Преподобный Ефрем Сирин, Едесский

28 Января / 10 Февраля
Труды преподобного Ефрема Сирина

• Другие творения

• «Молитва прп. Ефрема Сирина»

• Надгробные песнопения

• О рае

• «Псалтирь прп. Ефрема Сирина»

• Поучительные слова к египетским монахам

Смотреть все труды в библиотеке →

Статьи о преподобном Ефреме Сирине

• «Во дни печальные Великого Поста...» (Ефрем Сирин и Александр Пушкин) Юрий Рубан

Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин[1], учи­тель по­ка­я­ния, ро­дил­ся в на­ча­ле IV ве­ка (год его рож­де­ния точ­но неиз­ве­стен) в го­ро­де Ни­зи­бии (Ме­со­по­та­мии) в хри­сти­ан­ской се­мье бед­ных зем­ле­дель­цев. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в бла­го­че­стии. Но, от­ли­ча­ясь с дет­ства вспыль­чи­вым, раз­дра­жи­тель­ным ха­рак­те­ром, он в юно­сти ча­сто ссо­рил­ся, со­вер­шал необ­ду­ман­ные по­ступ­ки, да­же со­мне­вал­ся в Про­мыс­ле Бо­жи­ем, по­ка не по­лу­чил от Гос­по­да вра­зум­ле­ние, на­пра­вив­шее его на путь по­ка­я­ния и спа­се­ния. Од­на­жды его неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ли в кра­же овец и по­са­ди­ли в тем­ни­цу. В ней он услы­шал во сне го­лос, при­зы­вав­ший его к по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию жиз­ни. Он был оправ­дан и осво­бож­ден.

В Еф­ре­ме про­бу­ди­лось глу­бо­кое по­ка­я­ние. Юно­ша уда­лил­ся в окрест­ные го­ры и стал от­шель­ни­ком. Та­кой род хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства был вве­ден в Ни­зи­бии уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го еги­пет­ским пу­стын­ни­ком Ев­ге­ни­ем.

Сре­ди от­шель­ни­ков осо­бен­но вы­де­лял­ся зна­ме­ни­тый ас­кет, про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства и об­ли­чи­тель ари­ан епи­скоп Ни­зи­бий­ской Церк­ви свя­той Иа­ков (па­мять 13 ян­ва­ря). Пре­по­доб­ный Еф­рем стал од­ним из его уче­ни­ков. Под бла­го­дат­ным ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля пре­по­доб­ный Еф­рем стя­жал хри­сти­ан­скую кро­тость, сми­ре­ние, по­кор­ность Про­мыс­лу Бо­жию, да­ю­щую си­лу без­ро­пот­но пе­ре­но­сить раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Свя­ти­тель Иа­ков знал вы­со­кие до­сто­ин­ства сво­е­го уче­ни­ка и ис­поль­зо­вал их на бла­го Церк­ви – по­ру­чал ему чи­тать про­по­ве­ди, обу­чать де­тей в учи­ли­ще, взял его с со­бой на I Все­лен­ский Со­бор в Ни­кее (325 г.). Пре­по­доб­ный Еф­рем 14 лет был в по­слу­ша­нии у свя­ти­те­ля Иа­ко­ва до его кон­чи­ны.

По­сле взя­тия Ни­зи­бии пер­са­ми в 363 го­ду пре­по­доб­ный Еф­рем по­ки­нул пу­сты­ню и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре близ го­ро­да Едес­сы. Здесь он уви­дел мно­го ве­ли­ких по­движ­ни­ков, про­во­див­ших жизнь в мо­лит­вах и псал­мо­пе­нии. Пе­ще­ры бы­ли их един­ствен­ным убе­жи­щем, пи­та­лись они од­ни­ми рас­те­ни­я­ми. Осо­бен­но он сбли­зил­ся с по­движ­ни­ком Иули­а­ном (па­мять 18 ок­тяб­ря), ко­то­рый был с ним од­но­го по­ка­ян­но­го ду­ха. Пре­по­доб­ный Еф­рем со­че­тал с по­движ­ни­че­ски­ми тру­да­ми непре­стан­ное изу­че­ние Сло­ва Бо­жия, по­чер­пая в нем для сво­ей ду­ши уми­ле­ние и муд­рость. Гос­подь дал ему дар учи­тель­ства, к нему на­ча­ли при­хо­дить лю­ди, ждав­шие услы­шать его на­став­ле­ния, ко­то­рые осо­бен­но дей­ство­ва­ли на ду­ши по­то­му, что он на­чи­нал их с об­ли­че­ний се­бя. Пре­по­доб­ный и уст­но, и пись­мен­но учил всех по­ка­я­нию, ве­ре и бла­го­че­стию, об­ли­чал ари­ан­скую ересь, вол­но­вав­шую то­гда хри­сти­ан­ское об­ще­ство. Языч­ни­ки, слу­шая про­по­ве­ди пре­по­доб­но­го, об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ство.

