Преподобный Арсений Комельский, Вологодский

6 / 19 Июля Собор Радонежских святых
24 Августа / 6 Сентября
1 / 14 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Вологодских святых

Краткое житие преподобного Арсения Комельского

Ро­дил­ся в Москве во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка. Уже в от­ро­че­ских ле­тах пре­по­доб­ный же­лал оста­вить су­е­ту ми­ра и по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, пре­по­доб­ный Ар­се­ний при­шел в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, где и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

В оби­те­ли свя­той со­вер­шен­но пре­дал се­бя ино­че­ским тру­дам, с усер­ди­ем вы­пол­няя мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния на скот­ном дво­ре и в хлеб­ной. По сво­е­му сми­ре­нию он счи­тал се­бя по­след­ним и слу­гой для всех. Тру­да­ми и по­стом пре­по­доб­ный Ар­се­ний из­ну­рял свою те­ло, умерщ­вляя стра­сти, и в то же вре­мя он ста­рал­ся укре­пить свою ду­шу мо­лит­вой, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и ду­ше­спа­си­тель­ных книг, ко­то­рые свя­той пе­ре­пи­сы­вал для сво­е­го мо­на­сты­ря и для дру­гих церк­вей.

В 1525–1527 гг. св. Ар­се­ний был игу­ме­ном Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. В этом сане он не из­ме­нил сво­ей люб­ви к по­сту и ни­ще­те: но­сил ветхую одеж­ду, слу­жил всем и тру­дил­ся бо­лее всех.

В 1527 г., стре­мясь к по­дви­гу без­мол­вия, пре­по­доб­ный тай­но оста­вил мо­на­стырь и ушел в го­мель­ский лес. Здесь, на бе­ре­гу ре­ки Кох­тыш, свя­той ос­но­вал оби­тель в честь По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. В слу­же­нии Бо­гу и ближ­ним, в тру­де и мо­лит­ве про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния. 24 ав­гу­ста 1550 г., при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ар­се­ний мир­но ото­шел Гос­по­ду. Вско­ре по­сле пра­вед­ной его кон­чи­ны у гроб­ни­цы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней.

Полное житие преподобного Арсения Комельского

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний ро­дил­ся в Москве в по­след­ней по­ло­вине XV ве­ха, но в ко­то­ром имен­но го­ду – неиз­вест­но, по про­ис­хож­де­нию был из ро­да бо­яр Са­ха­ру­со­вых. Он ра­но на­чал тя­го­тить­ся шу­мом сто­ли­цы и по­чув­ство­вал отвра­ще­ние к мир­ской жиз­ни, хо­тя по пра­вам рож­де­ния мог иметь в ней боль­шие успе­хи, при­об­ре­сти честь и бо­гат­ство. Его юное серд­це, еще не свя­зан­ное ни­ка­ки­ми жи­тей­ски­ми уза­ми, сво­бод­ное от всех мир­ских при­стра­стий, го­ре­ло лю­бо­вью к од­но­му Бо­гу, стре­ми­лось все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние Ему. И оби­тель Св. Тро­и­цы, про­слав­лен­ная по­дви­га­ми сво­е­го ос­но­ва­те­ля пре­по­доб­но­го Сер­гия, уже при­чис­лен­но­го то­гда к ли­ку свя­тых, пред­став­ля­лась ему луч­шим для то­го ме­стом, по­это­му юный бо­ярин и при­нял в ней ино­че­ское по­стри­же­ние.

Нелег­ка бы­ла жизнь для мо­ло­дых и но­во­на­чаль­ных ино­ков в мно­го­люд­ной оби­те­ли Сер­ги­е­вой. Кро­ме стро­го­го ис­пол­не­ния обя­за­тель­но­го для всех по­всед­нев­но­го мо­на­ше­ско­го пра­ви­ла, каж­дый инок дол­жен был прой­ти длин­ный ряд раз­лич­ных по­слу­ша­ний, на­чи­ная с са­мых низ­ших и труд­ных: служ­бы на скот­ном дво­ре, в мо­на­стыр­ских ого­ро­дах и по­лях, при­врат­ни­ком, в по­варне и на хлебне, в брат­ской тра­пе­зе и церк­ви. При этом инок со­вер­шен­но от­ре­кал­ся от сво­ей во­ли и под­чи­нял се­бя во­ле стар­ца-на­став­ни­ка, по­ка на­ко­нец до­сти­гал пра­ва поль­зо­вать­ся услу­га­ми дру­гих в ти­шине сво­ей кел­лии.

Мо­ло­дой инок Ар­се­ний со­вер­шен­но пре­дал се­бя ино­че­ским тру­дам, со всем усер­ди­ем и с юно­ше­ским жа­ром он на­чал про­хо­дить мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния: в чис­ле пер­вых при­хо­дил в цер­ковь и все­гда пер­вым яв­лял­ся на по­слу­ша­ни­ях, охот­но ис­пол­няя и то, че­го не успе­ва­ли или не хо­те­ли сде­лать дру­гие, по сво­е­му сми­ре­нию счи­тая се­бя по­след­ним в оби­те­ли и слу­гою всех. Тру­да­ми и по­стом из­ну­ряя те­ло и умерщ­вляя стра­сти, он в то же вре­мя ста­рал­ся укреп­лять ду­шу свою мо­лит­вою, чте­ни­ем ду­ше­по­лез­ных книг и пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем их, то для сво­е­го мо­на­сты­ря, то для дру­гих церк­вей. Как дра­го­цен­ный па­мят­ник его тру­дов, до­ныне со­хра­ни­лось в его оби­те­ли Еван­ге­лие, на­пи­сан­ное им в Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре в 1506 го­ду, на ко­то­ром мож­но про­чи­тать та­кую сми­рен­ную над­пись: «Пи­сал Еван­ге­лие мно­го­греш­ный чер­нец Ар­се­ньиш­ко Са­ха­ру­сов». Та­кая при­мер­ная тру­же­ни­че­ская жизнь и вы­со­кие доб­ро­де­те­ли не мог­ли не снис­кать ему все­об­щей люб­ви и ува­же­ния. И ко­гда в 1525 го­ду, в сен­тяб­ре ме­ся­це, игу­мен Пор­фи­рий от­ка­зал­ся от управ­ле­ния мо­на­сты­рем, все бра­тия еди­но­глас­но из­бра­ли пре­по­доб­но­го Ар­се­ния на его ме­сто как са­мо­го до­стой­но­го. Но это из­бра­ние, лест­ное для дру­гих, по­ка­за­лось сми­рен­но­му по­движ­ни­ку тя­же­лым бре­ме­нем, ко­то­рое он со­гла­сил­ся при­нять на се­бя толь­ко из по­слу­ша­ния, ра­ди мо­ле­ния и ра­ди слез бра­тии. В сане игу­ме­на бо­га­то­го мо­на­сты­ря Ар­се­ний не из­ме­нил сво­ей люб­ви к ни­ще­те и по­сту и честь игу­мен­ства сво­е­го по­став­лял в том толь­ко, чтобы слу­жить всем и тру­дить­ся бо­лее дру­гих. Оте­че­ски за­бо­тясь о до­воль­стве и успо­ко­е­нии бра­тии, пре­по­доб­ный Ар­се­ний за­бы­вал о са­мом се­бе и не за­ме­чал то­го, что одеж­да его по­кры­та за­пла­та­ми и ху­же всех, да­же то­гда, ко­гда встре­чал и при­ни­мал при­хо­див­ших в мо­на­стырь кня­зей и бо­яр. «Что это зна­чит, что игу­мен ваш хо­дит в та­кой ху­дой одеж­де?» – спра­ши­вал бра­тию ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич, уви­дев­ши Ар­се­ния во вре­мя по­се­ще­ния оби­те­ли ед­ва не в ру­би­ще. «На­став­ник наш – ис­тин­ный раб Бо­жий и жи­вет в Бо­ге; он ду­ма­ет толь­ко о том, как бы оста­вить нас и уда­лить­ся в пу­сты­ню на без­мол­вие», – ска­за­ли в от­вет бра­тия и про­си­ли ве­ли­ко­го кня­зя, чтобы убе­дил их игу­ме­на остать­ся с ни­ми. Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу и са­мо­му бы­ло жаль, ес­ли оби­тель ли­шит­ся та­ко­го на­сто­я­те­ля, по­это­му он стал про­сить пре­по­доб­но­го Ар­се­ния остать­ся в оби­те­ли, на что тот и со­гла­сил­ся, по­сты­див­шись огор­чить от­ка­зом вы­со­ко­го по­се­ти­те­ля, хо­тя и силь­но же­лал уда­лить­ся в пу­сты­ню.

