Преподобные Сергий и Герман Валаамские

28 июня / 11 июля, 11 / 24 сентября

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, сжигались монастырские библиотеки. Утрачено было и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, – об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, хранившийся после разорения обители в 1611 году в Староладожском Васильевском монастыре. Этот  синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В этом синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда, состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковного почитания преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их имен в соборе Новгородских святых, упоминания в службе ≪Всем русским святым≫, составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними. Сохранилось предание, что при первых попытках, Господь послал на них лютый недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того, стали почитать их. Чтобы место покоя святых угодников не было потревожено, они поставили над ним деревянную часовню. Спустя десятилетия часовня, воздвигнутая наскоро в 1685 г., стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу преподобных, едва держался в основании. Иноверцы стали забывать святость места и чудотворную силу, охраняющую его. Один из жителей, оказавшись на монастырской территории, дерзнул посягнуть на святое место – низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия – страшные язвины покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места. Мучения, которые он испытывал от боли, приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно к церкви, и там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен. Иноверец осознал безумие своей дерзости и, вопреки учению своей веры, стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. 

Она стояла до 1717 г., когда, по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх начал возобновлять Валаамскую обитель. К 28 июня 1789 года казначеем Иннокентием с братией был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти. Серебряная рака, где почивают под спудом святые мощи преподобных Сергия и Германа, была сооружена в 1823 г. Вес раки около 79 кг с выкованными на верхней доске во весь рост фигурами преподобных; на боковых сторонах – изображениями перенесения мощей их; на передней – надписями о сооружении раки, и на задней – видами монастыря. Карнизы раки были украшены четырьмя литыми коваными херувимами и другими украшениями. В 1896 году Елизавета Семеновна Лямина подарила серебряную крышку к раке, изготовленную в известном петербургском ювелирном магазине Овчинникова. На крышке изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские в одеждах схимников. Находящаяся под крышкой икона святых Сергия и Германа была написана в иконописной монастыря в 1882 году.

В марте 1940 г. рака была перевезена вместе с монастырской ризницей на территорию Финляндии. Ныне рака выставлена с 1969 года в Православном церковном музее Финляндии в Куопио. В середине XX века нижний храм Спасо-Преображенского собора использовался как продуктовый склад.

В 1989 г. первыми монахами над мощами преподобных Сергия и Германа была установлен простая деревянная рака обитая зеленым сукном. В 1996 г. была изготовлена новая рака из бронзы.

В 1892 г. над ракой была возведена золоченая деревянная сень. В 1940 году, сень была полностью утрачена. Работы по воссозданию резной сени начались в 2007 г. в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета по восстановлению монастыря. 24 марта 2013 г. в праздник Торжества Православия новая сень была установлена. Сень воссоздавалась по архивным фотографиям из Ново-Валаамского монастыря.

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

В монастырском архиве Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) сохранился сборник ≪Чудеса преподобных Сергия и Германа≫. Составлен он был по благословению игумена Дамаскина;

Материалы по теме

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Все материалы