Нема­ло по­тру­дил­ся он и в ис­тол­ко­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния – объ­яс­не­нии Пя­ти­кни­жия Мо­и­сея. Им на­пи­са­но мно­го мо­литв и пес­но­пе­ний, обо­га­тив­ших цер­ков­ное Бо­го­слу­же­ние. Из­вест­ны мо­лит­вы к Пре­свя­той Тро­и­це, Сы­ну Бо­жию, Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Он на­пи­сал для сво­ей Церк­ви пес­но­пе­ния на дни дву­на­де­ся­тых Гос­под­них празд­ни­ков (Рож­де­ство Хри­сто­во, Кре­ще­ние), Вос­кре­се­ние, по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния. Его по­ка­ян­ная мо­лит­ва "Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го..." чи­та­ет­ся Ве­ли­ким по­стом и при­зы­ва­ет хри­сти­ан к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию. Цер­ковь с древ­них вре­мен вы­со­ко це­ни­ла тру­ды пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма: его тво­ре­ния чи­та­лись в неко­то­рых церк­вах на со­бра­ни­ях вер­ных по­сле Свя­щен­но­го Пи­са­ния. И ныне по Уста­ву Церк­ви неко­то­рые его по­уче­ния по­ло­же­но чи­тать в дни по­ста. Меж­ду про­ро­ка­ми свя­той Да­вид, по пре­иму­ще­ству, псал­мо­пе­вец; меж­ду свя­ты­ми от­ца­ми Церк­ви пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин – по пре­иму­ще­ству мо­лит­вен­ник. Ду­хов­ная опыт­ность сде­ла­ла его на­став­ни­ком ино­ков и по­мощ­ни­ком едес­ских пас­ты­рей. Пре­по­доб­ный Еф­рем пи­сал по-си­рий­ски, но его тво­ре­ния очень ра­но бы­ли пе­ре­ве­де­ны на гре­че­ский и ар­мян­ский язы­ки, а с гре­че­ско­го – на ла­тин­ский и сла­вян­ский.

В мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го встре­ча­ют­ся цель­ные кар­ти­ны жиз­ни си­рий­ских по­движ­ни­ков, глав­ное ме­сто в ко­то­рой за­ни­ма­ла мо­лит­ва и за­тем труд на об­щую брат­скую поль­зу, по­слу­ша­ния. Воз­зре­ния на смысл жиз­ни у всех си­рий­ских ас­ке­тов бы­ли оди­на­ко­вы. Ко­неч­ной це­лью сво­их по­дви­гов ино­ки счи­та­ли Бо­го­об­ще­ние и все­ле­ние Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти в ду­шу по­движ­ни­ка, на­сто­я­щая жизнь бы­ла для них вре­ме­нем пла­ча, по­ста и тру­дов.

"Ес­ли Сын Бо­жий в те­бе, то и цар­ство Его в те­бе. Вот Цар­ство Бо­жие – внут­ри те­бя, греш­ник. Вой­ди в са­мо­го се­бя, ищи усерд­нее и без тру­да най­дешь его. Вне те­бя – смерть, и дверь к ней – грех. Вой­ди в се­бя, пре­бы­вай в серд­це сво­ем, ибо там – Бог". Непре­стан­ное ду­хов­ное трез­ве­ние, раз­ви­тие бла­га в ду­ше че­ло­ве­ка да­ет ему воз­мож­ность вос­при­нять труд как бла­жен­ство, и са­мо­при­нуж­де­ние как свя­тость. Воз­да­я­ние пред­на­чи­на­ет­ся в зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, под­го­тав­ли­ва­ет­ся сте­пе­нью ее ду­хов­но­го усо­вер­ше­ния. Кто на зем­ле взрас­тил се­бе кры­лья, го­во­рит пре­по­доб­ный Еф­рем, тот там вос­па­ря­ет в гор­няя; кто здесь очи­стит ум свой – тот там узрит сла­ву Бо­жию; в ка­кой ме­ре каж­дый воз­лю­бит Бо­га – в той ме­ре на­сы­тит­ся лю­бо­вью Его. Че­ло­век, очи­стив­ший се­бя и стя­жав­ший бла­го­дать Ду­ха Свя­то­го еще здесь, на зем­ле, пред­вку­ша­ет Цар­ство Небес­ное. Стя­жать жизнь веч­ную, по уче­нию пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма, не зна­чит пе­рей­ти из од­ной об­ла­сти бы­тия в дру­гую, а зна­чит об­ре­сти "небес­ное" ду­хов­ное со­сто­я­ние. Веч­ная жизнь не да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку од­но­сто­рон­ним про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им, но, как зер­но, по­сте­пен­но про­из­рас­та­ет в нем чрез по­двиг, тру­ды и бо­ре­ния.

