Преподобный Арсений Комельский, Вологодский

6 / 19 Июля Собор Радонежских святых
24 Августа / 6 Сентября
16 / 29 Июня (71-й день после Пасхи) Собор Вологодских святых

Краткое житие преподобного Арсения Комельского


Родился в Москве во второй половине XV века. Уже в отроческих летах преподобный желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и принял монашеский постриг.

В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам, с усердием выполняя монастырские послушания на скотном дворе и в хлебной. По своему смирению он считал себя последним и слугой для всех. Трудами и постом преподобный Арсений изнурял свою тело, умерщвляя страсти, и в то же время он старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания, и душеспасительных книг, которые святой переписывал для своего монастыря и для других церквей.

В 1525–1527 гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете: носил ветхую одежду, служил всем и трудился более всех.

В 1527 г., стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в гомельский лес. Здесь, на берегу реки Кохтыш, святой основал обитель в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. 24 августа 1550 г., причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений мирно отошел Господу. Вскоре после праведной его кончины у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней.

Полное житие преподобного Арсения Комельского


Преподобный Арсений родился в Москве в последней половине XV веха, но в котором именно году – неизвестно, по происхождению был из рода бояр Сахарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по правам рождения мог иметь в ней большие успехи, приобрести честь и богатство. Его юное сердце, еще не связанное никакими житейскими узами, свободное от всех мирских пристрастий, горело любовью к одному Богу, стремилось всецело посвятить себя на служение Ему. И обитель Св. Троицы, прославленная подвигами своего основателя преподобного Сергия, уже причисленного тогда к лику святых, представлялась ему лучшим для того местом, поэтому юный боярин и принял в ней иноческое пострижение.

Нелегка была жизнь для молодых и новоначальных иноков в многолюдной обители Сергиевой. Кроме строгого исполнения обязательного для всех повседневного монашеского правила, каждый инок должен был пройти длинный ряд различных послушаний, начиная с самых низших и трудных: службы на скотном дворе, в монастырских огородах и полях, привратником, в поварне и на хлебне, в братской трапезе и церкви. При этом инок совершенно отрекался от своей воли и подчинял себя воле старца-наставника, пока наконец достигал права пользоваться услугами других в тишине своей келлии.

Молодой инок Арсений совершенно предал себя иноческим трудам, со всем усердием и с юношеским жаром он начал проходить монастырские послушания: в числе первых приходил в церковь и всегда первым являлся на послушаниях, охотно исполняя и то, чего не успевали или не хотели сделать другие, по своему смирению считая себя последним в обители и слугою всех. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвою, чтением душеполезных книг и переписыванием их, то для своего монастыря, то для других церквей. Как драгоценный памятник его трудов, доныне сохранилось в его обители Евангелие, написанное им в Сергиевом монастыре в 1506 году, на котором можно прочитать такую смиренную надпись: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов». Такая примерная труженическая жизнь и высокие добродетели не могли не снискать ему всеобщей любви и уважения. И когда в 1525 году, в сентябре месяце, игумен Порфирий отказался от управления монастырем, все братия единогласно избрали преподобного Арсения на его место как самого достойного. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному подвижнику тяжелым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания, ради моления и ради слез братии. В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищете и посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться более других. Отечески заботясь о довольстве и успокоении братии, преподобный Арсений забывал о самом себе и не замечал того, что одежда его покрыта заплатами и хуже всех, даже тогда, когда встречал и принимал приходивших в монастырь князей и бояр. «Что это значит, что игумен ваш ходит в такой худой одежде?» – спрашивал братию великий князь Василий Иоаннович, увидевши Арсения во время посещения обители едва не в рубище. «Наставник наш – истинный раб Божий и живет в Боге; он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие», – сказали в ответ братия и просили великого князя, чтобы убедил их игумена остаться с ними. Василию Иоанновичу и самому было жаль, если обитель лишится такого настоятеля, поэтому он стал просить преподобного Арсения остаться в обители, на что тот и согласился, постыдившись огорчить отказом высокого посетителя, хотя и сильно желал удалиться в пустыню.

В то время многие окрестные монастыри и пустыни были подчинены Троицкому монастырю, и игумен Троицкий наблюдал за их хозяйством и образом жизни братии. Преподобный Арсений и эту обязанность старался исполнять в точности. Несмотря на то, что многолюдство его собственного монастыря требовало неусыпных трудов и надзора со стороны игумена, он находил еще время посещать и эти монастыри, чтобы лично наблюдать за ними и собственным примером руководить братию. Особенно он любил посещать обитель современника Сергия преподобного Стефана Махрищского, находившуюся в 35-ти верстах от Троицкой, чтобы в ее пустынном безмолвии хотя несколько успокоиться и приобрести новые силы к прохождению своей многотрудной должности. Там однажды махрищский игумен Иона объявил ему, что благоговейный инок Герман, уже столетний старец, вышедши ночью из своей келлии, увидел огонь, горящий под древесными ветвями над местом погребения преподобного Стефана, и тогда, ужаснувшись необычайности явления, поспешил сказать ему о том, что и он сам из окна своей келлии увидел тот огонь, как бы луч света, сиявший от могилы Стефана. Преподобный Арсений, приняв это за знамение благодати Божией, дарованной преподобному Стефану, приказал поставить над его могилой гробницу, осенять ее покровом и возжечь пред ней большую свечу, затем, совершив соборне Божественную литургию, установил, чтобы с тех пор ежегодно праздновалась в обители память преподобного.