В то вре­мя мно­гие окрест­ные мо­на­сты­ри и пу­сты­ни бы­ли под­чи­не­ны Тро­иц­ко­му мо­на­сты­рю, и игу­мен Тро­иц­кий на­блю­дал за их хо­зяй­ством и об­ра­зом жиз­ни бра­тии. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний и эту обя­зан­ность ста­рал­ся ис­пол­нять в точ­но­сти. Несмот­ря на то, что мно­го­люд­ство его соб­ствен­но­го мо­на­сты­ря тре­бо­ва­ло неусып­ных тру­дов и над­зо­ра со сто­ро­ны игу­ме­на, он на­хо­дил еще вре­мя по­се­щать и эти мо­на­сты­ри, чтобы лич­но на­блю­дать за ни­ми и собст­вен­ным при­ме­ром ру­ко­во­дить бра­тию. Осо­бен­но он лю­бил по­се­щать оби­тель совре­мен­ни­ка Сер­гия пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Махри­щско­го, на­хо­див­шу­ю­ся в 35-ти вер­стах от Тро­иц­кой, чтобы в ее пу­стын­ном без­мол­вии хо­тя несколь­ко успо­ко­ить­ся и при­об­ре­сти но­вые си­лы к про­хож­де­нию сво­ей мно­го­труд­ной долж­но­сти. Там од­на­жды махри­щский игу­мен Иона объ­явил ему, что бла­го­го­вей­ный инок Гер­ман, уже сто­лет­ний ста­рец, вы­шед­ши но­чью из сво­ей кел­лии, уви­дел огонь, го­ря­щий под дре­вес­ны­ми вет­вя­ми над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, и то­гда, ужас­нув­шись необы­чай­но­сти яв­ле­ния, по­спе­шил ска­зать ему о том, что и он сам из ок­на сво­ей кел­лии уви­дел тот огонь, как бы луч све­та, си­яв­ший от мо­ги­лы Сте­фа­на. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний, при­няв это за зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей, да­ро­ван­ной пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну, при­ка­зал по­ста­вить над его мо­ги­лой гроб­ни­цу, осе­нять ее по­кро­вом и воз­жечь пред ней боль­шую све­чу, за­тем, со­вер­шив со­борне Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, уста­но­вил, чтобы с тех пор еже­год­но празд­но­ва­лась в оби­те­ли па­мять пре­по­доб­но­го.

Ес­ли бы пре­по­доб­ный Ар­се­ний не был воз­ве­ден на вы­со­кую сте­пень игу­ме­на и оста­вал­ся по-преж­не­му в чис­ле брат­ства, не об­ра­щая на се­бя осо­бен­но­го вни­ма­ния дру­гих, то, мо­жет быть, он и не по­ду­мал бы ни­ко­гда оста­вить Тро­иц­кую оби­тель, в ко­то­рой при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дал обе­ща­ние пре­бы­вать до смер­ти и про­вел уже столь­ко лет. Но на­чаль­ство над бра­ти­ей, неиз­беж­ные от­но­ше­ния с бо­га­ты­ми и силь­ны­ми ми­ра, все­об­щий по­чет и ува­же­ние, ока­зы­ва­е­мое ему как пре­ем­ни­ку Сер­ги­е­ву, ле­жа­ло тя­же­лым бре­ме­нем на сми­рен­ной ду­ше по­движ­ни­ка. Ча­сто вспо­ми­нал он о сво­ей преж­ней жиз­ни, ко­гда, ни­чем не раз­вле­ка­е­мый и за­бо­тясь толь­ко о са­мом се­бе, он мог все­це­ло пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию, лю­бовь к пу­сты­ни и без­мол­вию на­ча­ла воз­го­рать­ся в его серд­це все бо­лее и бо­лее, по­ка на­ко­нец пре­по­доб­ный, бу­дучи не в си­лах про­ти­вить­ся вле­че­нию сво­е­го серд­ца и зная, что ве­ли­кий князь и все бра­тия не со­гла­сят­ся от­пу­стить его, ре­шил­ся тай­но оста­вить свое ме­сто и уда­лить­ся в незна­ко­мые ме­ста, чтобы в уеди­не­нии все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние еди­но­му Бо­гу.

На­слы­шав­шись о неиз­ме­ри­мых ле­сах се­ве­ра и зная, что еще при пре­по­доб­ном Сер­гии и с его бла­го­сло­ве­ния из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря ушли ту­да неко­то­рые и ос­но­ва­ли там соб­ствен­ные мо­на­сты­ри и пу­сты­ни, пре­по­доб­ный Ар­се­ний в 1527 (или в 1529) го­ду вы­шел из мо­на­сты­ря и на­пра­вил свой путь в эту сто­ро­ну, для него со­вер­шен­но неиз­вест­ную. Он обо­шел мно­го ле­сов и пу­стын­ных де­брей, ища для се­бя удоб­но­го ме­ста, и на­ко­нец, ру­ко­во­ди­мый Про­мыс­лом, до­стиг Во­ло­год­ской стра­ны. Здесь, неза­дол­го пред тем вре­ме­нем (око­ло 1525 го­да), в рас­сто­я­нии 40 верст к се­ве­ро-за­па­ду от г. Во­лог­ды, в вер­хо­вьях ма­лой реч­ки Ба­бай­ки яви­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии. Услы­шав об этом но­вом зна­ме­нии ми­ло­сер­дия Бо­жия, пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­шел в то пу­стын­ное ме­сто, где яви­лась ико­на, и, со­ору­див се­бе ма­лую кел­лию, стал под­ви­зать­ся в ней в по­сте и мо­лит­ве. Но со вре­ме­ни яв­ле­ния св. ико­ны пу­стын­ное ме­сто пе­ре­ста­ло быть без­молв­ным от мно­же­ства при­хо­див­ших ту­да бо­го­моль­цев, по­это­му, про­быв здесь несколь­ко вре­ме­ни, он оста­вил свою кел­лию в ос­но­ва­ние бу­ду­щей Мяс­лян­ской пу­сты­ни и сно­ва по­шел стран­ство­вать по бо­ло­там и де­брям Ко­мель­ско­го ле­са, усерд­но про­ся Гос­по­да, чтобы Он Сам ука­зал ему ме­сто для жи­тель­ства.

