Преподобномученик Никон (Беляев)

27 Ноября / 10 Декабря
19 Мая / 1 Июня (28-й день после Пасхи) Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­кон (в ми­ру Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич Бе­ля­ев) ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1886 го­да в се­ле Са­ве­лье­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча Бе­ля­е­ва. В 1902 го­ду Ге­ор­гий окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1908 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ле Чаш­ни­ко­во Мос­ков­ско­го уез­да. При шко­ле был ин­тер­нат, где де­ти жи­ли во вре­мя обу­че­ния, и Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич со вре­ме­нем стал для них не толь­ко учи­те­лем, пе­ре­да­ю­щим зна­ния, но и муд­рым вос­пи­та­те­лем, и лю­бя­щим от­цом. За несколь­ко лет он на­столь­ко с ни­ми срод­нил­ся, что, жи­вя сре­ди них как в боль­шой се­мье, уже не по­мыш­лял о сво­ей. Вос­пи­ты­вая де­тей, он за­бо­тил­ся о про­све­ще­нии и вос­пи­та­нии и их ро­ди­те­лей. По­сколь­ку рост вся­кой доб­ро­де­те­ли за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко че­ло­век раб­ству­ет гре­ху, а од­ним из са­мых рас­про­стра­нен­ных по­ро­ков тех лет бы­ло пьян­ство, то им в се­ле для борь­бы с этим по­ро­ком бы­ло со­зда­но Тро­и­це-Алек­се­ев­ское брат­ство трез­во­сти и при нем мис­си­о­нер­ский кру­жок.Же­лая по­лу­чить для круж­ка как мож­но боль­ше по­лез­ных книг и бро­шюр, Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич об­ра­тил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Ни­ко­ну (Рож­де­ствен­ско­му), за­ни­мав­ше­му­ся в то вре­мя мис­си­о­нер­ской и из­да­тель­ской де­я­тель­но­стью, с ко­то­рым Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич на­хо­дил­ся в дав­них и близ­ких от­но­ше­ни­ях. Вы­слав кни­ги и бро­шю­ры, вла­ды­ка в фев­ра­ле 1917 го­да пи­сал Ге­ор­гию Ни­ко­ла­е­ви­чу: «Ра­ду­юсь, что от­кры­ва­ет­ся ваш кру­жок мис­си­о­нер­ский. По­мо­ги вам Бог. Ес­ли бы мое здо­ро­вье поз­во­ля­ло, сам бы по­ехал на его от­кры­тие. При­вет­ствую его от ду­ши. Пи­ши­те: ка­кие бу­дут нуж­ны по­со­бия и лист­ки. Нель­зя доль­ше дре­мать. Вол­ки бро­дят кру­гом... И пас­ты­ри, и под­пас­ки – все долж­ны сто­ять на сто­ро­же».В мар­те 1918 го­да Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, но до ав­гу­ста 1918 го­да оста­вал­ся и учи­те­лем в шко­ле. В это вре­мя тя­же­ло за­бо­лел его отец, слу­жив­ший в Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Про­то­по­по­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да, и ту­да свя­щен­ни­ком был на­зна­чен отец Ге­ор­гий.