себе,- проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству. С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила».

26 мая 1931 года, допросив всех монахинь, следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину сестер:

«Монашки, после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря, остались в нем на постоянное жительство, монашествовали и монашеские правила соблюдали до последнего времени. Некоторые монашки купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ для выполнения монастырских правил — молитв. В церковной сторожке при соборе (Успенском) из монашек до последнего времени существовал церковный хор.

В 1930 году общим собранием граждан деревень Саввино и Поминово было постановлено закрыть старое кладбище. Имеющееся помещение церкви использовать под клуб и открыть новое кладбище. Тогда монашки среди местных крестьян повели агитационную работу против закрытия кладбища. В результате, общим собранием крестьян было отменено постановление о закрытии старого кладбища.

В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось число верующих. Допрошенные монашки вину свою в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать».

Через три дня, 29 мая, тройка ОГПУ СССР по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) приговорила тридцать монахинь и послушниц вместе с игуменьей к 5 годам исправительно — трудового лагеря, но по некоторым обстоятельствам приговор заменили пятилетней ссылкой в Казахстан.

При пострижении первой одеждой монаха становится власяница, являющаяся хитоном вольной нищеты и терпения бед и притеснений.

Долгие годы тяжелой работы и непосильного труда. Изнуряющая жара летом и сильные заморозки зимой. Некоторые из сестер умирали от холода и голода. Что можем мы знать о скорбях наших монахинь? Кто теперь поведает нам о перенесенном горе и страданиях? Мир монашества закрыт от человеческого взора.

По прошествии трех лет, в 1934 году, оставшиеся в живых монахини вернулись в родной Егорьевск. Вернулись из ссылки послушницы Антонина и Надежда. Все сестры в скором времени восстановили связь с матушкой- игуменьей. Успенский собор к тому времени был закрыт, и сестры стали собираться в храме святителя Алексия митрополита Московского на Нечаевской улице.

После ссылки послушница Надежда полгода не могла найти работу, но затем все-таки устроилась. Сначала на фабрику, затем уборщицей в школу. Послушница Антонина вернулась из ссылки нетрудоспособной и еле живой. Памятуя слова апостола «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», Надежда взяла к себе свою духовную сестру послушницу Антонину на содержание. Обе послушницы поселились у знакомых на улице Футбольной, расположенной недалеко от Алексиевской церкви.

Снова небольшой луч солнца проскользнул в отягощенную скорбями жизнь сестер. Теперь они, как и прежде, собирались в храме и вместе совершали монашеское правило.

Несмотря на подорванное здоровье, сестры радовались, что они снова вместе со своей матерью.

Монашествующие носят на себе мантию, чтобы всегда в своем уме держать память о смерти. Если обычного человека страшит смерть, то для монашествующих это радость. Свою земную жизнь они посвятили Небесному Жениху — Христу. В течение своего земного жизненного пути они служат Ему, читают Его Писание, ежеминутно разговаривают с Ним в молитве и вот, наконец, приходит время встречи с Ним. Что может быть радостней?

Даже после ссылки монахинь часто вызывали на допросы и вели за ними пристальное наблюдение. Однажды, после допроса в НКВД игумения Вячеслава не вернулась домой. Ее сестра, обеспокоенная долгим отсутствием, собрав несколько монахинь, отправилась на поиски. Матушку Вячеслову они нашли недалеко от речки Гуслянки в котловане, выкопанном для стройки и заполненном водой. Несмотря на то, что на месте ее гибели виднелись мужские следы, расследовать причины ее смерти не стали. Так сестры лишились своей матери.

При постриге — новопостриженная вручается настоятельнице для духовного руководства в жизни. Матушка дает послушание, она наказывает за непослушание, она направляет на путь и ведет по монашескому пути ко спасению. В тяжелую минуту утешит, в трудный час подскажет. Вся монашеская жизнь — только с ней. Потеря матушки большая утрата. Но главное — не потерять веру, все, ради чего ты живешь.

2 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, а также священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству с ними, и других людей. На все требования послушницы отвечали отказом. Не добившись ложных показаний, 11 марта этого же года их приговорили к расстрелу за «антисоветскую пропаганду и высказывание пораженческих настроений».

20 марта 1938 года послушницы Егорьевского Свято — Троицкого Мариинского монастыря были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. Вся вина их заключалась в том, что были они тверды в вере, чисты душой и не смогли лжесвидетельствовать, оговаривая друг друга и священников.

История эта заканчивается торжеством. Каким? Ведь погубив бездумно этих святых дев, злодеи не ведали, что род человеческий обретает небесных молитвенниц у Престола Всевышнего. Последними словами преподобномучениц, сказанными на земле, были слова: «Прости им Господи, ибо не ведают, что творят».

Мир монашества полон тайн и главная из них — любовь и всепрощенье.

составлено игуменом Никодимом (Лунёвым)