И через неко­то­рое вре­мя в гу­стой ча­ще ле­са, у сли­я­ния ре­чек Ле­жа и Кох­тыш, в 40 вер­стах от Во­лог­ды, с его плеч со­рва­ло но­шу. Пре­по­доб­ный при­сел от­дох­нуть и вдруг уви­дел необык­но­вен­ный свет, оза­рив­ший окрест­ность. Ура­зу­мев от­кро­ве­ние Бо­жие, свя­той Ар­се­ний на ме­сте яв­ле­ния све­та по­стро­ил се­бе неболь­шую кел­лию и на­чал под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­ве, дни про­во­дя в тру­де, а но­чи – в бде­нии. Он ду­мал, что за­шел в та­кую лес­ную глушь, в ко­то­рой ни­кто уже его не по­тре­во­жит и не на­ру­шит его без­мол­вия, но, вид­но, нет на зем­ле та­ко­го ме­ста, где бы ис­ку­ше­ние не мог­ло по­стиг­нуть че­ло­ве­ка. «Ви­дев­ше се­бе бе­си по­ру­га­ни бы­ва­е­мы от бла­жен­на­го Ар­се­ния и из­го­ни­ми от ме­ста то­го свя­та­го, воз­дви­го­ша брань на него и мно­га ис­ку­ше­ния и до­са­жде­ния свя­тый пре­тер­пе от них», – го­во­рит опи­са­тель его жи­тия. Не воз­мог­ши по­бе­дить по­движ­ни­ка са­ми, неви­ди­мые вра­ги на­сы­ла­ли на него ви­ди­мых в ли­це окрест­ных жи­те­лей, воз­буж­дая в них за­висть и гнев про­тив свя­то­го. Кресть­яне, хо­див­шие сю­да то для руб­ки ле­са, то для зве­ри­ной и рыб­ной лов­ли, со­чли се­бе по­ме­хой уеди­нен­ную кел­лию пу­стын­ни­ка, опа­са­ясь, чтобы со вре­ме­нем она не раз­рос­лась в мо­на­стыр­ское об­ще­жи­тие и не овла­де­ла окрест­ны­ми зем­ля­ми. Чтобы из­гнать его из пу­сты­ни и удер­жать за со­бой зем­лю, они ста­ли на­но­сить пре­по­доб­но­му раз­лич­ные оби­ды и при­тес­не­ния. Сми­рен­ный ста­рец про­ти­во­по­став­лял им сна­ча­ла хри­сти­ан­ское тер­пе­ние и кро­тость, ста­ра­ясь по­бе­дить их зло­бу сво­ей лю­бо­вью; по­том, ко­гда при­тес­не­ния сде­ла­лись слиш­ком ча­сты и невы­но­си­мы, так что од­на­жды злые лю­ди, при­шед­ши в кел­лию и не за­став­ши в ней са­мо­го Ар­се­ния, уби­ли жив­ше­го с ним ке­лей­но­го его стар­ца, то­гда он, по сло­ву апо­сто­ла, дал ме­сто гне­ву (Рим.12,19) и, оста­вив­ши Ко­мель­скую пу­сты­ню, уда­лил­ся от­ту­да верст за трид­цать в ди­кий Ши­ле­гон­ский лес, на реч­ку Шин­гор. Пол­ное уеди­нение это­го ме­ста вполне со­от­вет­ство­ва­ло сер­деч­но­му вле­че­нию свя­то­го Ар­се­ния слу­жить Гос­по­ду в без­вест­ной пу­сты­ни. И, при­ла­гая тру­ды к тру­дам и по­дви­ги к по­дви­гам, бла­жен­ный по­движ­ник, как ог­нем, го­рел лю­бо­вью к Бо­гу, впе­рив к небу ум свой. Но сколь­ко ни нра­ви­лась ему эта уеди­нен­ная жизнь и как он ни рад был сво­е­му без­мол­вию, оно ско­ро долж­но бы­ло пре­кра­тить­ся.

Гос­подь, не же­лая до­ле остав­лять све­тиль­ни­ка Сво­е­го как бы под спу­дом, вос­хо­тел, чтобы это ду­хов­ное со­кро­ви­ще обо­га­ти­ло и дру­гих и чтобы по­дви­ги его по­слу­жи­ли при­ме­ром и на­зи­да­ни­ем для мно­гих. Кре­стья­нин Алек­сей Охо­тин один раз при­шел в Ши­ле­гон­ский лес с со­ба­ка­ми ло­вить зве­рей, и со­ба­ки от­бе­жа­ли от него, и он, отыс­ки­вая их, неча­ян­но на­брел на кел­лию от­шель­ни­ка. Ста­рец при­нял его с оте­че­ской лю­бо­вью и стал спра­ши­вать у него, как он на­шел его кел­лию, так как пре­по­доб­ный до него не ви­дел в ле­су ни од­но­го че­ло­ве­ка и не знал, да­ле­ко ли на­хо­дят­ся се­ле­ния. Ко­гда охот­ник рас­ска­зал ему по­дроб­но обо всем, то пре­по­доб­ный, ви­дя в нем че­ло­ве­ка про­сто­го и доб­ро­го, дол­го бе­се­до­вал с ним, по­учая стра­ху Бо­жию, и, от­пус­кая, он ве­лел ему ис­кать со­бак по реч­ке Шин­го­ре на мысу Кри­ви­ке и при этом ска­зал: «Там най­дешь их с боль­шой до­бы­чей». Уди­вил­ся охот­ник про­зор­ли­во­сти стар­ца, ко­гда в са­мом де­ле на­шел сво­их со­бак с до­бы­чей имен­но на том ме­сте, где ска­зал ему пре­по­доб­ный. До­бы­чей, пой­ман­ной со­ба­ка­ми, бы­ла до­ро­гой це­ны ли­си­ца, с ко­то­рой охот­ник тот­час же воз­вра­тил­ся к кел­лии стар­ца и про­сил его при­нять ее в дар, но ста­рец от­ка­зал­ся от по­дар­ка и по­со­ве­то­вал жерт­во­ва­те­лю упо­тре­бить це­ну ее на ми­ло­сты­ню. Через это­го охот­ни­ка кел­лия Ар­се­ния сде­ла­лась из­вест­ной, и один за дру­гим ста­ли при­хо­дить к нему из окрест­но­сти для ду­хов­ных бе­сед мо­на­хи и ми­ряне. Ста­рец всех при­ни­мал с оте­че­ской лю­бо­вью, по­учал всем серд­цем лю­бить Гос­по­да, про­лив­ше­го за нас кровь Свою на Кре­сте, и ближ­них как са­мих се­бя. Ко­гда неко­то­рые из по­се­ти­те­лей, же­лая по­сто­ян­но иметь его сво­им на­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем в ду­хов­ной жиз­ни, ста­ли при­ни­мать от него по­стри­же­ние и се­лить­ся близ его кел­лии, пре­по­доб­ный Ар­се­ний во­дру­зил крест и по­ст­ро­ил ча­сов­ню для об­щей мо­лит­вы. Та­ким об­ра­зом в дре­му­чем Ши­ле­гон­ском ле­су со­ста­ви­лось брат­ство лю­би­те­лей без­мол­вия и ос­но­ва­лась пу­сты­ня, из­вест­ная впос­лед­ствии под на­зва­ни­ем Алек­сан­дро-Ко­ро­ви­ной (позд­нее Тро­иц­кая пу­стын­ская цер­ковь).