Если бы преподобный Арсений не был возведен на высокую степень игумена и оставался по-прежнему в числе братства, не обращая на себя особенного внимания других, то, может быть, он и не подумал бы никогда оставить Троицкую обитель, в которой принял иноческое пострижение, дал обещание пребывать до смерти и провел уже столько лет. Но начальство над братией, неизбежные отношения с богатыми и сильными мира, всеобщий почет и уважение, оказываемое ему как преемнику Сергиеву, лежало тяжелым бременем на смиренной душе подвижника. Часто вспоминал он о своей прежней жизни, когда, ничем не развлекаемый и заботясь только о самом себе, он мог всецело предаваться богомыслию, любовь к пустыни и безмолвию начала возгораться в его сердце все более и более, пока наконец преподобный, будучи не в силах противиться влечению своего сердца и зная, что великий князь и все братия не согласятся отпустить его, решился тайно оставить свое место и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя на служение единому Богу.

Наслышавшись о неизмеримых лесах севера и зная, что еще при преподобном Сергии и с его благословения из Троицкого монастыря ушли туда некоторые и основали там собственные монастыри и пустыни, преподобный Арсений в 1527 (или в 1529) году вышел из монастыря и направил свой путь в эту сторону, для него совершенно неизвестную. Он обошел много лесов и пустынных дебрей, ища для себя удобного места, и наконец, руководимый Промыслом, достиг Вологодской страны. Здесь, незадолго пред тем временем (около 1525 года), в расстоянии 40 верст к северо-западу от г. Вологды, в верховьях малой речки Бабайки явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия, преподобный Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона, и, соорудив себе малую келлию, стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но со времени явления св. иконы пустынное место перестало быть безмолвным от множества приходивших туда богомольцев, поэтому, пробыв здесь несколько времени, он оставил свою келлию в основание будущей Мяслянской пустыни и снова пошел странствовать по болотам и дебрям Комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он Сам указал ему место для жительства.

И через некоторое время в густой чаще леса, у слияния речек Лежа и Кохтыш, в 40 верстах от Вологды, с его плеч сорвало ношу. Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел необыкновенный свет, озаривший окрестность. Уразумев откровение Божие, святой Арсений на месте явления света построил себе небольшую келлию и начал подвизаться в посте и молитве, дни проводя в труде, а ночи – в бдении. Он думал, что зашел в такую лесную глушь, в которой никто уже его не потревожит и не нарушит его безмолвия, но, видно, нет на земле такого места, где бы искушение не могло постигнуть человека. «Видевше себе беси поругани бываемы от блаженнаго Арсения и изгоними от места того святаго, воздвигоша брань на него и многа искушения и досаждения святый претерпе от них», – говорит описатель его жития. Не возмогши победить подвижника сами, невидимые враги насылали на него видимых в лице окрестных жителей, возбуждая в них зависть и гнев против святого. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной и рыбной ловли, сочли себе помехой уединенную келлию пустынника, опасаясь, чтобы со временем она не разрослась в монастырское общежитие и не овладела окрестными землями. Чтобы изгнать его из пустыни и удержать за собой землю, они стали наносить преподобному различные обиды и притеснения. Смиренный старец противопоставлял им сначала христианское терпение и кротость, стараясь победить их злобу своей любовью; потом, когда притеснения сделались слишком часты и невыносимы, так что однажды злые люди, пришедши в келлию и не заставши в ней самого Арсения, убили жившего с ним келейного его старца, тогда он, по слову апостола, дал место гневу (Рим.12,19) и, оставивши Комельскую пустыню, удалился оттуда верст за тридцать в дикий Шилегонский лес, на речку Шингор. Полное уединение этого места вполне соответствовало сердечному влечению святого Арсения служить Господу в безвестной пустыни. И, прилагая труды к трудам и подвиги к подвигам, блаженный подвижник, как огнем, горел любовью к Богу, вперив к небу ум свой. Но сколько ни нравилась ему эта уединенная жизнь и как он ни рад был своему безмолвию, оно скоро должно было прекратиться.

Господь, не желая доле оставлять светильника Своего как бы под спудом, восхотел, чтобы это духовное сокровище обогатило и других и чтобы подвиги его послужили примером и назиданием для многих. Крестьянин Алексей Охотин один раз пришел в Шилегонский лес с собаками ловить зверей, и собаки отбежали от него, и он, отыскивая их, нечаянно набрел на келлию отшельника. Старец принял его с отеческой любовью и стал спрашивать у него, как он нашел его келлию, так как преподобный до него не видел в лесу ни одного человека и не знал, далеко ли находятся селения. Когда охотник рассказал ему подробно обо всем, то преподобный, видя в нем человека простого и доброго, долго беседовал с ним, поучая страху Божию, и, отпуская, он велел ему искать собак по речке Шингоре на мысу Кривике и при этом сказал: «Там найдешь их с большой добычей». Удивился охотник прозорливости старца, когда в самом деле нашел своих собак с добычей именно на том месте, где сказал ему преподобный. Добычей, пойманной собаками, была дорогой цены лисица, с которой охотник тотчас же возвратился к келлии старца и просил его принять ее в дар, но старец отказался от подарка и посоветовал жертвователю употребить цену ее на милостыню. Через этого охотника келлия Арсения сделалась известной, и один за другим стали приходить к нему из окрестности для духовных бесед монахи и миряне. Старец всех принимал с отеческой любовью, поучал всем сердцем любить Господа, пролившего за нас кровь Свою на Кресте, и ближних как самих себя. Когда некоторые из посетителей, желая постоянно иметь его своим наставником и руководителем в духовной жизни, стали принимать от него пострижение и селиться близ его келлии, преподобный Арсений водрузил крест и построил часовню для общей молитвы. Таким образом в дремучем Шилегонском лесу составилось братство любителей безмолвия и основалась пустыня, известная впоследствии под названием Александро-Коровиной (позднее Троицкая пустынская церковь).

