Преподобный Мефодий Почаевский

10 / 23 Октября Собор Волынских святых

Все сведения о преподобном имеют достаточно позднее происхождение (XIV-XVII века). Из тропарей ему, составленных архимандритом Агапитом (Юрковым), можно почерпнуть дополнительные сведения о нём, взятые, видимо, из более пространного жития. Так, он назван уроженцем Солуни, Афонским постриженником; сообщается, что он паломничал в Святую Землю, питаясь подаянием, затем перебрался в Европу, где сперва по повелению Самого Спасителя восстанавливал разорённый монастырь святого Андрея Первозванного у склона Фессалоникийской горы, позднее основал и был первым игуменом одноимённого монастыря в Моравии; после чего в 1213 году пришёл на Волынь.

Современное монастырское предание Почаева рассказывает о чудесных огненных видениях на горе неподалёку от места будущей Почаевской лавры, бывших в конце XII века местным помещикам во время охоты. Первое случилось в ночь 25 ноября 1197 года: над разведённым огнём появился олень. Охотники принялись пускать в оленя стрелы, но поразить его не удалось: несмотря на 15 выпущенных в него стрел, он стоял неподвижно, а потом исчез. 17 апреля 1198 года те же помещики снова приехали на охоту на то же место. В последнюю ночь их пребывания здесь одному из них, благочестивому Иоанну Туркулу, явилась во сне Пречистая Дева и сказала: "Вы избрали себе это место для ночного отдыха и весьма полюбили оное. И Я возлюбила его, ибо на нём будет во веки возноситься хвала и честь к престолу Отца Небесного". Пробудившись от сна, Иоанн тотчас разбудил своих товарищей. Они выкопали там небольшую пещеру, посредине её устроили из земли круглый, обложенный глеем стол, положили на него хлеб, соль и воду, а по сторонам пещеры на деревьях сделали надписи, свидетельствовавшие о чудесном видении. По прошествии пяти лет Иоанн Туркул построил над пещерой часовню из дуба.

В 1213 году Иоанн Туркул познакомился с проезжавшим близ его имения афонским монахом Мефодием. Радушно приняв у себя гостя, он хотел рассказать Мефодию о бывшем ему видении, но тот остановил его и сказал: "Не рассказывай мне об этом чудесном видении, я сам расскажу, что ты видел, только распорядись, когда пойдём мы на эту гору, взять с собой какой нибудь плотницкий инструмент". Когда они пришли на гору, Мефодий, взяв топор, на срезе спиленной им росшей перед часовней липы вырезал изображение Божией Матери, стоящей в пламени, сказав при этом: "Вот в каком виде явилось тебе чудо Божие на этой горе". Иоанн понял, что и Мефодий каким-то чудесным образом тоже был свидетелем явления Богородицы на Скит-Горе. А Мефодий сказал, что на этом месте будет построен монастырь, слава которого будет велика, ибо место это святое.

Здесь же явлено было Богородицей и первое чудо от Её образа по молитве преподобного Мефодия. К нему обратились пришедшие вместе с помещиком несчастные родители больного ребенка с просьбой исцелить дитя. Он взял ребёнка на руки, поднёс к образу Божией Матери, благословил и отдал родителям совершенно здоровым.

Преподобный Мефодий гостил у Иоанна восемь дней. За два дня до отъезда на Афон он написал красками образ Богоматери, стоящей в пламени, и, благословляя им Иоанна, велел отнести икону в часовню. Уходя, он завещал помещику побывать в Греции и посетить тамошние монастыри и храмы, не забывая при этом и сего святого места.

Два года спустя Туркул отправился в путешествие, но в дороге тяжело заболел. Молясь о разрешении от недуга, он дал обет Богу построить храм в случае исцеления. Болезнь вскоре прошла, и Иоанн продолжил свой путь. Посещая по пути греческие обители, он прибыл на Афон. Там, встретившись с Мефодием, помещик снова завел разговор о чудесном видении, бывшем на Скит-Горе. И Мефодий с Иоанном вновь отправляется на Русь, чтобы строить обещанный помещиком храм.

16 августа 1219 года они, не заходя в дом Иоанна, прибыли на Скит-гору и стали свидетелями ещё одного видения. Мефодий тогда решил до самой своей смерти не оставлять этого места. Иоанн Туркул пошёл в своё имение Урнин, а преподобный остался подвизаться на горе в полном уединении. Вернувшемуся помещику вместе с семьёй Мефодий сказал:

«С той поры, как я здесь, в продолжении четырех дней не было ни одной ночи без чудесного видения. Чудо является над горой, локтей на десять от земли, и показывается в виде образа Богоматери, стоящей в пламени, но скрывается оно с моих глаз на горе западной. Это означает, что сия гора есть начало, а та - конец славы народа православного. Остается одно: основать здесь монастырь, ибо видно, что народ верующий будет получать здесь великие милости и помощь от Бога, особенно заступничеством Пресвятой Богородицы, Которая на сем месте земного удела Своего не перестанет являть ему Свой покров и защиту во всех бедах и злоключениях земных».