Уже око­ло се­ми лет пре­по­доб­ный Ар­се­ний под­ви­зал­ся в Ши­ле­гон­ском ле­су, до­­воль­ный его без­мол­ви­ем, как в 1538 го­ду ка­зан­ские та­та­ры неожи­дан­но вторг­лись в Во­ло­год­ские пре­де­лы, сжи­гая се­ле­ния, а без­за­щит­ных жи­те­лей гра­бя, уби­вая и уво­дя неко­то­рых с со­бою в нево­лю. Ужас рас­про­стра­нил­ся в стране, и жи­те­ли, чтобы спа­стись от смер­ти, тол­па­ми бе­жа­ли из се­ле­ний в Ши­ле­гон­ский лес, где на­хо­ди­лась пу­сты­ня пре­по­доб­но­го, ду­мая най­ти се­бе за­щи­ту в непри­ступ­но­сти ме­ста, уда­лен­но­го от до­рог. Вар­ва­ры хо­те­ли бы­ло про­ник­нуть и ту­да вслед за бе­жав­ши­ми жи­те­ля­ми, но бы­ли удер­жа­ны Про­мыс­лом по мо­лит­вам че­ло­ве­ка Бо­жия, так что все те, ко­то­рые ис­ка­ли се­бе убе­жи­ща в его пу­сты­ни, оста­лись невре­ди­мы. По­сле ухо­да та­тар мно­гие из жи­те­лей не за­хо­те­ли бо­лее воз­вра­тить­ся на пе­пе­ли­ща сво­их жи­лищ и по­се­ли­лись со сво­и­ми се­мей­ства­ми близ кел­лии от­шель­ни­ков, вслед­ствие че­го лю­би­мое пре­по­доб­ным без­мол­вие бы­ло на­ру­ше­но бли­зо­стью мир­ско­го шум­но­го се­ле­ния. То­гда Ар­се­нию при­шла мысль опять ид­ти в Ко­мель­ский лес на преж­нее свое ме­сто, и ко­гда он объ­явил о сво­ем на­ме­ре­нии жив­шим с ним пу­стын­ни­кам, то один из уче­ни­ков его, инок Ге­ра­сим, не за­хо­тев­ши раз­лу­чить­ся со сво­им нас­тав­ни­ком, по­же­лал от­пра­вить­ся с ним.

Еще в 1530 го­ду ве­ли­ким кня­зем бы­ла вы­да­на пре­по­доб­но­му Ар­се­нию жа­ло­ван­ная гра­мо­та, ко­то­рой стро­го за­пре­ща­лось всем око­ло пу­сты­ни его в Ко­мель­ском ле­су на реч­ке Кох­ты­ше во все сто­ро­ны на две вер­сты ру­бить лес, ста­вить но­вые по­се­ле­ния, за­ни­мать­ся зве­ро­лов­ством и об­ра­щать в свое вла­де­ние зем­лю или лес. Но, ис­пы­тав­ши по­сле то­го столь­ко при­тес­не­ний и обид, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ре­шил­ся сно­ва ид­ти в Моск­ву ис­кать за­щи­ты от свое­во­лия гру­бых лю­дей и в 1539 го­ду по­лу­чил но­вую гра­мо­ту с боль­ши­ми пра­ва­ми и на­де­лом зем­ли уже на пять верст. То­гда, по­ру­чив­ши управ­ле­ние Ши­ле­гон­ской пу­сты­ней од­но­му из сво­их уче­ни­ков, пре­по­доб­ный Ар­се­ний с Ге­ра­си­мом от­пра­вил­ся в Ко­мель­ский лес, во­дво­рил­ся на сво­ем преж­нем ме­сте и стал ру­бить лес, рас­чи­щать и при­го­тов­лять зем­лю под по­ля и ого­ро­ды для бу­ду­щей оби­те­ли. Труд шел успеш­но, ибо пре­пят­ствий со сто­ро­ны жи­те­лей те­перь уже не бы­ло. Но ко­гда пу­стын­ни­ки за­ве­ли несколь­ко го­лов ро­га­то­го ско­та, то ста­ли их оби­жать мед­ве­ди, чем при­чи­ня­ли по­движ­ни­кам по­сто­ян­ный труд и бес­по­кой­ство. Од­на­жды, ко­гда мед­ведь на­пал на ко­ро­ву, про­зор­ли­вый ста­рец мо­лит­вой оста­но­вил и свя­зал зве­ря, при­ка­зав­ши сво­е­му уче­ни­ку ид­ти и на­ка­зать его, чтобы он бо­лее не тре­во­жил их. Ге­ра­сим по­шел и на­чал сечь зве­ря ло­зой, и мед­ведь не толь­ко не рас­сви­ре­пел и не бро­сил­ся на него, но, как бы со­зна­вая свою ви­ну, по­кло­нил­ся ему до зем­ли и ушел на свое ме­сто. С то­го вре­ме­ни зве­ри пе­ре­ста­ли на­па­дать на мо­на­стыр­ский скот. Та­ко­ва бы­ла ве­ра и си­ла мо­лит­вы стар­ца и ис­тин­но дет­ская про­сто­та и по­слу­ша­ние уче­ни­ка!

Ко­гда ря­дом с от­шель­ни­ком ста­ли се­лить­ся ино­ки, пре­по­доб­ный Ар­се­ний по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Во­ло­год­ско­го Алек­сия (1525–1543) по­стро­ил храм, ко­то­рый был освя­щен 2 июля 1541 го­да в честь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. Так воз­ник­ла Ко­мель­ская Ри­зо­по­ло­жен­ская оби­тель. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний не жа­лел ни сил, ни вре­ме­ни, чтобы на­ста­вить ино­ков и при­хо­див­ших по­се­лян ис­ти­нам пра­во­слав­ной ве­ры и пра­ви­лам хри­сти­ан­ской жиз­ни. Он ча­сто сам хо­дил в се­ле­ние, на по­ко­сы и про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие. Не за­бы­вал свя­той Ар­се­ний и Ши­ле­гон­ской оби­те­ли, ко­то­рую так­же неред­ко по­се­щал и на­зи­дал бра­тию.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний не лю­бил лжи и об­ли­чал лю­дей, до­пус­кав­ших об­ман. Од­на­ж­ды кре­стьяне близ­ле­жа­ще­го се­ла ис­про­си­ли у пре­по­доб­но­го раз­ре­ше­ние на лов­лю ры­бы в пре­де­лах мо­на­стыр­ско­го участ­ка в ре­ке Ле­же. Ста­рец, бла­го­сло­вив их, ска­зал, чтобы в слу­чае хо­ро­ше­го уло­ва они при­нес­ли часть ры­бы в мо­на­стырь. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го улов был хо­ро­ший, но ры­ба­ки скры­ли луч­шую до­лю. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний об­ли­чил их лу­кав­ство, и ры­ба­ки при­нес­ли ис­крен­нее по­ка­я­ние. Осо­бен­но строг был пре­по­доб­ный к тем, кто на­ру­шал вос­крес­ные дни и оскорб­лял их свя­тость ра­бо­той на поль­зу сво­е­го до­ма. Од­на­жды од­на кре­стьян­ка в вос­крес­ный день вы­шла в по­ле жать. В то вре­мя пре­по­доб­ный на­хо­дил­ся в этом се­ле и, узнав об этом, ве­лел ей пре­кра­тить ра­бо­ту и по­мо­лить­ся Бо­гу. Кре­стьян­ка сна­ча­ла по­слу­ша­лась, а за­тем вновь по­шла в по­ле. То­гда по мо­лит­ве пра­вед­ни­ка под­нял­ся ве­тер и раз­ме­тал все сно­пы непо­слуш­ной жен­щи­ны.

В слу­же­нии Бо­гу и ближ­ним, в тру­де и мо­лит­ве про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния. Пред­чув­ствуя кон­чи­ну, свя­той ста­рец на­зна­чил пре­ем­ни­ком сво­е­го уче­ни­ка Ге­ра­си­ма и, за­тво­рив­шись в кел­лии, стал го­то­вить­ся к смер­ти. Неза­дол­го до кон­чи­ны он пре­по­дал по­след­нее на­став­ле­ние бра­тии: лю­бить друг дру­га и хра­нить мо­на­стыр­ский устав. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний мир­но скон­чал­ся 24 ав­гу­ста 1550 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Бра­тия по­греб­ли свя­то­го близ ал­та­ря мо­на­стыр­ско­го хра­ма.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го от его гроб­ни­цы ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щих. Опи­са­ние мно­го­чис­лен­ных чу­дес, вхо­див­шее в жи­тие пре­по­доб­но­го, сго­ре­ло во вре­мя по­жа­ра в 1596 го­ду. Позд­нее жи­тие бы­ло вос­ста­нов­ле­но в крат­ком ви­де по со­хра­нив­шим­ся за­пи­сям ино­ком оби­те­ли Иоан­ном.