Ар­хи­епи­скоп Ни­кон, узнав о бо­лез­ни свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Бе­ля­е­ва, пи­сал 20 но­яб­ря 1918 го­да его сы­ну: «До­ро­гой отец Ге­ор­гий, бла­го­сло­ви Вас Гос­по­ди. Гос­подь су­дил по­слу­жить Вам бо­ля­ще­му ро­ди­те­лю, свя­то ис­пол­ни­те сей свя­щен­ный долг Ваш... Вре­мя страш­ное: вид­ны зна­ме­ния ан­ти­хри­сто­вы... Мо­лим Гос­по­да, чтобы Он еще и еще по­тер­пел гре­хам на­шим и еще раз от­вер­нул бы это­го сы­на по­ги­бе­ли, но слыш­но его гнус­ное ды­ха­ние, и не вид­но со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих ему долж­но­го от­по­ра. Тво­рит­ся что-то неве­ро­ят­ное. Пра­во­слав­ных на бу­ма­ге на­би­ра­ет­ся до 80-90 мил­ли­о­нов в Рос­сии – их отец и Пер­во­и­е­рарх аре­сто­ван, и где же они? А ведь ска­за­но в Пи­са­нии: по­ра­жу Пас­ты­ря и ра­зы­дут­ся ов­цы.Но это – толь­ко внеш­ние по­ка­за­те­ли ве­ли­кой скор­би цер­ков­ной. Пред­ска­зан­ное Апо­сто­лом Пав­лом от­ступ­ле­ние (2Сол.2:3-4) со­вер­ша­ет­ся во­очию... Вспом­ни­те скорб­ное сло­во Спа­си­те­ля: ко­гда при­дет Он, Сын Че­ло­ве­че­ский, ед­ва ли об­ря­щет ве­ру на зем­ле, до то­го она оску­де­ет!Но до­воль­но! И то ду­маю: не про­чи­та­ли бы эти стро­ки ан­ти­хри­сто­вы слу­ги, бо­го­от­ступ­ни­ки, их так мно­го раз­ве­лось на Ру­си. Луч­ше жги­те те пись­ма, чтобы не на­жить Вам бе­ды и не быть, как го­во­рит­ся, бес­тол­ко­вым му­че­ни­ком. Мое серд­це ста­ло очень пло­хо. Си­лы упа­ли. Осо­бен­но гро­зят «пе­ре­бои». Ви­ди­мо, неда­ле­ко и ко­нец. Все ду­маю освя­тить­ся еле­ем. При­ча­ща­юсь ча­сто, но уже в ке­лье. За все сла­ва Бо­гу!А Вы, по­свя­тив се­бя Еди­но­му Бо­гу, от­дай­тесь все­це­ло Ему на слу­же­ние. Сво­бод­ные от се­мьи, Вы су­гу­бо долж­ны это сде­лать. А слу­жи­те Ему там, где Он ука­жет Сам. По­вто­ряю, что лич­но го­во­рил Вам, – мо­ли­тесь: ска­жи мне, Гос­по­ди, путь вонь­же пой­ду.От бо­ля­ще­го Ар­хи­ерея бо­ля­ще­му иерею Ни­ко­лаю – Бо­жие бла­го­сло­ве­ние, и Вам, его ча­ду воз­люб­лен­но­му».Став свя­щен­ни­ком, отец Ге­ор­гий пер­вое, что ре­шил, это не брать воз­на­граж­де­ний за ис­пол­не­ние треб, но поль­зо­вать­ся лишь тем, что при­хо­жане по­да­дут са­ми, по сво­ей ми­ло­сти и вра­зум­ле­нию Бо­жию. Но в при­хо­де кро­ме свя­щен­ни­ка бы­ли пса­лом­щик и сто­рож, и в ав­гу­сте 1919 го­да по его ини­ци­а­ти­ве был устро­ен сбор про­дук­тов на их со­дер­жа­ние. Ко­гда про­дук­ты бы­ли уже со­бра­ны и от­ве­зе­ны ста­ро­сте, ту­да яви­лись пред­ста­ви­те­ли вла­сти, все бы­ло рек­ви­зи­ро­ва­но, а отец Ге­ор­гий аре­сто­ван и от­прав­лен в Ко­ло­мен­скую тюрь­му. Через три дня ему объ­яви­ли, что он осуж­ден на две неде­ли при­ну­ди­тель­ных ра­бот.