Туркул со своим семейством снова отбыл домой, а преподобный Мефодий, вдали от треволнений мира, проводил время в бдениях и молитвах, которые от юности возлюбил более собственной жизни. Пребывая в молитве день и ночь, он питался одними лишь лесными кореньями и грибами. Дикие звери временами окружали часовню, но, почуяв молитвенное благоухание, подобно кротким агнцам располагались у открытого входа в часовню и как разумные Божьи твари слушали богослужение. Когда Мефодий оканчивал службу, звери удалялись от часовни и снова подымали рёв.

Вскоре приехал Иоанн со своими людьми и разрешением от помещика Центера построить монастырь на вершине принадлежащей ему горы, которую он отдавал братии в вечное пользование. Так 29 августа 1219 года помещиком Иоанном Туркулом, по благословению преподобного Мефодия, был заложен монастырь-скит. Само это место святой назвал «Поча́ев», потому что здесь «поча́» (т. е. начала́) Пресвята́я Де́ва явля́ти чудеса́ Своя́». В первый же день Мефодий со святым крестом в руках, принесённым им из Греции, освятил оное, окропив святой водой, и не только одно это место, но и всю гору до самого её подножия. А затем пошли на гору западную и там сделали то же самое. Когда было окончено освящение, день клонился к вечеру. Вселюди, числом двенадцать, и сам Туркул расположились вокруг разведенного огня, а преп. Мефодий молился в часовне. И в эту ночь в присутствии всех начало являть себя чудо Божие. С полуночи вся гора в течении трёх часов была освещена необычным светом. Затем свет перешел на западную гору и освещал её до самого утра. Объятые страхом, ночь до утра все провели без сна в молитве. Мефодий в то же время имел другое чудесное видение в часовне. Он видел, что из часовни образовался большой монастырь, подобный Афонским. Утром, рассказав друг другу о виденном, принялись за строительство. За полгода был возведён деревянный храм с кельями для 20 чернецов. За всё время постройки монастыря не было ни одного чуда, а если и бывали какие, то только в часовне, и свидетелем их был один лишь Мефодий. О них преподобный не рассказывал никому, а только сам тщательно записывал каждое на стенах внутри часовни.

В 1220 году монастырь с большою торжественностью был освящён в честь Преображения Господня. В него вступили, приняв монашество, и 12 его строителей: Николай, Иероним, Фома, Матфей, Андрей, Станислав, Петр, Филипп, Иосиф, Юлиан, Вонифатий и Александр. Игуменом они избрали преподобного Мефодия, которому обещали усердно исполнять всё, не исключая и самые тяжелые монастырские работы.

У врат обители, слева, оставалась в неизменном виде прежняя часовня, в которую каждую ночь преподобный Мефодий уходил на молитву. Монахи проводили жизнь очень скромную и благочестивую, за что и снискали себе уважение людей не только живущих в ближайших окрестностях, но и в местах более отдаленных и даже среди иноверных. Строгий порядок монастырской жизни, христианское радушие, с которым братия предлагали хлеб и соль посетителям обители, привлекали к этому месту со всей округи в большом количестве странников и богомольцев, и некоторые из них не покидали его до самой своей смерти. Даже разбойники, посещая эту обитель, проникаясь богослужением, забывали свою злобу, и благодать Божия касалась их сердец так, что многие оставались в монастыре навсегда.

Преподобный Мефодий до глубокой старости не переставая трудился на благо обители, но за два года до смерти почти перестал выходить из часовни. Когда же он заболел и возлёг на смертном одре, то, призвав всю братию, сказал: "Я уже отхожу от вас, поэтому для руководства и управления сами изберите из вашей среды чернеца, который бы право правил вами и вашим монастырём". При этом завещал, чтобы после его смерти могилу ему устроили у "неприступного камня", приготовленного им ещё при жизни.

Прожив 137 лет в подвиге и молитве, преподобный Мефодий преставился в своей любимой часовне, и никто не был свидетелем его кончины. Утром 3 июня 1228 года инок, пришедший навестить преподобного, нашёл тело его уже бездыханным, с руками, сложенными на груди. На третий день тело преподобного с подобающей честью было погребено на приготовленном им самим месте недалеко от часовни. На могилу, как завещал Мефодий, положили камень с начертанием, сделанным братией: "Зде лежит строитель и страж места святого сего".