Через 100 лет игу­мен Ко­мель­ско­го мо­на­сты­ря Иоасаф (1656–1665) по­стро­ил на ме­сте преж­не­го хра­ма но­вый, ка­мен­ный, с дву­мя при­де­ла­ми: во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и пре­по­доб­но­го Ар­се­ния – над ме­стом его пог­ре­бе­ния. Позд­нее над мо­ща­ми пре­по­доб­но­го бы­ла устро­е­на гроб­ни­ца.

Молитвы

Тропарь преподобного Арсения Комельского глас 4

Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского глас 8

Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Величание преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

Ублажа́емъ тя́, преподо́бне о́тче Арсе́ніе, и чте́мъ святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́ховъ и собесѣ́дниче а́нгеловъ.

Молитва преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, и преблаже́нный а́вво Арсе́ние вели́кий! Не забу́ди ни́щих свои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́хъ: моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за дети твоя́ духо́вныя, я́ко имеяй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́. Не премолчи́ за ны́ ко Го́споду и не пре́зри на́с, верою и любо́вию чту́щих тя́. Помяни́ на́с недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с Христу́ Бо́гу: дана́ бо тебе благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м тя́ су́ща ме́ртва, а́ще телом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти у́бо жи́в сы́й пребыва́еши; не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́й на́с от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый! Аще моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма и ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́, со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Темже к тебе припа́даем, и тебе́ мо́лим, и тебе ми́ли ся деем, моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о спасе́нии ду́ш на́ших, испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, и е́же невозбра́нным прейти́ от земли́ на не́бо, мыта́рств же го́рьких возду́шных князе́й и вечныя му́ки изба́витися, и небе́сному Ца́рствию наследникам бы́ти, со всеми пра́ведными, от века угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во веки веко́в. Ами́нь.

Акафист преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

Конда́къ 1

Избра́нный чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́въ, Арсе́ніе преподо́бне, восхваля́емъ тя́, безмо́лвія, терпѣ́нія и нищеты́ духо́вныя учи́теля. Ты́ же, я́ко имѣ́яй дерзнове́ніе ко Го́споду, моли́ Его́ изба́вити оби́тель твою́ и на́съ, грѣ́шныхъ, отъ всѣ́хъ бѣ́дъ и ско́рбныхъ обстоя́ній, да со умиле́ніемъ зове́мъ ти́:

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Икосъ 1.

Ангела земна́го и небе́снаго человѣ́ка зри́мъ тя́, преподо́бне: ты́ бо измла́да Отца́ Небе́снаго возлюби́лъ еси́ и Тому́ Еди́ному во́лю твою́ порабо́тилъ еси́. Сего́ ра́ди ублажа́емъ тя́ си́це:

Ра́дуйся, измла́да гла́су Бо́жію въ со́вѣсти внима́вый; ра́дуйся, о́бразъ Бо́жій въ души́ твое́й въ чистотѣ́ храни́вый.

Ра́дуйся, земно́е вели́чіе твое́ по ро́ду ни во что́ вмѣни́вый; ра́дуйся, отъ ю́ности нищету́ духо́вную возлюби́вый.

Ра́дуйся, смире́нія учи́телю; ра́дуйся, дѣ́вства ревни́телю.

Ра́дуйся, оби́тель преподо́бнаго Се́ргія, я́ко ти́хое приста́нище, избра́вый; ра́дуйся, житію́ Се́ргіеву ре́вностнѣ подража́вый.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 2.

Ви́дѣвъ въ и́ночествѣ опло́тъ и огражде́ніе отъ суеты́ мірскíя и душевре́дныхъ по́мысловъ, преподо́бне, въ ю́ныхъ лѣ́тѣхъ, потща́лся еси́ прія́ти на ся́ а́нгельскій о́бразъ, смире́ннѣ взыва́я всеви́дящему Храни́телю ду́шъ и тѣле́съ: Аллилу́ія.

Икосъ 2.

Ра́зумъ тво́й, преподо́бне о́тче, Христо́вымъ свѣ́томъ просвѣти́ти возжела́въ, вда́лся еси́ чте́нію Боже́ственныхъ Писа́ній: узрѣ́въ же по́льзу отъ сего́ души́ твое́й, прія́лъ еси́ тру́дъ списова́ти свяще́нныя кни́ги и тѣ́ми бли́жнихъ твои́хъ умудря́ти. Сицево́му твоему́ усе́рдію дивя́щеся, взыва́емъ ти́:

Ра́дуйся, пи́щи духо́вныя, па́че тѣле́сныя рачи́телю; ра́дуйся, свяще́нныхъ кни́гъ списа́телю.

Ра́дуйся, о душе́внѣй по́льзѣ собра́тій твои́хъ ревнова́вый; ра́дуйся, молвы́ жите́йскія избѣжа́вый.

Ра́дуйся, труды́ душеполе́зныя че́стнѣ почита́вый; ра́дуйся, и́стиною Христо́вою, а́ки мече́мъ проти́ву врага́ душе́внаго спасе́нія вооруже́нный.

Ра́дуйся, сло́вомъ Госпо́днимъ, я́ко хлѣ́бомъ небе́снымъ насыще́нный; ра́дуйся, въ разли́чныхъ послуша́ніяхъ испыта́нный.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 3.

Си́лою свы́ше преумудре́нный, ты́ свя́те Арсе́ніе, избра́нъ бы́лъ еси́ во игу́мена оби́тели богоно́снаго Се́ргія, и возлага́я наде́жду на его́ многомо́щное предста́тельство предъ престо́ломъ Пресвяты́я Тро́ицы, въ смире́ніи и поко́рности Ея́ святѣ́й во́ли, со стра́хомъ и тре́петомъ взыва́лъ еси́: Аллилу́ія.

Икосъ 3.

Имѣ́я непреста́нное попече́ніе о ввѣ́ренныхъ твоему́ води́телству и́ноцѣхъ оби́тели Се́ргіевы, ты́, преподо́бне, пе́рвѣе умно́жилъ еси́ по́двиги твоя́, прилага́я труды́ ко трудо́мъ. Сего́ ра́ди возглаша́емъ тебѣ́:

Ра́дуйся, соверше́ннаго терпѣ́нія наста́вниче; ра́дуйся, смиренному́дрія проповѣ́дниче.

Ра́дуйся, наде́жный и́ночествующихъ руководи́телю; ра́дуйся, преподо́бныхъ Се́ргія, Ни́кона, Са́ввы и про́чихъ святы́хъ игу́меновъ Ла́вры Се́ргіевы досто́йный прее́мниче.

Ра́дуйся, свѣще́ на свѣ́щницѣ Це́ркве Россíйскія поста́вленная; ра́дуйся, и́ноковъ до́брыхъ о́бразъ и украше́ніе.

Ра́дуйся, Бо́гови вѣ́рный служи́телю; ра́дуйся, преподо́бныхъ Его́ небе́сный сожи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 4.

Бу́рю вну́трь имѣ́я помышле́ній сумни́тельныхъ, вели́кій кня́зь Васи́лій смути́ся, узрѣ́въ тя́, преподо́бне, игу́мена вели́кія Ла́вры въ ве́тсѣй и многошве́ннѣй оде́жди; увѣ́дѣвъ же отъ бра́тіи о твое́мъ вели́цѣмъ смире́ніи и нелицемѣ́рнѣй простотѣ́, просла́ви смири́вшаго Себе́ до кре́стныя сме́рти Го́спода, зовы́й: Аллилу́ія.