За­лог обо­же­ния в нас – Кре­ще­ние Хри­сто­во, глав­ный дви­га­тель жиз­ни хри­сти­ан­ской – по­ка­я­ние. Пре­по­доб­ный Еф­рем Си­рин был ве­ли­кий учи­тель по­ка­я­ния. Про­ще­ние гре­хов в та­ин­стве По­ка­я­ния, по его уче­нию, это не внеш­нее оправ­да­ние, не за­бве­ние гре­хов, а пол­ное уни­что­же­ние их. Сле­зы по­ка­я­ния смы­ва­ют и сжи­га­ют грех. И еще – они жи­во­тво­рят, пре­об­ра­жа­ют гре­хов­ное есте­ство, да­ют си­лу "хо­дить пу­тем за­по­ве­дей Гос­под­них", укреп­ля­ясь упо­ва­ни­ем на Бо­га. В ог­нен­ной ку­пе­ли По­ка­я­ния, пи­сал пре­по­доб­ный, "сам се­бя пе­ре­плав­ля­ешь ты, греш­ник, сам се­бя вос­кре­ша­ешь из мерт­вых".

Пре­по­доб­ный Еф­рем, по сво­е­му сми­ре­нию счи­тая се­бя ни­же и ху­же всех, в кон­це сво­ей жиз­ни от­пра­вил­ся в Еги­пет, чтобы уви­деть по­дви­ги ве­ли­ких пу­стын­ни­ков. Он был при­нят там как же­лан­ный гость и сам по­лу­чил боль­шое уте­ше­ние от об­ще­ния с ни­ми. На воз­врат­ном пу­ти он по­се­тил в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря), ко­то­рый по­же­лал по­свя­тить его во пре­сви­те­ра, но пре­по­доб­ный счел се­бя недо­стой­ным иерей­ства и по на­сто­я­нию свя­ти­те­ля при­нял лишь сан диа­ко­на, в ко­то­ром пре­бы­вал до смер­ти. Впо­след­ствии свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий при­гла­шал пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма на ка­фед­ру епи­ско­па, но свя­той пред­ста­вил­ся юро­ди­вым, чтобы от­кло­нить от се­бя эту честь, по сми­ре­нию счи­тая се­бя недо­стой­ным ее.

По воз­вра­ще­нии в свою Едес­скую пу­стынь пре­по­доб­ный Еф­рем хо­тел ко­нец жиз­ни про­ве­сти в уеди­не­нии. Но Про­мысл Бо­жий еще раз вы­звал его на слу­же­ние ближ­ним. Жи­те­ли Едес­сы стра­да­ли от сви­реп­ство­вав­ше­го го­ло­да. Силь­ным сло­вом пре­по­доб­ный по­бу­дил бо­га­тых ока­зы­вать по­мощь неиму­щим. На при­но­ше­ния ве­ру­ю­щих он по­стро­ил бо­га­дель­ню для ни­щих и боль­ных. За­тем пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пе­ще­ру под Едес­сой, где и остал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Еф­ре­ма Си­ри­на" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

При­ме­ча­ния

[1] Пре­по­доб­ный Еф­рем на­зван Си­ри­ном, т. е. си­рий­цем, по­то­му что Ме­со­по­та­мия, в ко­то­рой он ро­дил­ся, в древ­но­сти при­чис­ля­лась к Си­рии.