Вер­нув­шись в се­ло, он еще рев­ност­ней при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­их свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей, так как яв­ствен­но ощу­щал, что вре­мя ко­рот­ко и по­ка есть воз­мож­ность де­лать доб­ро и не по­яви­лись те, кто по­ве­дут, ку­да не хо­чешь, на­до эту воз­мож­ность ис­поль­зо­вать. Отец Ге­ор­гий еже­днев­но неустан­но про­по­ве­до­вал в хра­ме, каж­дое вос­кре­се­нье ве­че­ром устра­и­вал бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, со­би­рал де­тей для уро­ков по За­ко­ну Бо­жию – сна­ча­ла в на­ня­том им част­ном до­ме, а за­тем у се­бя, и по­да­рил каж­до­му из де­тей неболь­шое Еван­ге­лие, как на­пут­ствие на их даль­ней­шую хри­сти­ан­скую жизнь.В мар­те 1920 го­да за­ве­ду­ю­щий во­ен­ным от­де­лом при Про­то­по­пов­ском во­лост­ном ис­пол­ко­ме пред­ло­жил свя­щен­ни­ку об­ра­тить­ся к вла­стям, чтобы устро­ить пуб­лич­ный дис­пут с без­бож­ни­ка­ми, на что отец Ге­ор­гий от­ве­тил, что он на этот счет да­ет от­вет от­ри­ца­тель­ный: «Нет ни­ка­ко­го смыс­ла устра­и­вать, да и вы­сту­пать... Ис­ти­на не тре­бу­ет за­щи­ты, и безум­цы, вос­ста­ю­щие на ис­ти­ну, са­ми разо­бьют свои пу­стые го­ло­вы о ее твер­ды­ни».Пе­ред празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва бы­ли со­бра­ны кое-ка­кие про­дук­ты на со­дер­жа­ние Ко­ло­мен­ско­го епи­ско­па и для бед­ству­ю­щих при­хо­жан. По­сколь­ку со­бра­но бы­ло немно­го, то все бы­ло роз­да­но толь­ко неиму­щим при­хо­жа­нам. Во­лост­ной ис­пол­ком, узнав об этом, за­про­сил свя­щен­ни­ка, на ка­ком ос­но­ва­нии и для ка­ких це­лей он со­би­рал про­дук­ты. На это отец Ге­ор­гий от­ве­тил, что во­лост­ной ис­пол­ком не име­ет пра­ва тре­бо­вать от­че­та в этом от­но­ше­нии и да­же про­яв­лять ин­те­рес, так как та­кой по­сту­пок ис­пол­ко­ма есть вме­ша­тель­ство во внут­рен­ние де­ла Церк­ви. От свя­щен­ни­ка по­тре­бо­ва­ли, чтобы он со­об­щил име­на жерт­во­ва­те­лей, но отец Ге­ор­гий от­ка­зал­ся это де­лать, па­мя­туя слу­чай, ко­гда при­ход сни­мал дом у вдо­вы для за­ня­тий с детьми по За­ко­ну Бо­жию и пред­се­да­тель во­лост­но­го со­ве­та, узнав об этом, от­ка­зал ей в раз­ре­ше­нии на по­лу­че­ние дров в от­мест­ку за то, что она сда­ет дом для цер­ков­ных нужд.Мест­ны­ми осве­до­ми­те­ля­ми бы­ли пред­при­ня­ты осо­бые уси­лия для по­лу­че­ния све­де­ний о жиз­ни при­хо­да, но без­успеш­но, и один из них, от­чи­ты­ва­ясь, на­пи­сал: «Де­ла, про­де­лы­ва­е­мые по­пом, де­ла­ют­ся так сек­рет­но, что по­ка ни­как не уда­ет­ся мне про­ник­нуть в его кру­жок, так как чу­жих лю­дей они осте­ре­га­ют­ся, а сво­их хо­ро­шо зна­ют».