Преподобный Герман Столобенский

24 Июня / 7 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Новгородских святых

Не­боль­шой ост­ров Сто­лоб­ный, освя­щен­ный мо­лит­ва­ми, тру­да­ми и ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми пре­по­доб­но­го Ни­ла, стал ме­стом веч­но­го упо­ко­е­ния стар­ца-от­шель­ни­ка. Этот ост­ров при­тя­ги­вал к се­бе ищу­щих спа­се­ния, при­хо­див­ших сю­да как из ближ­них, так и из от­да­лен­ных мест. Не­ко­то­рые про­жи­ва­ли на ост­ро­ве, вбли­зи мо­ги­лы Ни­ла, ме­ся­ца­ми и да­же го­да­ми. Од­ним из та­ких па­лом­ни­ков был иеро­мо­нах Гер­ман из бра­тии Ни­ко­ло-Рож­ков­ско­го мо­на­сты­ря.

Вре­мя его рож­де­ния пред­по­ло­жи­тель­но от­но­сят к пер­вой по­ло­ви­не XVI сто­ле­тия. До­сто­вер­но из­вест­но, что, жи­вя близ пу­сты­ни, он лич­но ни в дет­стве, ни в юно­сти не встре­чал­ся с пре­по­доб­ным Ни­лом. Не­из­вест­но, по бла­го­сло­ве­нию ли ро­ди­те­лей, или уже по­сле их смер­ти при­шел пре­по­доб­ный Гер­ман в Ни­ко­ло-Рож­ков­ский мо­на­стырь. Слу­шал мо­ло­дой по­слуш­ник рас­ска­зы ста­ро­жи­лов, и устрем­ля­лось серд­це его на ост­ров Сто­лоб­ное, в пу­стын­ную ке­лью. Но до по­ры до вре­ме­ни не да­вал игу­мен бла­го­сло­ве­ния: не­по­си­лен та­кой по­двиг для но­во­на­чаль­но­го. Здесь, сре­ди бра­тии, дол­жен был обу­чить­ся он ис­тин­но­му сми­ре­нию, по­слу­ша­нию, при­не­сти мо­на­ше­ские обе­ты це­ло­муд­рия и не­с­тя­жа­ния, по­свя­тить жизнь свою Гос­по­ду. Не­из­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни оста­вал­ся он по­слуш­ни­ком, но в кон­це кон­цов при­нял по­стриг с име­нем Гер­ман и был ру­ко­по­ло­жен сна­ча­ла в иеро­ди­а­ко­на, а за­тем и в иеро­мо­на­ха. Гер­ман глу­бо­ко по­чи­тал Ни­ла Сто­ло­бен­ско­го и пи­тал к не­му ве­ли­кое бла­го­го­ве­ние и лю­бовь. В даль­ней­шем, он со­ста­вил жи­тие пре­по­доб­но­го Ни­ла по рас­ска­зам дру­гих, в том чис­ле пра­ро­ди­те­лей сво­их, ви­ди­мо, от­ли­чав­ших­ся ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем и пе­ре­дав­ших вну­ку свою лю­бовь к сто­ло­бен­ско­му от­шель­ни­ку.