Уже около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегонском лесу, довольный его безмолвием, как в 1538 году казанские татары неожиданно вторглись в Вологодские пределы, сжигая селения, а беззащитных жителей грабя, убивая и уводя некоторых с собою в неволю. Ужас распространился в стране, и жители, чтобы спастись от смерти, толпами бежали из селений в Шилегонский лес, где находилась пустыня преподобного, думая найти себе защиту в неприступности места, удаленного от дорог. Варвары хотели было проникнуть и туда вслед за бежавшими жителями, но были удержаны Промыслом по молитвам человека Божия, так что все те, которые искали себе убежища в его пустыни, остались невредимы. После ухода татар многие из жителей не захотели более возвратиться на пепелища своих жилищ и поселились со своими семействами близ келлии отшельников, вследствие чего любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения. Тогда Арсению пришла мысль опять идти в Комельский лес на прежнее свое место, и когда он объявил о своем намерении жившим с ним пустынникам, то один из учеников его, инок Герасим, не захотевши разлучиться со своим наставником, пожелал отправиться с ним.

Еще в 1530 году великим князем была выдана преподобному Арсению жалованная грамота, которой строго запрещалось всем около пустыни его в Комельском лесу на речке Кохтыше во все стороны на две версты рубить лес, ставить новые поселения, заниматься звероловством и обращать в свое владение землю или лес. Но, испытавши после того столько притеснений и обид, преподобный Арсений решился снова идти в Москву искать защиты от своеволия грубых людей и в 1539 году получил новую грамоту с большими правами и наделом земли уже на пять верст. Тогда, поручивши управление Шилегонской пустыней одному из своих учеников, преподобный Арсений с Герасимом отправился в Комельский лес, водворился на своем прежнем месте и стал рубить лес, расчищать и приготовлять землю под поля и огороды для будущей обители. Труд шел успешно, ибо препятствий со стороны жителей теперь уже не было. Но когда пустынники завели несколько голов рогатого скота, то стали их обижать медведи, чем причиняли подвижникам постоянный труд и беспокойство. Однажды, когда медведь напал на корову, прозорливый старец молитвой остановил и связал зверя, приказавши своему ученику идти и наказать его, чтобы он более не тревожил их. Герасим пошел и начал сечь зверя лозой, и медведь не только не рассвирепел и не бросился на него, но, как бы сознавая свою вину, поклонился ему до земли и ушел на свое место. С того времени звери перестали нападать на монастырский скот. Такова была вера и сила молитвы старца и истинно детская простота и послушание ученика!

Когда рядом с отшельником стали селиться иноки, преподобный Арсений по благословению епископа Вологодского Алексия (1525–1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Так возникла Комельская Ризоположенская обитель. Преподобный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам православной веры и правилам христианской жизни. Он часто сам ходил в селение, на покосы и проповедовал слово Божие. Не забывал святой Арсений и Шилегонской обители, которую также нередко посещал и назидал братию.

Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и помолиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины.

В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. Предчувствуя кончину, святой старец назначил преемником своего ученика Герасима и, затворившись в келлии, стал готовиться к смерти. Незадолго до кончины он преподал последнее наставление братии: любить друг друга и хранить монастырский устав. Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребли святого близ алтаря монастырского храма.

Вскоре после кончины преподобного от его гробницы стали совершаться чудесные исцеления болящих. Описание многочисленных чудес, входившее в житие преподобного, сгорело во время пожара в 1596 году. Позднее житие было восстановлено в кратком виде по сохранившимся записям иноком обители Иоанном.

Через 100 лет игумен Комельского монастыря Иоасаф (1656–1665) построил на месте прежнего храма новый, каменный, с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Арсения – над местом его погребения. Позднее над мощами преподобного была устроена гробница.

Молитвы

Тропарь преподобного Арсения Комельского глас 4

Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского глас 8

Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Величание преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

Ублажа́емъ тя́, преподо́бне о́тче Арсе́ніе, и чте́мъ святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́ховъ и собесѣ́дниче а́нгеловъ.

Молитва преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, и преблаже́нный а́вво Арсе́ние вели́кий! Не забу́ди ни́щих свои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́хъ: моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за дети твоя́ духо́вныя, я́ко имеяй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́. Не премолчи́ за ны́ ко Го́споду и не пре́зри на́с, верою и любо́вию чту́щих тя́. Помяни́ на́с недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с Христу́ Бо́гу: дана́ бо тебе благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м тя́ су́ща ме́ртва, а́ще телом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти у́бо жи́в сы́й пребыва́еши; не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́й на́с от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый! Аще моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма и ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́, со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Темже к тебе припа́даем, и тебе́ мо́лим, и тебе ми́ли ся деем, моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о спасе́нии ду́ш на́ших, испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, и е́же невозбра́нным прейти́ от земли́ на не́бо, мыта́рств же го́рьких возду́шных князе́й и вечныя му́ки изба́витися, и небе́сному Ца́рствию наследникам бы́ти, со всеми пра́ведными, от века угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во веки веко́в. Ами́нь.

Акафист преподобному Арсению, Комельскому чудотворцу

Конда́къ 1

Избра́нный чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́въ, Арсе́ніе преподо́бне, восхваля́емъ тя́, безмо́лвія, терпѣ́нія и нищеты́ духо́вныя учи́теля. Ты́ же, я́ко имѣ́яй дерзнове́ніе ко Го́споду, моли́ Его́ изба́вити оби́тель твою́ и на́съ, грѣ́шныхъ, отъ всѣ́хъ бѣ́дъ и ско́рбныхъ обстоя́ній, да со умиле́ніемъ зове́мъ ти́:

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Икосъ 1.