Молитвы

Тропарь преподобного Ефрема Сирина глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Канон преподобному и богоносному отцу нашему Ефрему Сирину

тропарь, глас 8. Слезами твоих источников пустыни безъчадное напоил еси и, еже из глубины, воздыхании во сто труды уплодоносил еси - и бысть светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме-отче наш, моли Христа-Бога спастися душам нашим. Слава, и ныне. Иже нас ради Рождеи Ся от Девы и распятие претерпев, Благии, Испровергии смертию смерть и восресение Явлеи яко Бог - не презри, их же созда рукою Своею, - яви человеколюбие Свое, Милостиве, - приими рождьшую Тя - Богородицу, Молящуюся за нас, - и спаси, Спасе наш, люди согрешьшыя.Канон, поем в глас 6. Песнь 1, ирмос: Яко по суху ходив израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема - Богу победную песнь поем, вопияше.ЗАПЕВ. Преподобне отче Ефреме, моли Бога о нас. Евъфратъским одождением - твоими молитвами душю мою напой, изъсохшую зноем страстей. И слово ми вдохни, твой восхваляющу праздник, преблаженне.ЗАПЕВ. Свет мысленыи облистал еси - светло явился еси солнце: добродетельми светолучными и учении добротами, Ефреме, озаряя верных все исполнение.СЛАВА. Струями слез пламень страстей погасив, был еси сосуд честен, Ефреме, Святаго Духа - источник источая учением, Богоблаженне.И НЫНЕ. Нетленно Слово во утробе приимши, родила еси - Избавляющаго от тли Тому служащыя присно, Мати-Дево, Чистая, Двери - воистину - Живота.Песнь 3, ирмос: Несть Свята, якоже Ты, Господи, Боже мой, - Вознесыи рог верных Си, Блаже, и Утвердивыи их на камени исповедания Ти.ЗАПЕВ. Тины всякия страстныя себе очищь - явил ся еси приятилище добродетелем, воистину, и сосуд въмещен дарованиям Святаго Духа.ЗАПЕВ. Никакоже сна очима подав - храм явил ся еси Святей Троице и Премудрости сокровище, мир обогащая златозарными учении, блаженне.СЛАВА. Познавает другии Ефрат Христова честная Церкви: златыми течении напояюща мудрых учения водами - и тварь всю напояюща.И НЫНЕ. Во двою естеству - единыи от Святыя Троицы - от чистых Твоих кровий воплощь Ся, Боголепно пройде, яже от Адама спасая благостию, О, Пречистая.седален, глас 5. Сокровище Премудрости тайнам Христовем, чашю Божественаго умиления - воспоем вернии в памяти его: тезоименно бо всегда сердца верных веселит утешении Божествеными Ефрем, яко делатель и таиник Господним откровением. Слава, и ныне. Богородичен: Теплая Предстательнице, и Непобедимая, Упование известное и непостыдное, Стено и Покрове, и Пристанище притекающим Ти, присно Дево, Чистая, - Сына Своего и Бога моли со Ангелы Мир даровати мiрови и спасение и велию милость. Кресто-Богородичный: Крестом Сына Твоего, Богоблагодатная, идольская лесть вся упразднися и бесовъская крепость попрана бысть, сего ради вернии подолгу Тя присно поем и благословим и, Богородицу - воистину! - исповедающе, величаем.Песнь 4, ирмос. Христос мне - Сила, Бог и Господь - честная Церкви Боголепно зовет, вопиющи от совести чисты, о Господе празднующи.ЗАПЕВ. Сила глаголом твоим протече весь мир, высоко творя сиянием смирения, отгоня ослепление душам, блаженне.ЗАПЕВ. Непорочно прошел еси житие, слезами себе омывая - и Судии всех Пришествие написуя словесы мудрыми, Богоявленне, досточюдне.ЗАПЕВ. Видев твоего смирения преславную высоту Господь - дарует тебе слово высокотворно, имже ересем лютая возношения смиришася.СЛАВА. Укрепль себя благодатию Вседержителя - ополчи себя къ началом бесовъским, отче, - и победил еси, о нас моляся тепле, восхваляющих тя.И НЫНЕ. Яко Божественыи храм, яко Гору Святую, яко Источник Нетления, яко Избранну едину бывшую Зиждителю нашему Богу --- ДЕВУЮ (Ис. 7:14), ублажаем.Песнь 5, ирмос. Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Тебе душя любовию, просвети, молюся, Тебя ведети, Слове Божии, истиннаго Бога - от мрака греховнаго Изимающа.ЗАПЕВ. Слезными каплями до конца, отче, изъсушил еси сластей пучину, а истечением твоих учении, блаженне, вся ересем потоки всяко потопил еси.ЗАПЕВ. Отче, ум твой воззрением, еже к Богу, просвещаемь, Ефреме, Боговиден весь бысть, якоже зерцало Божественаго Духа, невеществено явления приемля.СЛАВА. Отче - храм был еси, воистину, вместен Троице и испещрен благодатию и чистых добродетелей озарением и учением целостию.И НЫНЕ. Умерщвлена мя показа во едеме вкушение древа лукавым наветом змия - Ты же, Живодавца-Христа рождьши, оживи мя, едина Богорадованная.Песнь 6, ирмос. Житейскаго моря воздвизаема зря напастей бурею, в тихое пристанище Твое притек, вопию Тебе: возъведи от тли живот мой, Многомилостиве.ЗАПЕВ. Не на песце основание, но на вере незыблеме Богоносец положи - от вражиих всяческих навет не преклоним пребысть, непобедимою Дланию окормляем.ЗАПЕВ. Воистину, язык твой - «трость книжника скорописца» (Пс. 44:1) был еси, показующь разум всеблагочестив, начертающь на скрижалех сердечных, отче, закон Духоныи.СЛАВА. Твоим плавающеи утешения учением, Ефреме Богомудре, пучины треволнения душевредныя и бурь ересей избавляются: възывающе - верою спасаются.