В ян­ва­ре 1921 го­да по­лит­бю­ро Ко­ло­мен­ско­го уез­да по­лу­чи­ло из се­ла Про­то­по­по­ва со­об­ще­ние о том, что на па­пер­ти хра­ма ви­сит на­пи­сан­ное боль­ши­ми бук­ва­ми объ­яв­ле­ние: «Ре­ли­гия – свет для на­ро­да». На­пи­са­но оно бы­ло по слу­чаю празд­но­ва­ния Кре­ще­ния Гос­под­ня – на­ча­ла все­об­ще­го про­све­ще­ния. В ян­ва­ре 1921 го­да мест­ный осве­до­ми­тель ЧК и над­зи­ра­тель за по­ли­ти­че­ски­ми на­стро­е­ни­я­ми на­ро­да в во­ло­сти пи­сал в сво­ем ра­пор­те на­чаль­ству: «По­ли­ти­че­ское со­сто­я­ние во­ло­сти удо­вле­тво­ри­тель­но. Со­об­щаю тре­тий раз, что свя­щен­ник се­ла Про­то­по­по­во ве­дет аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, устра­и­ва­ет раз­ные бе­се­ды, пре­по­да­ет За­кон Бо­жий. Про­шу при­нять ме­ры...»По­сле Пас­хи 1921 го­да от­ца Ге­ор­гия при­гла­си­ли в де­рев­ни при­хо­да, чтобы он и там от­слу­жил пас­халь­ный мо­ле­бен. В де­ревне Сы­че­ве свя­щен­ник обо­шел всех при­хо­жан, а за­тем все с ико­на­ми от­пра­ви­лись в ча­сов­ню, рас­по­ло­жен­ную по­сре­ди де­рев­ни, где был от­слу­жен пас­халь­ный мо­ле­бен. Из лю­бо­пыт­ства в ча­сов­ню при­шли и жив­шие в де­ревне ста­ро­об­ряд­цы. По­сле мо­леб­на свя­щен­ник, об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся, вос­клик­нул: «Хри­стос вос­кре­се!» Но от­ве­ти­ли ему «Во­ис­ти­ну вос­кре­се!» од­ни пра­во­слав­ные, а ста­ро­об­ряд­цы про­мол­ча­ли.Уви­дев это, отец Ге­ор­гий об­ра­тил­ся ко всем со­брав­шим­ся с го­ря­чей про­по­ве­дью: «Не все ли рав­но – ска­зать два ра­за ал­ли­луйя, не все ли рав­но – ска­зать и три ра­за, не все ли рав­но, что по­мо­лить­ся тре­мя паль­ца­ми и что дву­мя. Пе­ред на­ми сто­ит об­щий наш враг – и этот враг неве­рие. Враг этот очень силь­ный и опас­ный, с ко­то­рым мы с ва­ми долж­ны бо­роть­ся. Борь­ба эта за­ви­сит от каж­до­го из вас. Ни в од­ной стране, ни в од­ном го­су­дар­стве нет та­ких по­ряд­ков, как у нас те­перь на Ру­си свя­той. Куч­ка лю­дей ве­дет за со­бой мас­су, как ста­до ба­ра­нов. На­род наш тем­ный, необ­ра­зо­ван­ный, по­слу­ша­ют ка­ко­го-ли­бо ора­то­ра, по­хло­па­ют ему в ла­до­ши. Вы­сту­па­ет дру­гой ора­тор, по­том тре­тий, го­во­рят со­всем дру­гое, а лю­ди хло­па­ют и им. Те­перь мас­са лю­дей, де­тей, ото­рван­ных от от­цов и ма­те­рей, вос­пи­ты­ва­ют­ся по усмот­ре­нию неве­ру­ю­щих. Лю­ди эти ста­но­вят­ся раз­врат­ни­ка­ми и ху­ли­га­на­ми, и их у нас мно­го те­перь. Я бы­ваю в Ко­ломне, бы­ваю и в Москве, неко­то­рые де­ти бро­са­ют­ся ко мне, про­сят бла­го­сло­ве­ния, це­лу­ют крест, дру­гие про­хо­дят ми­мо с на­смеш­ка­ми, на­сме­ха­ют­ся, как и взрос­лые. Это ста­ло кор­нем зла, ве­ли­ко­го зла, с ко­то­рым мы с ва­ми долж­ны бо­роть­ся, как с на­шим об­щим вра­гом... Се­го­дня наш об­щий празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ко­то­рый мы с ва­ми празд­ну­ем в ве­ли­ко­тор­же­ствен­ном ве­се­лии, а по­то­му и го­во­рю я вам: “Хри­стос вос­кре­се!”»