Ангела земна́го и небе́снаго человѣ́ка зри́мъ тя́, преподо́бне: ты́ бо измла́да Отца́ Небе́снаго возлюби́лъ еси́ и Тому́ Еди́ному во́лю твою́ порабо́тилъ еси́. Сего́ ра́ди ублажа́емъ тя́ си́це:

Ра́дуйся, измла́да гла́су Бо́жію въ со́вѣсти внима́вый; ра́дуйся, о́бразъ Бо́жій въ души́ твое́й въ чистотѣ́ храни́вый.

Ра́дуйся, земно́е вели́чіе твое́ по ро́ду ни во что́ вмѣни́вый; ра́дуйся, отъ ю́ности нищету́ духо́вную возлюби́вый.

Ра́дуйся, смире́нія учи́телю; ра́дуйся, дѣ́вства ревни́телю.

Ра́дуйся, оби́тель преподо́бнаго Се́ргія, я́ко ти́хое приста́нище, избра́вый; ра́дуйся, житію́ Се́ргіеву ре́вностнѣ подража́вый.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 2.

Ви́дѣвъ въ и́ночествѣ опло́тъ и огражде́ніе отъ суеты́ мірскíя и душевре́дныхъ по́мысловъ, преподо́бне, въ ю́ныхъ лѣ́тѣхъ, потща́лся еси́ прія́ти на ся́ а́нгельскій о́бразъ, смире́ннѣ взыва́я всеви́дящему Храни́телю ду́шъ и тѣле́съ: Аллилу́ія.

Икосъ 2.

Ра́зумъ тво́й, преподо́бне о́тче, Христо́вымъ свѣ́томъ просвѣти́ти возжела́въ, вда́лся еси́ чте́нію Боже́ственныхъ Писа́ній: узрѣ́въ же по́льзу отъ сего́ души́ твое́й, прія́лъ еси́ тру́дъ списова́ти свяще́нныя кни́ги и тѣ́ми бли́жнихъ твои́хъ умудря́ти. Сицево́му твоему́ усе́рдію дивя́щеся, взыва́емъ ти́:

Ра́дуйся, пи́щи духо́вныя, па́че тѣле́сныя рачи́телю; ра́дуйся, свяще́нныхъ кни́гъ списа́телю.

Ра́дуйся, о душе́внѣй по́льзѣ собра́тій твои́хъ ревнова́вый; ра́дуйся, молвы́ жите́йскія избѣжа́вый.

Ра́дуйся, труды́ душеполе́зныя че́стнѣ почита́вый; ра́дуйся, и́стиною Христо́вою, а́ки мече́мъ проти́ву врага́ душе́внаго спасе́нія вооруже́нный.

Ра́дуйся, сло́вомъ Госпо́днимъ, я́ко хлѣ́бомъ небе́снымъ насыще́нный; ра́дуйся, въ разли́чныхъ послуша́ніяхъ испыта́нный.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 3.

Си́лою свы́ше преумудре́нный, ты́ свя́те Арсе́ніе, избра́нъ бы́лъ еси́ во игу́мена оби́тели богоно́снаго Се́ргія, и возлага́я наде́жду на его́ многомо́щное предста́тельство предъ престо́ломъ Пресвяты́я Тро́ицы, въ смире́ніи и поко́рности Ея́ святѣ́й во́ли, со стра́хомъ и тре́петомъ взыва́лъ еси́: Аллилу́ія.

Икосъ 3.

Имѣ́я непреста́нное попече́ніе о ввѣ́ренныхъ твоему́ води́телству и́ноцѣхъ оби́тели Се́ргіевы, ты́, преподо́бне, пе́рвѣе умно́жилъ еси́ по́двиги твоя́, прилага́я труды́ ко трудо́мъ. Сего́ ра́ди возглаша́емъ тебѣ́:

Ра́дуйся, соверше́ннаго терпѣ́нія наста́вниче; ра́дуйся, смиренному́дрія проповѣ́дниче.

Ра́дуйся, наде́жный и́ночествующихъ руководи́телю; ра́дуйся, преподо́бныхъ Се́ргія, Ни́кона, Са́ввы и про́чихъ святы́хъ игу́меновъ Ла́вры Се́ргіевы досто́йный прее́мниче.

Ра́дуйся, свѣще́ на свѣ́щницѣ Це́ркве Россíйскія поста́вленная; ра́дуйся, и́ноковъ до́брыхъ о́бразъ и украше́ніе.

Ра́дуйся, Бо́гови вѣ́рный служи́телю; ра́дуйся, преподо́бныхъ Его́ небе́сный сожи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 4.

Бу́рю вну́трь имѣ́я помышле́ній сумни́тельныхъ, вели́кій кня́зь Васи́лій смути́ся, узрѣ́въ тя́, преподо́бне, игу́мена вели́кія Ла́вры въ ве́тсѣй и многошве́ннѣй оде́жди; увѣ́дѣвъ же отъ бра́тіи о твое́мъ вели́цѣмъ смире́ніи и нелицемѣ́рнѣй простотѣ́, просла́ви смири́вшаго Себе́ до кре́стныя сме́рти Го́спода, зовы́й: Аллилу́ія.

Икосъ 4.

