Преподобный Авраамий Мирожский

24 Июня / 7 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Псковских святых

Пре­по­доб­ный Ав­ра­амий Ми­рож­ский был стро­и­те­лем и пер­вым игу­ме­ном Псков­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой при впа­де­нии в нее реч­ки Ми­ро­жи. Ми­рож­ская оби­тель бы­ла ос­но­ва­на око­ло 1156 го­да, в кня­же­ние Свя­то­пол­ка Мсти­сла­ви­ча, род­но­го бра­та свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла (па­мять 11 фев­ра­ля), свя­ти­те­лем Ни­фон­том, епи­ско­пом Нов­го­род­ским, по­стри­же­ни­ком Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря (па­мять 8 ап­ре­ля), и пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем. Этот мо­на­стырь, древ­ней­ший во Пско­ве, был пер­вым се­ме­нем мо­на­ше­ства, пе­ре­не­сен­ным на псков­скую поч­ву из Ки­е­ва. На ча­ше пре­по­доб­но­го Ни­фон­та бы­ла над­пись: "Свя­той епи­скоп Ни­фонт... бу­дучи на пре­сто­ле, мно­гия свя­тыя оби­те­ли и церк­ви устрой со бла­го­вер­ным кня­зем Все­во­ло­дом Псков­ским, и по пре­став­ле­нии кня­зя Все­во­ло­да при­и­де... во Псков и со­зда... цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, и оби­тель пре­слав­ную укра­си, и бра­тию собра, и игу­ме­на по­ста­ви". В кон­це XIX ве­ка при ре­мон­те Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра бы­ли рас­кры­ты пре­крас­ные фрес­ки XII ве­ка, ко­то­ры­ми был рас­пи­сан со­бор, по­лу­чив­шие ныне все­мир­ную из­вест­ность. (Пре­по­доб­ный Ни­фонт по­стро­ил еще один точ­но та­кой же храм в Ла­до­ге, освя­щен­ный во имя свя­ти­те­ля Кли­мен­та Рим­ско­го, но до на­ших дней со­хра­нил­ся лишь его фун­да­мент.)

О жиз­ни пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло, так как мо­на­стырь на­хо­дил­ся вне го­род­ских стен и ча­сто под­вер­гал­ся ра­зо­ре­нию и слу­жил для по­стоя вра­же­ских войск. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный 24 сен­тяб­ря 1158 го­да. Мо­щи его ле­жат под спу­дом со­бор­но­го хра­ма в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в со­здан­ном им мо­на­сты­ре.

Через че­ты­ре сто­ле­тия, 24 сен­тяб­ря 1567 го­да, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия в Ми­рож­ском мо­на­сты­ре со­вер­ши­лось чу­дес­ное зна­ме­ние от древ­ней ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ми­рож­ская ико­на яви­лась в мо­на­сты­ре в 1198 го­ду. В цар­ство­ва­ние Иоан­на Гроз­но­го, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го во Пско­ве мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как по­вест­ву­ет древ­нее ска­за­ние, "та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня". Ми­рож­ская ико­на на­пи­са­на по чи­ну Оран­ты – "Мо­ля­щей­ся". Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пред­сто­ят псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей (па­мять 20 мая), сле­ва – его су­пру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в ми­ру Ма­рия Дмит­ри­ев­на († 8 но­яб­ря 1300). Царь Иоанн Ва­си­лье­вич увез чу­до­твор­ный Ми­рож­ский об­раз из Пско­ва, а в мо­на­сты­ре остал­ся спи­сок "ме­ра в ме­ру" – так на­зы­ва­е­мая "Ве­ли­кая Па­на­гия" из Спа­со-Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря. Празд­но­ва­ние зна­ме­ния Ми­рож­ской ико­ны уста­нов­ле­но в том же 1567 го­ду по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го и Псков­ско­го Пи­ме­на. Этой иконе бы­ла со­став­ле­на осо­бая служ­ба, на­пе­ча­тан­ная в Ми­нее 1666 го­да.