Икосъ 4.

Слы́шаша и́ноцы и мірстíи лю́діе о по́двизѣхъ твои́хъ, пресла́вне Арсе́ніе, прославля́ху Го́спода и тебе́, я́ко Его́ уго́дника. Ты́ же, пребыва́я въ Ла́врѣ послуша́нія ра́ди и бѣ́гая сла́вы мірскíя, поча́сту удаля́лся еси́ во оби́тель Ма́хрищскую, идѣ́же удосто́ился еси́ явле́нія сла́вы Бо́жіей на мощѣ́хъ преподо́бнаго Стефа́на и па́мять его́ твори́ти уста́вилъ еси́. Послѣди́ же по сло́ву Писа́нія, взыску́я гряду́щаго гра́да, преподо́бне, взе́мъ святы́й кре́стъ и ико́ну Пречи́стыя Богоро́дицы, та́йно удали́лся еси́ въ пусты́ню, ча́я Бо́га спаса́ющаго. Сего́ ра́ди пріими́ благосе́рднѣ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, самоотверже́нія учи́телю; ра́дуйся, простоты́ христіа́нскія храни́телю.

Ра́дуйся, прославле́нія преподо́бнаго Стефа́на свидѣ́телю; ра́дуйся, па́мяти его́ установи́телю.

Ра́дуйся, води́тельству про́мысла Бо́жія поко́рный; ра́дуйся, бу́имъ себе́ почита́вый.

Ра́дуйся, гра́да гряду́щаго иска́вый; ра́дуйся, го́рлице пустыннолю́бная, отъ мíра въ пусты́ню возлетѣ́вшая.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 5.

Боготе́чною звѣздо́ю яви́лся еси́, богому́дре Арсе́ніе, странѣ́ Волого́дстѣй, и посели́лся еси́ въ ве́си Ма́сленстѣй, идѣ́же предъ си́мъ просла́вися явле́ніемъ ико́на Пресвяты́я Богоро́дицы Одиги́тріи, къ не́й же я́ко благо́й путеводи́льницѣ прите́клъ еси́, зовы́й въ восхище́ніи духо́внѣмъ Бо́гу: Аллилу́ія.

Икосъ 5.

Ви́дяще вси́ окре́стніи и проходя́щіи лю́діе пусты́нное твое́ житіе́ и твоя́ по́двиги, прославля́ху Го́спода, яви́вшаго мíру сицева́го уго́дника. Мы́ же, грѣ́шніи, прино́симъ ти́ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, звѣздо́, страну́ Волого́дскую осія́вшая; ра́дуйся, лозо́ вертогра́да Се́ргіева.

Ра́дуйся, го́рдости прогони́телю; ра́дуйся, и́га Христо́ва носи́телю.

Ра́дуйся, темноты́ наро́дныя просвѣти́телю; ра́дуйся, пусты́ни Ма́сленскія пе́рвый насе́льниче.

Ра́дуйся, обурева́емыхъ страстьми́ приста́нище благоути́шное; ра́дуйся, оби́димыхъ прибѣ́жище наде́жное.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 6.

Проповѣ́дникъ несумнѣ́ннаго пути́ ко спасе́нію яви́лся еси́, прему́дре Арсе́ніе, твои́ми труды́, безкоры́стіемъ и терпѣ́ніемъ, на ни́хже взира́юще, усе́рднѣ сла́вимъ да́вшаго ти́ си́лу и крѣ́пость Го́спода, вопію́ще Ему́: Аллилу́ія.

Икосъ 6.

Возсія́, я́ко со́лнце въ пусты́ни Ма́сленстѣй, но бѣ́гая молвы́ человѣ́ческія, преподо́бне, отше́лъ еси́ въ непрохо́дныя де́бри Коме́льскія, нося́ смире́нія ра́ди древя́ный кре́стъ, и ту́ при рѣцѣ́ Ко́хтоши, идѣ́же но́ша съ раме́нъ твои́хъ спаде́ и свѣ́тъ небе́сный осія́ тя́, поста́вилъ еси́ кре́стъ и посели́лся еси́, ча́я въ безмо́лвіи рабо́тати Го́сподеви со стра́хомъ. Сего́ ра́ди пріими́ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, промышле́ніемъ Бо́жіимъ въ пусты́ню Коме́льскую приведе́нный; ра́дуйся, свѣ́томъ небе́снымъ здѣ́ осія́нный.

Ра́дуйся, пусты́ню сію́ отъ всея́ души́ возлюби́вый; ра́дуйся, отъ ко́зней вра́жескихъ святы́мъ кресто́мъ себе́ огради́вый.

Ра́дуйся, покро́ву Пресвяты́я Богоро́дицы ся́ преда́вый; ра́дуйся, еди́наго на потре́бу непреста́ннѣ иска́вый.

Ра́дуйся, славолю́бія искорени́телю; ра́дуйся, соиме́нному тебѣ́ вели́кому Арсе́нію вѣ́рный подража́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 7.

Хотя́ вра́гъ ро́да человѣ́ча изгна́ти тя́, преподо́бне, изъ пусты́ни Коме́льскія, мно́га искуше́нія тебѣ́ дѣ́яше; но ты́ я́ко тве́рдый адама́нтъ неизмѣ́ненъ пребыва́лъ еси́ въ любви́ къ пусты́ни, взыва́я къ распя́тому за ны́ Го́споду: Аллилу́ія.

Икосъ 7.

Но́выя труды́ подъя́лъ еси́, блаже́нне Арсе́ніе, егда́, по внуше́нію Бо́жію, устро́ити оби́тель въ пусты́ни Коме́льстѣй восхотѣ́лъ еси́ и сея́ ра́ди вины́ ше́дъ нелѣ́ностнѣ во гра́дъ Москву́ и смире́ннѣ предъ о́чи царя́ Васи́лія Іоа́нновича предста́въ, моли́лъ еси́ огради́ти устроя́емую оби́тель отъ оби́дъ и утѣсне́ній, я́же науще́ніемъ вра́жескимъ дѣ́яша окре́стніи лю́діе. Ца́рь же, вѣ́дая тя́ я́ко уго́дника Бо́жія, и исполня́я Писа́ніе, — толку́щему отве́рзется, — повелѣ́ да́ти тебѣ́ гра́моту во огражде́ніе оби́тели. За сицевы́я твоя́ труды́ и по́двиги вопіе́мъ ти́ со умиле́ніемъ:

Ра́дуйся, зла́то въ горни́лѣ терпѣ́нія искуше́нное; ра́дуйся, би́сере честны́й, отъ скве́рны грѣхо́вныя безмо́лвіемъ очище́нный.

Ра́дуйся, пусты́нныхъ оби́телей основа́телю; ра́дуйся, вражды́ и нестрое́нія устрани́телю.

Ра́дуйся, се́рдце царе́во на ми́лость преклони́вый; ра́дуйся, безмо́лвіе твое́ ра́ди спасе́нія бли́жнихъ нару́шивый.

Ра́дуйся, прибѣга́ющимъ къ тебѣ́ въ ну́ждѣхъ усе́рдный помо́щниче; ра́дуйся, су́щимъ въ напа́стехъ ско́рый засту́пниче.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 8.

Стра́ннымъ твои́мъ житіе́мъ, преподо́бне, пусты́ня Коме́льская озари́ся, ему́же внима́юще, устрани́мся мíра, у́мъ на небеса́ возло́жше, а́ще бо спасе́нія душе́внаго ра́ди и удали́лся еси́ въ пусты́ню, но мно́зи пустыннолю́бцы сокро́вищами души́ твоея́ привле́клъ еси́, съ ни́миже ны́нѣ въ невече́рнѣмъ свѣ́тѣ сла́дко воспѣва́еши Свѣтопода́телю Христу́: Аллилу́ія.