Слы́шаша и́ноцы и мірстíи лю́діе о по́двизѣхъ твои́хъ, пресла́вне Арсе́ніе, прославля́ху Го́спода и тебе́, я́ко Его́ уго́дника. Ты́ же, пребыва́я въ Ла́врѣ послуша́нія ра́ди и бѣ́гая сла́вы мірскíя, поча́сту удаля́лся еси́ во оби́тель Ма́хрищскую, идѣ́же удосто́ился еси́ явле́нія сла́вы Бо́жіей на мощѣ́хъ преподо́бнаго Стефа́на и па́мять его́ твори́ти уста́вилъ еси́. Послѣди́ же по сло́ву Писа́нія, взыску́я гряду́щаго гра́да, преподо́бне, взе́мъ святы́й кре́стъ и ико́ну Пречи́стыя Богоро́дицы, та́йно удали́лся еси́ въ пусты́ню, ча́я Бо́га спаса́ющаго. Сего́ ра́ди пріими́ благосе́рднѣ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, самоотверже́нія учи́телю; ра́дуйся, простоты́ христіа́нскія храни́телю.

Ра́дуйся, прославле́нія преподо́бнаго Стефа́на свидѣ́телю; ра́дуйся, па́мяти его́ установи́телю.

Ра́дуйся, води́тельству про́мысла Бо́жія поко́рный; ра́дуйся, бу́имъ себе́ почита́вый.

Ра́дуйся, гра́да гряду́щаго иска́вый; ра́дуйся, го́рлице пустыннолю́бная, отъ мíра въ пусты́ню возлетѣ́вшая.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 5.

Боготе́чною звѣздо́ю яви́лся еси́, богому́дре Арсе́ніе, странѣ́ Волого́дстѣй, и посели́лся еси́ въ ве́си Ма́сленстѣй, идѣ́же предъ си́мъ просла́вися явле́ніемъ ико́на Пресвяты́я Богоро́дицы Одиги́тріи, къ не́й же я́ко благо́й путеводи́льницѣ прите́клъ еси́, зовы́й въ восхище́ніи духо́внѣмъ Бо́гу: Аллилу́ія.

Икосъ 5.

Ви́дяще вси́ окре́стніи и проходя́щіи лю́діе пусты́нное твое́ житіе́ и твоя́ по́двиги, прославля́ху Го́спода, яви́вшаго мíру сицева́го уго́дника. Мы́ же, грѣ́шніи, прино́симъ ти́ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, звѣздо́, страну́ Волого́дскую осія́вшая; ра́дуйся, лозо́ вертогра́да Се́ргіева.

Ра́дуйся, го́рдости прогони́телю; ра́дуйся, и́га Христо́ва носи́телю.

Ра́дуйся, темноты́ наро́дныя просвѣти́телю; ра́дуйся, пусты́ни Ма́сленскія пе́рвый насе́льниче.

Ра́дуйся, обурева́емыхъ страстьми́ приста́нище благоути́шное; ра́дуйся, оби́димыхъ прибѣ́жище наде́жное.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 6.

Проповѣ́дникъ несумнѣ́ннаго пути́ ко спасе́нію яви́лся еси́, прему́дре Арсе́ніе, твои́ми труды́, безкоры́стіемъ и терпѣ́ніемъ, на ни́хже взира́юще, усе́рднѣ сла́вимъ да́вшаго ти́ си́лу и крѣ́пость Го́спода, вопію́ще Ему́: Аллилу́ія.

Икосъ 6.

Возсія́, я́ко со́лнце въ пусты́ни Ма́сленстѣй, но бѣ́гая молвы́ человѣ́ческія, преподо́бне, отше́лъ еси́ въ непрохо́дныя де́бри Коме́льскія, нося́ смире́нія ра́ди древя́ный кре́стъ, и ту́ при рѣцѣ́ Ко́хтоши, идѣ́же но́ша съ раме́нъ твои́хъ спаде́ и свѣ́тъ небе́сный осія́ тя́, поста́вилъ еси́ кре́стъ и посели́лся еси́, ча́я въ безмо́лвіи рабо́тати Го́сподеви со стра́хомъ. Сего́ ра́ди пріими́ похвалы́ сія́:

Ра́дуйся, промышле́ніемъ Бо́жіимъ въ пусты́ню Коме́льскую приведе́нный; ра́дуйся, свѣ́томъ небе́снымъ здѣ́ осія́нный.

Ра́дуйся, пусты́ню сію́ отъ всея́ души́ возлюби́вый; ра́дуйся, отъ ко́зней вра́жескихъ святы́мъ кресто́мъ себе́ огради́вый.

Ра́дуйся, покро́ву Пресвяты́я Богоро́дицы ся́ преда́вый; ра́дуйся, еди́наго на потре́бу непреста́ннѣ иска́вый.

Ра́дуйся, славолю́бія искорени́телю; ра́дуйся, соиме́нному тебѣ́ вели́кому Арсе́нію вѣ́рный подража́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 7.

Хотя́ вра́гъ ро́да человѣ́ча изгна́ти тя́, преподо́бне, изъ пусты́ни Коме́льскія, мно́га искуше́нія тебѣ́ дѣ́яше; но ты́ я́ко тве́рдый адама́нтъ неизмѣ́ненъ пребыва́лъ еси́ въ любви́ къ пусты́ни, взыва́я къ распя́тому за ны́ Го́споду: Аллилу́ія.

Икосъ 7.

Но́выя труды́ подъя́лъ еси́, блаже́нне Арсе́ніе, егда́, по внуше́нію Бо́жію, устро́ити оби́тель въ пусты́ни Коме́льстѣй восхотѣ́лъ еси́ и сея́ ра́ди вины́ ше́дъ нелѣ́ностнѣ во гра́дъ Москву́ и смире́ннѣ предъ о́чи царя́ Васи́лія Іоа́нновича предста́въ, моли́лъ еси́ огради́ти устроя́емую оби́тель отъ оби́дъ и утѣсне́ній, я́же науще́ніемъ вра́жескимъ дѣ́яша окре́стніи лю́діе. Ца́рь же, вѣ́дая тя́ я́ко уго́дника Бо́жія, и исполня́я Писа́ніе, — толку́щему отве́рзется, — повелѣ́ да́ти тебѣ́ гра́моту во огражде́ніе оби́тели. За сицевы́я твоя́ труды́ и по́двиги вопіе́мъ ти́ со умиле́ніемъ:

Ра́дуйся, зла́то въ горни́лѣ терпѣ́нія искуше́нное; ра́дуйся, би́сере честны́й, отъ скве́рны грѣхо́вныя безмо́лвіемъ очище́нный.