И на этот раз все со­глас­но от­ве­ти­ли: «Во­ис­ти­ну вос­кре­се!»4 но­яб­ря 1921 го­да в до­ме свя­щен­ни­ка был про­из­ве­ден обыск, отец Ге­ор­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.На до­про­сах в ГПУ, узнав, что имен­но ин­те­ре­су­ет сле­до­ва­те­ля, отец Ге­ор­гий ска­зал: «Я все­це­ло от­дал­ся цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. Смот­рю на лич­ную и об­ще­ствен­ную жизнь с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния... Счи­таю дол­гом сво­ей со­ве­сти под­чи­нять­ся су­ще­ству­ю­щей вла­сти. Цар­ская власть упа­ла, как де­ре­во, у ко­то­ро­го под­гни­ли кор­ни. Свя­щен­ник се­го­дня не пол­но­прав­ный граж­да­нин, в пра­вах мы уре­за­ны. Ме­ня, так на­стро­ен­но­го, это ни­сколь­ко не пе­ча­лит, по­то­му что я хо­тел бы от­дать се­бя все­це­ло цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. Я жи­ву в при­хо­де, ис­пол­няя свя­щен­ни­че­ские обя­зан­но­сти; ес­ли при­хо­дит­ся ис­пол­нять ка­кие-ли­бо граж­дан­ские обя­зан­но­сти, то та­ко­вые я так­же вы­пол­няю, со­зна­вая необ­хо­ди­мость и по­лез­ность го­су­дар­ства... Что ка­са­ет­ся бе­сед с при­хо­жа­на­ми, то та­ко­вые про­ис­хо­дят в хра­ме во вре­мя бо­го­слу­же­ний. На­чи­ная с се­ре­ди­ны осе­ни до Пас­хи бе­се­ды бы­ва­ют на до­му и в цер­ков­ной сто­рож­ке... Го­во­рил про­по­ве­ди, рас­кры­вая по­ло­жи­тель­ную сто­ро­ну хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, го­во­рил про­тив неве­рия, ка­са­ясь лишь ми­ро­воз­зре­ний и ста­ра­ясь лишь о том, чтобы вло­жить в ду­шу слу­ша­те­лей хри­сти­ан­ский взгляд на при­ро­ду че­ло­ве­ка, на его на­зна­че­ние в жиз­ни... По ве­че­рам в хра­ме со­вер­шал­ся мо­ле­бен с пе­ни­ем его все­ми при­сут­ству­ю­щи­ми, во вре­мя мо­леб­на про­из­но­си­лись про­по­ве­ди, та­ко­го же ха­рак­те­ра, как и за ли­тур­ги­ей. Мо­ля­щи­е­ся бы­ли пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны, че­ло­век трид­цать. В про­шлом го­ду бе­се­ды ве­лись в до­ме цер­ков­но­го ста­ро­сты на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, слу­ша­те­ля­ми бы­ли муж­чи­ны и жен­щи­ны, муж­чин бы­ло че­ло­век пять, жен­щин че­ло­век де­сять».7 фев­ра­ля 1922 го­да отец Ге­ор­гий был при­го­во­рен к ссыл­ке в Ар­хан­гель­скую гу­бер­нию на неопре­де­лен­ный срок. 25 фев­ра­ля свя­щен­ник под кон­во­ем двух сол­дат при­был в Ар­хан­гельск, от­ку­да был от­прав­лен даль­ше в го­род Ме­зень. Здесь вы­яс­ни­лось, что ни­ка­кой ра­бо­ты ему най­ти нель­зя, а при­ис­кать ра­бо­ту за пре­де­ла­ми ма­лень­ко­го го­род­ка ему не доз­во­ле­но вла­стя­ми, и отец Ге­ор­гий на­пи­сал про­ше­ние в Крас­ный Крест. Он пи­сал, что по все­му вид­но, что его об­ви­ня­ют не за кон­крет­ное пре­ступ­ле­ние, а за контр­ре­во­лю­ци­он­ное на­прав­ле­ние во­об­ще, хо­тя «его де­я­тель­ность за­клю­ча­лась толь­ко