Икосъ 8.

Ве́сь испо́лненъ бы́лъ еси́ любве́ къ Бо́гу и бли́жнимъ твои́мъ, свя́те Арсе́ніе, и сего́ ра́ди безро́потнѣ принима́лъ еси́ неисче́тныя оби́ды отъ гоня́щихъ тя́ изъ пусты́ни. Егда́ же вре́меннѣ отше́дшу ти́ изъ ке́ліи твое́й, лю́діе нечести́віи нападо́ша на ню́ и келе́йнаго твоего́ ста́рца уби́ша, ты́, преподо́бне, въ вели́цѣй ско́би о поте́ри бра́та и о духо́внѣй поги́бели тѣ́хъ бу́іихъ люде́й, да́лъ еси́ мѣ́сто гнѣ́ву и удали́лся еси́ за три́десять по́прищъ въ де́брь Шилего́дскую, идѣ́же пожи́лъ еси́ въ соверше́ннѣмъ безмо́лвіи, до́ндеже откры́тъ бы́лъ еси́ ловце́мъ звѣре́й. Сицево́му терпѣ́нію дивя́щеся, возглаша́емъ ти́:

Ра́дуйся, любве́ Христо́вы вѣ́рный носи́телю; ра́дуйся, спаси́тельнаго долготерпѣ́нія учи́телю.

Ра́дуйся, оби́ды, я́ко воздая́ніе за грѣхи́, принима́вый; ра́дуйся, содѣ́янное тебѣ́ зло́ незло́біемъ покры́вый.

Ра́дуйся, пусты́ню Шилего́дскую житіе́мъ твои́мъ освяти́вый; ра́дуйся, явле́ніемъ твои́мъ звѣре́й дубра́вныхъ удиви́вый.

Ра́дуйся, неви́нно стра́ждущихъ твои́мъ примѣ́ромъ укрѣпи́вый; ра́дуйся, си́рыхъ и убо́гихъ покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 9.

Вся́кую на́шу ско́рбь утоли́ твое́ю многомо́щную по́мощію, преподо́бне Арсе́ніе, и испроси́ на́мъ у Го́спода си́лу и крѣ́пость понести́ кре́стъ сво́й до конца́ живота́, взыва́я Влады́цѣ всѣ́хъ: Аллилу́ія.

Икосъ 9.

Вѣтíя многовѣща́нныя, я́ко ры́бы безгла́сныя, ви́димъ о тебѣ́, богому́дре Арсе́ніе: недоумѣ́ютъ бо досто́йнѣ восхвали́ти твоя́ по́двиги. Мы́ же, грѣ́шніи, любо́вію къ тебѣ́ подвиза́еміи, дерза́емъ ублажа́ти тя́ си́це:

Ра́дуйся, пусты́нниковъ дре́внихъ, Анто́нія, Па́вла, Гера́сима нелицемѣ́рный подража́телю; ра́дуйся, Христа́, не имѣ́вшаго гдѣ́ главы́ преклони́ти, тве́рдый послѣ́дователю.

Ра́дуйся, отъ звѣре́й лю́тыхъ почита́емый; ра́дуйся, отъ люде́й звѣронра́вныхъ гони́мый.

Ра́дуйся, ловцу́ звѣре́й себе́ яви́вый; ра́дуйся, безкоры́стіемъ и прозорли́востію ловца́ того́ порази́вый.

Ра́дуйся, но́вую оби́тель въ де́бри Шилего́дстѣй основа́вый; ра́дуйся, я́ко си́лою моли́твъ твои́хъ оби́тель та́ со всѣ́ми прите́кшими къ не́й отъ наше́ствія тата́ръ спасе́ся.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 10.

Спасти́ хотя́ ду́шу твою́ на мѣ́стѣ, Бо́гомъ ука́занномъ ти́, свя́те Арсе́ніе, вознамѣ́рился еси́ возврати́тися въ любе́зную тебѣ́ пусты́ню Коме́льскую и здѣ́ оби́тель устро́ити: пе́рвѣе же ты́ напра́вилъ еси́ стопы́ твоя́ во гра́дъ Москву́ къ царю́ Васи́лію Іоа́нновичу; испроси́въ же отъ него́ но́вую гра́моту ра́ди пусты́ни Коме́льскія, со ученико́мъ Гера́симомъ отше́лъ еси́ изъ оби́тели Шилего́дскія на пре́жнее мѣ́сто въ пусты́ню Коме́льскую и нача́лъ еси́ устроя́ти оби́тель во сла́ву и че́сть Пресвяты́я Богоро́дицы, Юже, я́ко непреста́нную Помо́щницу и ско́рую Засту́пницу прославля́я, съ вѣ́рою и наде́ждою взыва́лъ еси́ Бо́гу: Аллилу́ія.

Икосъ 10.

Стѣна́ еси́ крѣ́пкая оби́тели твое́й и всѣ́мъ къ тебѣ́ прибѣга́ющимъ, преподо́бне Арсе́ніе, твои́мъ бо святы́мъ житіе́мъ мно́гія въ пусты́ню привле́клъ еси́, сего́ ра́ди вопіе́мъ ти́:

Ра́дуйся, житія́ и́ноческаго му́дрый устрои́телю; ра́дуйся, смире́нія, цѣлому́дрія и нестяжа́тельности ре́вностный насади́телю.

Ра́дуйся, земны́й а́нгеле и небе́сный человѣ́че; ра́дуйся, къ тебѣ́ бо, я́ко му́дрому наста́внику, иска́вшіи соверше́нства прибѣга́ху.

Ра́дуйся, я́ко сло́ву твоему́ и звѣ́ри дубра́вніи внима́ху; ра́дуйся, злы́хъ серде́цъ умягче́ніе.

Ра́дуйся, оби́тели твое́й неусы́пный попечи́телю; ра́дуйся, Пречи́стыя Богоро́дицы вѣ́рный служи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 11.

Пѣ́ніе умиле́нное а́ще и прино́симъ ти́, достохва́льне Арсе́ніе, ничто́же соверша́емъ досто́йно, но ты́, преподо́бне, покры́й на́ше недосто́инство твои́мъ снисхожде́ніемъ и научи́ ны чи́стымъ се́рдцемъ воспѣва́ти просла́вившему тя́ Го́споду: Аллилу́ія.

Икосъ 11.

Свѣтоза́рнымъ свѣти́ломъ возсія́лъ еси́, преподо́бне Арсе́ніе, въ пусты́няхъ Шилего́дстѣй и Коме́льстѣй, а́ще и пресели́лся еси́ въ послѣ́днюю, но не забы́лъ еси́ посѣща́ти и пе́рвую, облича́я окре́стныя лю́ди въ наруше́ніи и́ми за́повѣдей и уста́вовъ церко́вныхъ. Предъ конце́мъ же живота́ твоего́ ты́, преподо́бне, затвори́лся еси́ въ ке́ліи твое́й и нача́лъ еси́ гото́витися; послѣди́ же собра́лъ еси́ бра́тію къ сме́ртному одру́ твоему́, моля́ и́хъ имѣ́ти любо́вь между́ собо́ю, благослови́въ же и́хъ, ми́рно пре́далъ еси́ ду́хъ тво́й Бо́гу, и погребе́нъ бы́лъ еси́ во оби́тели Коме́льстѣй, идѣ́же мо́щи твоя́ то́ки чуде́съ излива́ютъ, подвиза́я взыва́ти тебѣ́:

Ра́дуйся, свѣти́ло, свѣ́тъ сво́й отъ Христа́ воспрія́вшее; ра́дуйся, я́ко свѣ́томъ тѣ́мъ пусты́ни освѣти́шася.