Ра́дуйся, пусты́нныхъ оби́телей основа́телю; ра́дуйся, вражды́ и нестрое́нія устрани́телю.

Ра́дуйся, се́рдце царе́во на ми́лость преклони́вый; ра́дуйся, безмо́лвіе твое́ ра́ди спасе́нія бли́жнихъ нару́шивый.

Ра́дуйся, прибѣга́ющимъ къ тебѣ́ въ ну́ждѣхъ усе́рдный помо́щниче; ра́дуйся, су́щимъ въ напа́стехъ ско́рый засту́пниче.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 8.

Стра́ннымъ твои́мъ житіе́мъ, преподо́бне, пусты́ня Коме́льская озари́ся, ему́же внима́юще, устрани́мся мíра, у́мъ на небеса́ возло́жше, а́ще бо спасе́нія душе́внаго ра́ди и удали́лся еси́ въ пусты́ню, но мно́зи пустыннолю́бцы сокро́вищами души́ твоея́ привле́клъ еси́, съ ни́миже ны́нѣ въ невече́рнѣмъ свѣ́тѣ сла́дко воспѣва́еши Свѣтопода́телю Христу́: Аллилу́ія.

Икосъ 8.

Ве́сь испо́лненъ бы́лъ еси́ любве́ къ Бо́гу и бли́жнимъ твои́мъ, свя́те Арсе́ніе, и сего́ ра́ди безро́потнѣ принима́лъ еси́ неисче́тныя оби́ды отъ гоня́щихъ тя́ изъ пусты́ни. Егда́ же вре́меннѣ отше́дшу ти́ изъ ке́ліи твое́й, лю́діе нечести́віи нападо́ша на ню́ и келе́йнаго твоего́ ста́рца уби́ша, ты́, преподо́бне, въ вели́цѣй ско́би о поте́ри бра́та и о духо́внѣй поги́бели тѣ́хъ бу́іихъ люде́й, да́лъ еси́ мѣ́сто гнѣ́ву и удали́лся еси́ за три́десять по́прищъ въ де́брь Шилего́дскую, идѣ́же пожи́лъ еси́ въ соверше́ннѣмъ безмо́лвіи, до́ндеже откры́тъ бы́лъ еси́ ловце́мъ звѣре́й. Сицево́му терпѣ́нію дивя́щеся, возглаша́емъ ти́:

Ра́дуйся, любве́ Христо́вы вѣ́рный носи́телю; ра́дуйся, спаси́тельнаго долготерпѣ́нія учи́телю.

Ра́дуйся, оби́ды, я́ко воздая́ніе за грѣхи́, принима́вый; ра́дуйся, содѣ́янное тебѣ́ зло́ незло́біемъ покры́вый.

Ра́дуйся, пусты́ню Шилего́дскую житіе́мъ твои́мъ освяти́вый; ра́дуйся, явле́ніемъ твои́мъ звѣре́й дубра́вныхъ удиви́вый.

Ра́дуйся, неви́нно стра́ждущихъ твои́мъ примѣ́ромъ укрѣпи́вый; ра́дуйся, си́рыхъ и убо́гихъ покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 9.

Вся́кую на́шу ско́рбь утоли́ твое́ю многомо́щную по́мощію, преподо́бне Арсе́ніе, и испроси́ на́мъ у Го́спода си́лу и крѣ́пость понести́ кре́стъ сво́й до конца́ живота́, взыва́я Влады́цѣ всѣ́хъ: Аллилу́ія.

Икосъ 9.

Вѣтíя многовѣща́нныя, я́ко ры́бы безгла́сныя, ви́димъ о тебѣ́, богому́дре Арсе́ніе: недоумѣ́ютъ бо досто́йнѣ восхвали́ти твоя́ по́двиги. Мы́ же, грѣ́шніи, любо́вію къ тебѣ́ подвиза́еміи, дерза́емъ ублажа́ти тя́ си́це:

Ра́дуйся, пусты́нниковъ дре́внихъ, Анто́нія, Па́вла, Гера́сима нелицемѣ́рный подража́телю; ра́дуйся, Христа́, не имѣ́вшаго гдѣ́ главы́ преклони́ти, тве́рдый послѣ́дователю.

Ра́дуйся, отъ звѣре́й лю́тыхъ почита́емый; ра́дуйся, отъ люде́й звѣронра́вныхъ гони́мый.

Ра́дуйся, ловцу́ звѣре́й себе́ яви́вый; ра́дуйся, безкоры́стіемъ и прозорли́востію ловца́ того́ порази́вый.

Ра́дуйся, но́вую оби́тель въ де́бри Шилего́дстѣй основа́вый; ра́дуйся, я́ко си́лою моли́твъ твои́хъ оби́тель та́ со всѣ́ми прите́кшими къ не́й отъ наше́ствія тата́ръ спасе́ся.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 10.