Как пи­шет Вла­ди­мир Успен­ский: «По­это­му он не раз по­се­щал Столб­ный ост­ров, как для то­го, что­бы бли­же на­сла­дить­ся мыс­лен­ным об­ще­ни­ем с пре­по­доб­ным, по­чи­ва­ю­щим здесь, так и для то­го, что­бы слы­шан­ное им о пре­по­доб­ном по­ве­рять и по­пол­нять на ме­сте сви­де­тель­ства­ми раз­ных лиц из бла­го­го­ве­ния к па­мя­ти угод­ни­ка Бо­жия, при­хо­див­ших на ост­ров их окрест­ных и даль­них сто­рон». Здесь он все­гда на­хо­дил по­клон­ни­ков и из мо­на­хов, и из ми­рян, и не­ко­то­рые из них да­же про­жи­ва­ли на ост­ро­ве по не­сколь­ку вре­ме­ни. В од­но из та­ких по­се­ще­ний Гер­ман встре­тил жи­ву­ще­го здесь игу­ме­на Ан­то­ния, ино­ка од­но­го из Нов­го­род­ских мо­на­сты­рей. Они вме­сте про­жи­ли на ост­ро­ве три го­да, об­но­ви­ли над мо­ги­лой Ни­ла ча­сов­ню, устро­и­ли по­верх мо­ги­лы гроб­ни­цу и по­кры­ли ее по­кро­вом. В это вре­мя у мо­ги­лы Ни­ла Сто­ло­бен­ско­го мно­го­крат­но со­вер­ша­лись чу­де­са, при ко­то­рых по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния одер­жи­мые злы­ми ду­ха­ми и тя­же­ло боль­ные, на­ка­зы­ва­лись свя­то­тат­цы. Шли го­ды, и чис­ло па­лом­ни­ков на ост­ров Столб­ный все рос­ло. По­это­му пре­по­доб­ный Гер­ман «возы­мел же­ла­ние» по­стро­ить на ост­ро­ве храм.

В 1591–94 гг., по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го мит­ро­по­ли­та Алек­сандра, бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня с при­де­лом Ва­си­лия Бла­жен­но­го, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Цер­ковь сто­я­ла в от­дель­ном ме­сте от ча­сов­ни, сто­я­щей над мо­ги­лой Ни­ла. Воз­ве­де­ние хра­ма при­ве­ло к то­му, что не­ко­то­рые из про­жи­вав­ших здесь и вновь при­шед­ших бо­го­моль­цев по­же­ла­ли остать­ся здесь на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ства, что­бы жить по мо­на­ше­ско­му чи­ну и на­ча­ли стро­ить се­бе де­ре­вян­ные ке­льи. Это по­бу­ди­ло пре­по­доб­но­го Гер­ма­на по­дать про­ше­ние пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Ру­си Иову об от­кры­тии на ост­ро­ве ино­че­ской оби­те­ли с уста­вом об­ще­жи­тель­ным по чи­ну древ­них па­ле­стин­ских мо­на­сты­рей.

Оби­тель бы­ла от­кры­та по гра­мо­те пат­ри­ар­ха в 1594 г., и по­лу­чи­ла на­зва­ние Ни­ло­ва Пу­стынь. А пер­вым на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря стал Пре­по­доб­ный Гер­ман, со зва­ни­ем стро­и­те­ля. Вско­ре, а имен­но в 1595 г., при­шли сю­да из Твер­ско­го Ор­ши­на мо­на­сты­ря два ино­ка: Иов и Ни­фонт, за­ни­мав­ши­е­ся ико­но­пи­са­ни­ем. Со слов стар­цев, знав­ших Ни­ла лич­но, пом­нив­ших чер­ты ли­ца его, а дос­ке был на­пи­сан пер­вый об­раз пре­по­доб­но­го Ни­ла. Гер­ман про­дол­жа­ет ра­бо­ту по со­став­ле­нию жи­тия пре­по­доб­но­го Ни­ла. Она успеш­но осу­ществ­ле­на в 1596–98 гг. Вот как это бы­ло: у Гер­ма­на дав­но бы­ли со­бра­ны и крат­ко из­ло­же­ны све­де­ния о жиз­ни пре­по­доб­но­го. Но, бу­дучи не­до­воль­но ис­ку­сен в пи­са­нии, он дол­го дер­жал их у се­бя и ис­кал спо­соб­но­го к пи­са­нию че­ло­ве­ка. В оби­тель в 1596 г. При­хо­дит не­ко­то­рый кли­рик Мит­ро­фан и рас­ска­зы­ва­ет ему о спо­соб­ном к пи­са­нию ино­ку оби­те­ли Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы Ге­ра­си­мо­вой пу­сты­ни, Фи­ло­фее Пи­ро­го­ве, ко­то­рый слы­шал от стран­ству­ю­щих о по­дви­гах пре­по­доб­но­го Ни­ла и го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить жи­тие его, но у не­го не бы­ло до­ста­точ­но све­де­ний. Гер­ман по­сы­ла­ет с этим кли­ри­ком Фи­ло­фею свои крат­кие за­пис­ки о жиз­ни пре­по­доб­но­го Ни­ла. В 1598 г., бу­дучи в Москве по слу­чаю из­бра­ния на цар­ство Бо­ри­са Го­ду­но­ва, Гер­ман че­рез игу­ме­на Ге­ра­си­мо­вой пу­сты­ни Фео­к­ти­ста, пе­ре­да­ет Фи­ло­фею спис­ки чу­дес пре­по­доб­но­го, со­вер­шив­ших­ся по пре­став­ле­нии его. На ос­но­ва­нии всех по­лу­чен­ных све­де­ний, Фи­ло­фей на­пи­сал жи­тие пре­по­доб­но­го Ни­ла, сти­хи­ры и ка­нон. С это­го вре­ме­ни уста­но­ви­лось еже­год­ное мест­ное празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Ни­лу в день его па­мя­ти 20 де­каб­ря.