Ра́дуйся, за́повѣдей Госпо́днихъ стро́гій исполни́телю; ра́дуйся, наруши́телей о́ныхъ ско́рый обличи́телю.

Ра́дуйся, кончи́ну твою́ предузна́вый; ра́дуйся, мо́щи твоя́ во благослове́ніе оби́тели да́вый.

Ра́дуйся, я́ко мо́щи сія́ то́ки чуде́съ источа́ютъ; ра́дуйся, я́ко чудеса́ ты́я восхваля́ти тя́ благода́рнѣ подвиза́ютъ.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 12.

Благода́ти исто́чникъ — святы́я мо́щи твоя́, и́мамы и до дне́сь, блаже́нне Арсе́ніе, а́ще бо и оби́тель твоя́ убѣ́жищемъ и́нокинь ны́нѣ содѣ́лана бы́сть: въ Ца́рствіи бо небе́снѣмъ нѣ́сть му́жескъ по́лъ, ни же́нскъ, но вси́ ро́ди, еди́нымъ се́рдцемъ и еди́ными усты́, немо́лчнѣ славосло́вятъ Пода́теля всѣ́хъ бла́гъ Свята́го Ду́ха Утѣ́шителя, пою́ще Ему́: Аллилу́ія.

Икосъ 12.

Пою́ще твоя́ по́двиги и чудеса́, славосло́вимъ просла́вльшаго тя́ Го́спода и про́симъ тя́, преподо́бне Арсе́ніе, освяти́, вразуми́ и научи́ ны, грѣ́шныя, со умиле́ніемъ взыва́ти тебѣ́:

Ра́дуйся, бу́іихъ вразуми́телю; ра́дуйся, разсла́бленныхъ возстанови́телю.

Ра́дуйся, слѣпы́мъ зрѣ́ніе, глухи́мъ слы́шаніе, нѣмы́мъ разрѣше́ніе язы́ка дарова́вый; ра́дуйся, тре́звости утверди́телю.

Ра́дуйся, вражду́ющихъ примири́телю; ра́дуйся, со́вѣсти пробуди́телю.

Ра́дуйся, душеполе́зныхъ бла́гъ пода́телю; ра́дуйся, не то́чію оби́тели твоея́, но и всея́ о́бласти Волого́дскія покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 13.

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́шъ Арсе́ніе, пріими́ отъ на́съ, недосто́йныхъ, ма́лое сіе́ моле́ніе и богопрія́тнымъ хода́тайствомъ твои́мъ умоли́ Го́спода изба́вити Це́рковь Правосла́вную отъ безвѣ́рія, ересе́й и раско́ловъ, оте́чество на́ше отъ наше́ствія иноплеме́нныхъ, отъ неду́га и гла́да, отъ вся́кія ско́бри и смертоно́сныя ра́ны, оби́тель же твою́ и на́съ всѣ́хъ отъ вра́гъ ви́димыхъ и неви́димыхъ. Да твои́мъ всемо́щнымъ заступле́ніемъ укрѣпля́еми и твое́ю любо́вію согрѣва́еми съ вѣ́рою и наде́ждою благода́рнѣ вопіе́мъ Творцу́ небесе́ и земли́: Аллилу́ія.

[Се́й конда́къ глаго́лется три́жды. Та́же и́косъ 1-й: Ангела земна́го... И конда́къ 1-й: Избра́нный чудотво́рче...]

Почитание святого в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве во второй половине XV века (точная дата его рождения неизвестна). Происходил он из рода митрополичьих бояр Сахарусовых. С ранних лет его сердце горело любовью к Богу, стремлением всецело посвятить себя служению Господу. Наилучшим местом для подвижнической жизни юный сын боярский считал обитель Святой Троицы, основанную преподобным Сергием. Там он и принял монашеский постриг. Изнуряя тело и умерщвляя страсти трудами и постом, новоначальный инок укреплял душу молитвой, чтением и переписыванием душеполезных книг. До наших дней сохранилось Евангелие со смиренной подписью переписчика: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов».

Благодаря своей добродетельной жизни инок Арсений снискал всеобщую любовь и уважение. После того как в сентябре 1525 года троицкий игумен Порфирий отказался от управления монастырем, на его место единогласно был избран как достойнейший из достойных преподобный Арсений. Для смиренного подвижника это избрание стало тяжким бременем, которое он в январе 1526 года согласился принять лишь ради послушания, внимая мольбам братии.

В начале XVI века Троицкой обители были подчинены некоторые монастыри. Свою обязанность наблюдать за их благоустройством и образом жизни братии преподобный Арсений старался исполнять со всем тщанием и находил время, чтобы посещать приписные монастыри. В том числе он часто бывал в Стефано-Махрищской обители, находившейся в тридцати пяти верстах от Троицкой.

В 1527 году преподобный Арсений решил тайно оставить монастырь и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя Богу. Он долго странствовал в поисках места, пригодного для подвига безмолвия, и остановился в верховьях реки Бабайки (в сорока верстах от Вологды), где незадолго до его прихода явилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия». Рядом с местом явления иконы Арсений соорудил келию, в которой пребывал в посте и молитве. Однако его уединение нарушало множество богомольцев. Оставив это место, подвижник в поисках уединения пришел в болотистый и малопроходимый Комельский лес. У впадения реки Кохтыш (Коктыш) в реку Лежу (примерно в 25 верстах от Вологды) святой решил отдохнуть и увидел на этом месте солнечный луч и яркое сияние. Арсений воспринял это как знамение Божие и остался здесь жить, основав монастырь.

В феврале 1530 года преподобный Арсений получил от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение основанного им монастыря земли на две версты вокруг; окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок. Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного, убили его келейника, вынудив Арсения удалиться примерно за тридцать верст на реку Шингорь, протекающую в Шилегодском лесу. Там святой водрузил крест и начал подвизаться в безмолвии. Однако вскоре о пребывании отшельника в лесу узнали в окрестностях, и один за другим к подвижнику начали приходить монахи и миряне, искавшие совета и благословения. Тогда он поставил храм, с которого началась Александрова Коровина пустынь. Около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегодском лесу. В 1538 году в Вологодские пределы неожиданно вторглись казанские татары, сжигавшие дома местных жителей, убивавшие, грабившие и уводившие их в неволю. В ужасе горожане и сельчане бежали в Шилегодский лес. Некоторые укрылись в пустыни преподобного Арсения. Святой молился о спасении беженцев, и татары обошли пустынь стороной. После набега пришельцев многие из укрывшихся в лесу остались жить близ монашеских келий, нарушив уединение пустынников. Поэтому преподобный Арсений решил вернуться в Комельский лес, поручив управление Шилегодской пустынью одному из своих учеников. Однако, заботясь об устроении Комельской обители, преподобный не забывал и Шилегодскую пустынь, посещал ее, как только позволяло ему время. Также он продолжал гореть любовью к основателю Троицкого монастыря, которого считал заступником и покровителем своей пустыни. Незадолго до кончины он благословил строительство в обители трапезной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребла подвижника близ алтаря монастырского храма. Вскоре после его кончины по молитвам старцу начали совершаться исцеления от различных недугов и другие чудеса.

Точное время канонизации преподобного Арсения Комельского неизвестно. Предполагается, что местное празднование ему было установлено ранее первой половине XVII века, так как в это время уже была записана наибольшая часть чудес, совершившихся по молитвам преподобному Арсению. Краткое Житие святого помещено в печатном Прологе 1662 года, что свидетельствует о сложившемся к тому времени общерусском почитании подвижника.

Память преподобного Арсения Комельского совершается 24 августа/6 сентября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 190–193.