Спасти́ хотя́ ду́шу твою́ на мѣ́стѣ, Бо́гомъ ука́занномъ ти́, свя́те Арсе́ніе, вознамѣ́рился еси́ возврати́тися въ любе́зную тебѣ́ пусты́ню Коме́льскую и здѣ́ оби́тель устро́ити: пе́рвѣе же ты́ напра́вилъ еси́ стопы́ твоя́ во гра́дъ Москву́ къ царю́ Васи́лію Іоа́нновичу; испроси́въ же отъ него́ но́вую гра́моту ра́ди пусты́ни Коме́льскія, со ученико́мъ Гера́симомъ отше́лъ еси́ изъ оби́тели Шилего́дскія на пре́жнее мѣ́сто въ пусты́ню Коме́льскую и нача́лъ еси́ устроя́ти оби́тель во сла́ву и че́сть Пресвяты́я Богоро́дицы, Юже, я́ко непреста́нную Помо́щницу и ско́рую Засту́пницу прославля́я, съ вѣ́рою и наде́ждою взыва́лъ еси́ Бо́гу: Аллилу́ія.

Икосъ 10.

Стѣна́ еси́ крѣ́пкая оби́тели твое́й и всѣ́мъ къ тебѣ́ прибѣга́ющимъ, преподо́бне Арсе́ніе, твои́мъ бо святы́мъ житіе́мъ мно́гія въ пусты́ню привле́клъ еси́, сего́ ра́ди вопіе́мъ ти́:

Ра́дуйся, житія́ и́ноческаго му́дрый устрои́телю; ра́дуйся, смире́нія, цѣлому́дрія и нестяжа́тельности ре́вностный насади́телю.

Ра́дуйся, земны́й а́нгеле и небе́сный человѣ́че; ра́дуйся, къ тебѣ́ бо, я́ко му́дрому наста́внику, иска́вшіи соверше́нства прибѣга́ху.

Ра́дуйся, я́ко сло́ву твоему́ и звѣ́ри дубра́вніи внима́ху; ра́дуйся, злы́хъ серде́цъ умягче́ніе.

Ра́дуйся, оби́тели твое́й неусы́пный попечи́телю; ра́дуйся, Пречи́стыя Богоро́дицы вѣ́рный служи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 11.

Пѣ́ніе умиле́нное а́ще и прино́симъ ти́, достохва́льне Арсе́ніе, ничто́же соверша́емъ досто́йно, но ты́, преподо́бне, покры́й на́ше недосто́инство твои́мъ снисхожде́ніемъ и научи́ ны чи́стымъ се́рдцемъ воспѣва́ти просла́вившему тя́ Го́споду: Аллилу́ія.

Икосъ 11.

Свѣтоза́рнымъ свѣти́ломъ возсія́лъ еси́, преподо́бне Арсе́ніе, въ пусты́няхъ Шилего́дстѣй и Коме́льстѣй, а́ще и пресели́лся еси́ въ послѣ́днюю, но не забы́лъ еси́ посѣща́ти и пе́рвую, облича́я окре́стныя лю́ди въ наруше́ніи и́ми за́повѣдей и уста́вовъ церко́вныхъ. Предъ конце́мъ же живота́ твоего́ ты́, преподо́бне, затвори́лся еси́ въ ке́ліи твое́й и нача́лъ еси́ гото́витися; послѣди́ же собра́лъ еси́ бра́тію къ сме́ртному одру́ твоему́, моля́ и́хъ имѣ́ти любо́вь между́ собо́ю, благослови́въ же и́хъ, ми́рно пре́далъ еси́ ду́хъ тво́й Бо́гу, и погребе́нъ бы́лъ еси́ во оби́тели Коме́льстѣй, идѣ́же мо́щи твоя́ то́ки чуде́съ излива́ютъ, подвиза́я взыва́ти тебѣ́:

Ра́дуйся, свѣти́ло, свѣ́тъ сво́й отъ Христа́ воспрія́вшее; ра́дуйся, я́ко свѣ́томъ тѣ́мъ пусты́ни освѣти́шася.

Ра́дуйся, за́повѣдей Госпо́днихъ стро́гій исполни́телю; ра́дуйся, наруши́телей о́ныхъ ско́рый обличи́телю.

Ра́дуйся, кончи́ну твою́ предузна́вый; ра́дуйся, мо́щи твоя́ во благослове́ніе оби́тели да́вый.

Ра́дуйся, я́ко мо́щи сія́ то́ки чуде́съ источа́ютъ; ра́дуйся, я́ко чудеса́ ты́я восхваля́ти тя́ благода́рнѣ подвиза́ютъ.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 12.

Благода́ти исто́чникъ — святы́я мо́щи твоя́, и́мамы и до дне́сь, блаже́нне Арсе́ніе, а́ще бо и оби́тель твоя́ убѣ́жищемъ и́нокинь ны́нѣ содѣ́лана бы́сть: въ Ца́рствіи бо небе́снѣмъ нѣ́сть му́жескъ по́лъ, ни же́нскъ, но вси́ ро́ди, еди́нымъ се́рдцемъ и еди́ными усты́, немо́лчнѣ славосло́вятъ Пода́теля всѣ́хъ бла́гъ Свята́го Ду́ха Утѣ́шителя, пою́ще Ему́: Аллилу́ія.

Икосъ 12.

Пою́ще твоя́ по́двиги и чудеса́, славосло́вимъ просла́вльшаго тя́ Го́спода и про́симъ тя́, преподо́бне Арсе́ніе, освяти́, вразуми́ и научи́ ны, грѣ́шныя, со умиле́ніемъ взыва́ти тебѣ́:

Ра́дуйся, бу́іихъ вразуми́телю; ра́дуйся, разсла́бленныхъ возстанови́телю.

Ра́дуйся, слѣпы́мъ зрѣ́ніе, глухи́мъ слы́шаніе, нѣмы́мъ разрѣше́ніе язы́ка дарова́вый; ра́дуйся, тре́звости утверди́телю.

Ра́дуйся, вражду́ющихъ примири́телю; ра́дуйся, со́вѣсти пробуди́телю.