Жизнь в Ни­ло­вой Пу­сты­ни бы­ла труд­ная. В на­ча­ле 17 ве­ка на­сто­я­тель с бра­ти­ей «ис­пы­ты­ва­ли мно­го скор­бей от не­уро­жая и го­ло­да, от опу­сто­ше­ния се­ле­ний от ли­тов­цев и шве­дов». Од­на­ко пу­стынь вы­сто­я­ла, обу­стро­и­лась. Игу­мен Гер­ман был ра­чи­тель­ным хо­зя­и­ном. Из по­стро­ек в мо­на­сты­ре бы­ло: Бо­го­яв­лен­ская цер­ковь с ко­ло­коль­ней (столб ду­бо­вый с пя­тью ма­лы­ми ко­ло­ко­ла­ми), ча­сов­ня Ни­ла, тра­пез­ная, шесть ке­лий и жит­ни­ца. Од­на­ко сво­ей зем­ли Пу­стынь в это вре­мя не име­ла. Мо­на­стырь был не­боль­шим, чис­ло бра­тии – ино­ков и по­слуш­ни­ков – не­ве­ли­ко, око­ло 12 че­ло­век. Гер­ма­ном бы­ли при­об­ре­те­ны пер­вые бо­го­слу­жеб­ные со­су­ды, об­ла­че­ния. При Гер­ма­не на­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся и книж­ное со­бра­ние мо­на­сты­ря. Игу­мен Гер­ман был так­же пер­вым ис­то­ри­ком Ни­ло­вой Пу­сты­ни. По­сле се­бя он оста­вил «Ду­хов­ную па­мять», в ко­то­рой по­дроб­но рас­ска­зал обо всех при­об­ре­те­ни­ях Ни­ло­вой Пу­сты­ни, пе­ре­чис­лил все ико­ны Бо­го­яв­лен­ской церк­ви, над­гроб­ной ча­сов­ни Ни­ла, тра­пез­ной па­ла­ты. «Ду­хов­ная па­мять» сви­де­тель­ство­ва­ла, что игу­мен Гер­ман ку­пил в Осташ­ко­ве двор, где устро­ил ке­лью и тра­пез­ную. Ско­рее все­го, это бы­ло пер­вое мо­на­стыр­ское по­дво­рье в Осташ­ко­ве.

Преподобный Гер­ман скончался 7 мар­та 1614 г. По­хо­ро­нен в Ни­ло­вой Пу­сты­ни. При­чис­лен к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых, его имя за­не­се­но в Нов­го­род­ские Па­те­ри­ки. Пер­вая ико­на пре­по­доб­но­го Гер­ма­на бы­ла на­пи­са­на в 2005 г. бла­го­чин­ным про­то­и­е­ре­ем Ана­то­ли­ем Вол­ги­ным к от­кры­тию церк­ви Пре­по­доб­ных Ни­ла и Гер­ма­на Сто­ло­бен­ских в де­рев­не Сос­ни­ца.