Впоследствии гора, на которой стоял скит Мефодия, получила название Скиток (ныне Свято-Духовский скит Почаевской лавры, близ современного села Старый Тараж Кременецкого района [2]).

Местное почитание Мефодия как святого возникло в униатский период (ок. 1714-1831), и его обычно связывают с попыткой греко-католиков вытеснить память о православном святом Иове Почаевском, а также сохранить от упразднения Скиток, основателем которого считался Мефодий. Образ его помещён на фасаде Успенского собора Почаевской лавры, построенного униатами при поддержке польского магната М. Потоцкого в 1771-1791 годах. В православной Волынско-Житомирской епархии почитание преподобного Мефодия фиксируется с 1912 года, когда он был изображён рядом с преподобным Иовом на западном фасаде Троицкого собора Почаевской лавры, построенного в 1906-1912 годах. Имя Мефодия отсутствует в списке Волынских святых, подготовленном протоиереем Андреем Хойнацким при составлении им в 1888 году Волынско-Почаевского патерика. В 1984 году по благословению архиепископа Волынского и Ровенского Дамиана (Марчука) имя Мефодия было включено в состав Собора Волынских святых (праздник внесён в святцы в 1983 году). В 1990 году восстановлен Свято-Духовский скит Почаевской лавры. Преподобный Мефодий Первоначальник изображён рядом с преподобным Иовом Почаевским на фреске скитского храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

[1] Православная энциклопедия временем жизни святого называет XV век с вопросительным знаком. Эта предположительная цифра выведена автором статьи вследствие целого ряда предположений и догадок. В других церковных источниках такая датировка не встречается.

[2] По мнению прот. Николая Трипольского, древний Почаевский скит Мефодия располагался не на месте Свято-Духовского скита, а близ села Старый Почаев.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Гра́да Солу́ни уроже́нца благослове́ннаго,/ Горы́ Афо́нския постри́женника досто́йнаго,/ Земли́ Святы́я покло́нника благогове́йнаго,/ оби́тели разоре́нныя Андре́я апо́стола повеле́нием Спаси́телевым возстанови́теля ре́вностнаго и смире́ннаго/ у скло́на Фессалоники́йския горы́,/ и в Мора́вии Первозва́нному посвяще́ннаго монастыря́ но́ваго па́стыря и игу́мена чти́м тя́,/ и па́ки, Мефо́дие преподо́бне, осо́бно тя́ чти́м,/ я́ко промышле́нием Го́спода и избра́нием Богоро́дичным/ на Волы́ни явле́ний Ея́ в огня́ благода́тнаго столпе́/ свиде́телем прозорли́вым и очеви́дцем мно́гажды бы́в и ме́сто сие́ возлюби́в,/ чудесы́ ди́виими ски́т-монасты́рь обустро́ил еси́,/ Ла́вры бу́дущия Святы́я Поча́евския,/ и те́пле тебе́, уго́дниче Бо́жий, мо́лимся:/ укрепле́нию ве́ры посо́бствуяй// испове́дников Правосла́вия страны́ на́шея.

Ин тропарь, глас 5

Я́ко Афо́на постри́женника,/ во Гра́де Святе́м, Гре́ции и Мора́вии ни́щенствовашаго ра́ди Христа́,/ и на Волы́нь к на́м прише́дшаго прозорли́ваго отца́,/ преподо́бне Мефо́дие, чти́м тя́,/ Богоро́дицы явле́ний свиде́теля/ в столпе́ благода́ти о́гненном,/ иде́же чудесы́ ди́виими ски́т-монасты́рь обустро́ил еси́,/ Ла́вры бу́дущия Святы́я Поча́евския,/ и те́пле тебе́, уго́дниче Бо́жий, мо́лимся:/ чудесы́ но́выми и моли́твами неуста́нными// устроя́й ве́ры пра́выя укрепле́ние, Правосла́вныя. 

Кондак, глас 6

Избра́нниче Бо́жий и уго́дниче,/ дру́же и собесе́дниче Богоро́дицы,/ Про́мыслом Го́спода на Волы́нь пешеше́ствовавый/ ве́ру пра́вую утвержда́ти и пропове́довати,/ явле́ния Мари́и Де́вы Чи́стыя прозорли́вый свиде́телю,/ в столпе́ о́гненном/ и са́м Ея́ ви́дети та́кожде на ме́сте Ла́вры и Скита́ ны́нешних сподобля́вшийся,/ мона́хов жи́тельства в скиту́ се́м первонача́льниче и обустро́ителю,/ наро́дом Бо́жиим почита́ешися да́же доны́не издре́вле,/ и пе́ние хвале́бное слы́шиши:/ ра́дуйся, преподо́бне Мефо́дие,// отше́льничества и кинови́и и́ноческия в Поча́еве насади́телю.