Ра́дуйся, душеполе́зныхъ бла́гъ пода́телю; ра́дуйся, не то́чію оби́тели твоея́, но и всея́ о́бласти Волого́дскія покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ніе, Коме́льскій чудотво́рче.

Конда́къ 13.

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́шъ Арсе́ніе, пріими́ отъ на́съ, недосто́йныхъ, ма́лое сіе́ моле́ніе и богопрія́тнымъ хода́тайствомъ твои́мъ умоли́ Го́спода изба́вити Це́рковь Правосла́вную отъ безвѣ́рія, ересе́й и раско́ловъ, оте́чество на́ше отъ наше́ствія иноплеме́нныхъ, отъ неду́га и гла́да, отъ вся́кія ско́бри и смертоно́сныя ра́ны, оби́тель же твою́ и на́съ всѣ́хъ отъ вра́гъ ви́димыхъ и неви́димыхъ. Да твои́мъ всемо́щнымъ заступле́ніемъ укрѣпля́еми и твое́ю любо́вію согрѣва́еми съ вѣ́рою и наде́ждою благода́рнѣ вопіе́мъ Творцу́ небесе́ и земли́: Аллилу́ія.

[Се́й конда́къ глаго́лется три́жды. Та́же и́косъ 1-й: Ангела земна́го... И конда́къ 1-й: Избра́нный чудотво́рче...]

Почитание святого в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве во второй половине XV века (точная дата его рождения неизвестна). Происходил он из рода митрополичьих бояр Сахарусовых. С ранних лет его сердце горело любовью к Богу, стремлением всецело посвятить себя служению Господу. Наилучшим местом для подвижнической жизни юный сын боярский считал обитель Святой Троицы, основанную преподобным Сергием. Там он и принял монашеский постриг. Изнуряя тело и умерщвляя страсти трудами и постом, новоначальный инок укреплял душу молитвой, чтением и переписыванием душеполезных книг. До наших дней сохранилось Евангелие со смиренной подписью переписчика: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов».

Благодаря своей добродетельной жизни инок Арсений снискал всеобщую любовь и уважение. После того как в сентябре 1525 года троицкий игумен Порфирий отказался от управления монастырем, на его место единогласно был избран как достойнейший из достойных преподобный Арсений. Для смиренного подвижника это избрание стало тяжким бременем, которое он в январе 1526 года согласился принять лишь ради послушания, внимая мольбам братии.

В начале XVI века Троицкой обители были подчинены некоторые монастыри. Свою обязанность наблюдать за их благоустройством и образом жизни братии преподобный Арсений старался исполнять со всем тщанием и находил время, чтобы посещать приписные монастыри. В том числе он часто бывал в Стефано-Махрищской обители, находившейся в тридцати пяти верстах от Троицкой.

В 1527 году преподобный Арсений решил тайно оставить монастырь и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя Богу. Он долго странствовал в поисках места, пригодного для подвига безмолвия, и остановился в верховьях реки Бабайки (в сорока верстах от Вологды), где незадолго до его прихода явилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия». Рядом с местом явления иконы Арсений соорудил келию, в которой пребывал в посте и молитве. Однако его уединение нарушало множество богомольцев. Оставив это место, подвижник в поисках уединения пришел в болотистый и малопроходимый Комельский лес. У впадения реки Кохтыш (Коктыш) в реку Лежу (примерно в 25 верстах от Вологды) святой решил отдохнуть и увидел на этом месте солнечный луч и яркое сияние. Арсений воспринял это как знамение Божие и остался здесь жить, основав монастырь.

В феврале 1530 года преподобный Арсений получил от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение основанного им монастыря земли на две версты вокруг; окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок. Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного, убили его келейника, вынудив Арсения удалиться примерно за тридцать верст на реку Шингорь, протекающую в Шилегодском лесу. Там святой водрузил крест и начал подвизаться в безмолвии. Однако вскоре о пребывании отшельника в лесу узнали в окрестностях, и один за другим к подвижнику начали приходить монахи и миряне, искавшие совета и благословения. Тогда он поставил храм, с которого началась Александрова Коровина пустынь. Около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегодском лесу. В 1538 году в Вологодские пределы неожиданно вторглись казанские татары, сжигавшие дома местных жителей, убивавшие, грабившие и уводившие их в неволю. В ужасе горожане и сельчане бежали в Шилегодский лес. Некоторые укрылись в пустыни преподобного Арсения. Святой молился о спасении беженцев, и татары обошли пустынь стороной. После набега пришельцев многие из укрывшихся в лесу остались жить близ монашеских келий, нарушив уединение пустынников. Поэтому преподобный Арсений решил вернуться в Комельский лес, поручив управление Шилегодской пустынью одному из своих учеников. Однако, заботясь об устроении Комельской обители, преподобный не забывал и Шилегодскую пустынь, посещал ее, как только позволяло ему время. Также он продолжал гореть любовью к основателю Троицкого монастыря, которого считал заступником и покровителем своей пустыни. Незадолго до кончины он благословил строительство в обители трапезной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребла подвижника близ алтаря монастырского храма. Вскоре после его кончины по молитвам старцу начали совершаться исцеления от различных недугов и другие чудеса.

Точное время канонизации преподобного Арсения Комельского неизвестно. Предполагается, что местное празднование ему было установлено ранее первой половине XVII века, так как в это время уже была записана наибольшая часть чудес, совершившихся по молитвам преподобному Арсению. Краткое Житие святого помещено в печатном Прологе 1662 года, что свидетельствует о сложившемся к тому времени общерусском почитании подвижника.

Память преподобного Арсения Комельского совершается 24 августа/6 сентября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 190–193.