в ис­пол­не­нии свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей и в удо­вле­тво­ре­нии свя­зан­ных с ни­ми нужд по ока­за­нию ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной по­мо­щи его при­хо­жа­нам». Крас­ный Крест стал хо­да­тай­ство­вать, чтобы свя­щен­ни­ку Ге­ор­гию Бе­ля­е­ву бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну или, по край­ней ме­ре, са­мо­му вы­би­рать ме­сто жи­тель­ства в пре­де­лах Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии. До­мой вер­нуть­ся ему не раз­ре­ши­ли, поз­во­лив лишь «сво­бод­ное пе­ре­дви­же­ние в пре­де­лах Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии».В 1925 го­ду отец Ге­ор­гий вер­нул­ся на ро­ди­ну и епи­скоп Ко­ло­мен­ский Фе­о­до­сий (Га­ниц­кий) ра­ди укреп­ле­ния ду­хов­ной жиз­ни в Ста­ро-Го­лутви­ном мо­на­сты­ре пред­ло­жил свя­щен­ни­ку при­нять мо­на­ше­ский по­стриг и воз­гла­вить мо­на­ше­ское брат­ство, на что отец Ге­ор­гий дал свое со­гла­сие. В ав­гу­сте 1925 го­да епи­скоп Фе­о­до­сий по­стриг его в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­кон, воз­вел в сан ар­хи­манд­ри­та и по­ста­вил на­мест­ни­ком мо­на­сты­ря.В 1929 го­ду на­ча­лось оче­ред­ное го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, в дан­ном слу­чае имев­шее сво­ей це­лью за­кры­тие всех без ис­клю­че­ния мо­на­ше­ских оби­те­лей, и Ста­ро-Го­лутвин мо­на­стырь был за­крыт. 14 мая 1929 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на, об­ви­нив его в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции при про­из­не­се­нии про­по­ве­дей.Бу­дучи до­про­шен, отец Ни­кон ска­зал: «Ино­гда я про­из­но­шу про­по­ве­ди для укреп­ле­ния ве­ры в слу­ша­те­лях. В от­дель­ных про­по­ве­дях при­хо­дит­ся ка­сать­ся без­бож­ни­ков, так, по мо­е­му мне­нию, лег­ко от­но­ся­щих­ся к во­про­сам ве­ры, при этом ссы­ла­юсь на бо­лее ав­то­ри­тет­ные ли­ца, ко­то­рые во­прос о бы­тии Бо­га ре­ша­ли не так лег­ко.В празд­нич­ные дни я чи­таю спе­ци­аль­ную мо­лит­ву, спи­сан­ную мной в Мос­ков­ском Пет­ров­ском мо­на­сты­ре... со­дер­жа­ние вы­держ­ки сле­ду­ю­щее: «Гос­по­ди Бо­же наш, Ве­ли­кий и Мно­го­мило­сти­вый! Со­хра­ни под кры­ла­ми Тво­ея бла­го­сти вся пра­во­слав­ныя ар­хи­ереи, даждь им Цер­ковь Рос­сий­скую со­хра­ни­ти и упра­ви­ти, вер­ныя ов­цы Хри­сто­вы негиб­ле­мы со­блю­сти, злыя же вол­ки да­ле­че ото­гна­ти и коз­ни их со­кру­ши­ти. Со­хра­ни и вся лю­ди Твоя от тле­твор­ных уче­ний, от цер­ков­ных со­блаз­нов, неве­рия. В на­па­стех тер­пе­ние по­даждь нам»...