И НЫНЕ. Иже всякоя вышъши - яко Бог- разумныя и видимыя твари, воплощ Ся, пройде ис Твоея утробы, содела Тя нетленну, якоже бе прежде рожества, О, Мати-Дево.кондак, глас 2. Час всегда провидя испытания, рыдаше горце, Ефреме, яко любя безъмолвие - делательник же был еси, в делех учитель Божественныи, темже, отче-всекрасне, ленивыя возъставляеши к покаянию. икос: От воды благодати твоея одожди в душю мою, омывая ю* от всякия скверны нечистыя, яко да от сих очистит ся и ревнительно житие по-всему Духовно в прочее лето скончавши - сладости Божественныя насладит ся, ея же насладился еси - и напоил еси вся, прежде страстьми исъсохшыя: се есть словесы твоими: ленивыя возъставляеши к покаянию.Песнь 7, ирмос. Хладодательну убо пещь сотвори Ангел преподобным детем, халдеи же опали велением Божиим, мучителя увеща вопити: Благословен Бог отцев наших.ЗАПЕВ. Законоположитель инокующим известен явился еси, пречестне, изиматель же от вражиих всяческих сплетении, темже, твою на земли почитают честную и священную, отче, память.СЛАВА. Изряден Духу, преславне, орган был еси: всегда Того возглашая дохновения - и покаяния глас спасеныи нам поя, воспевающим тя.И НЫНЕ. Паче слова Твое зачатие, Богоневесто: Бога бо Слова родила еси - Избавляющаго от безсловесия вся человеки и слово Подающаго вопити: Благословен Бог отцев наших.Песнь 8, ирмос. Из пламене Святым росу источи, а праведнаго жертвы и воду попали - вся бо твориши, Христе, елико хощеши, тем, Тя превозносим - Господа! - во веки.ЗАПЕВ. Яко светоносное явися другое солнце - учение яко зарю испущая во вся пределы вселенныя: светом покаяния, блаженне, отгнал еси тму несветлую всякаго греха. (дважды).СЛАВА. Струями Божественных учении окружаемь, яко же другая река из едема текущи - лице земли напаяя чюдне, а нечестия плевелы подавляя.И НЫНЕ. Истинную Богородицу исповедающе Тя, якоже Ангел: Радуися, - вопием Ти: едина бо Радость на земли родила еси, Обрадованная, Присноблаженная.Песнь 9, ирмос. Бога человеком неудобь видети, на Него же не смеют чини Ангельстии зрети - Тобою бо, Пречистая, яви Ся нам Слово Воплощено, Его же величающе, съ Небесными вои Тя величаем.ЗАПЕВ. Укрепль ся любовию Вседержителя, все свое житие - рыдая - скончал еси, О, преподобне, вопия со удивлением: послаби моря житейскаго волнам, О, Твоею, Спасе, благодатию, ею в будущей жизни мя богатно соблюдая.ЗАПЕВ. Сладъко слово твое - умиления подательно, исполнь просвещения притекающим, О, Богоносне Ефреме, досточюдне, непорочно же житие - всеми украшаемь Богосиянными добродетельми и просвещаемь.СЛАВА. Храм Духу был еси и - река вод животных исполняема; - Церкви основание непоколебимо; - утвержение инокующим; - источник всегда текущии Божественнаго умиления, Ефреме досточюдне.И НЫНЕ. Разумети не может ум человеческии, еже паче ума рожества Твоего, Дево, таиньство: Бог бо всель Ся посреди Тебе,ключь девьства не поколеба,яко же весть един Сам,Непостижимыи.

Почитание святого в Успенском мужском монастыре Флорищева пустынь

Тропарь преподобного Ефрема Сирина
глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина
глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

 

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания — объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин — по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого — на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог». Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой — тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога — в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас — Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской — покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще — они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.