Под вол­ка­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся все вос­ста­ю­щие на Цер­ковь и ве­ру, сю­да же от­но­сят­ся ак­тив­ные без­бож­ни­ки, но кто они, без­бож­ни­ки, это нас не ка­са­ет­ся. Под на­па­стя­ми я по­ни­маю вся­кое несча­стье в жиз­ни че­ло­ве­ка, ссыл­ка и арест ве­ру­ю­щих то­же от­но­сят­ся к несча­стьям – на­па­стям. Под вра­га­ми Церк­ви я по­ни­маю всех, кто раз­ру­ша­ет ве­ру и Цер­ковь. Член ВКП(б) как ком­му­нист для ме­ня без­раз­ли­чен, но ком­му­нист ак­тив­ный без­бож­ник – враг, раз­ру­ши­тель ве­ры».26 июля 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на к трем го­дам за­клю­че­ния в Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре. 9 ав­гу­ста 1932 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ уже без рас­смот­ре­ния де­ла при­ба­ви­ло к это­му три го­да ссыл­ки в Се­вер­ный край, от­пра­вив ту­да от­ца Ни­ко­на с тю­рем­ным эта­пом.Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Ни­кон был на­зна­чен в храм Трех Свя­ти­те­лей в се­ло Бе­ло­омут Лу­хо­виц­ко­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, но вско­ре он был пе­ре­ве­ден во Вла­сьев­скую цер­ковь в Во­ло­ко­лам­ске. Слу­жа в Во­ло­ко­лам­ске, свя­щен­ник в 1936 го­ду был при­го­во­рен су­дом к штра­фу в две­сти руб­лей за то, что от­пел умер­ше­го при­хо­жа­ни­на без ре­ги­стра­ции смер­ти в го­судар­ствен­ных учре­жде­ни­ях.В 1937 го­ду, во вре­мя оче­ред­но­го го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, сек­ре­тарь Во­ло­ко­лам­ско­го гор­со­ве­та по тре­бо­ва­нию НКВД дал сле­ду­ю­щую ха­рак­те­ри­сти­ку де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка: «В го­ро­де про­во­дит ожив­лен­ную ра­бо­ту сре­ди цер­ков­ни­ков, устра­и­вая вся­ко­го ро­да со­бра­ния граж­дан и мо­би­ли­зуя их на ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду...»27 но­яб­ря 1937 го­да ар­хи­манд­рит Ни­кон был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске. Бы­ли вы­зва­ны сви­де­те­ли, один из них, со­сед от­ца Ни­ко­на, по­ка­зал: «Его дом си­сте­ма­ти­че­ски по­се­ща­ют слу­жи­те­ли куль­та из сель­ской мест­но­сти, в его квар­ти­ре про­хо­дят тай­ные контр­ре­во­лю­ци­он­ные сбо­ри­ща, но что на них об­суж­да­ют, мне не из­вест­но... Квар­ти­ру ча­сто по­се­ща­ли ве­ру­ю­щие из близ­ле­жа­щих се­ле­ний, ко­то­рых Бе­ля­ев дру­же­ски при­ни­мал. Кро­ме это­го, вес­ной 1937 го­да в ма­га­зине, где при­сут­ство­ва­ло че­ло­век де­сять кол­хоз­ни­ков, Бе­ля­ев за­явил: “Из­да­ла со­вет­ская власть за­кон о сво­бод­ной про­да­же хле­ба, а са­ма его не вы­пол­ня­ет, кре­стьяне со­би­ра­ют хлеб, а це­лы­ми дня­ми сто­ят в оче­ре­дях, хлеб раз­би­ра­ют по учре­жде­ни­ям, а го­ро­жане оста­ют­ся го­лод­ны­ми”. Кро­ме это­го, в но­яб­ре 1937 го­да к нему в дом по­сту­ча­лись три кол­хоз­ни­ка из де­рев­ни Чен­цы. К ним вы­шел Бе­ля­ев и око­ло до­ма го­во­рил: “Ме­ня, на­вер­но, ско­ро аре­сту­ют ком­му­ни­сты. Они сей­час уси­ли­ва­ют го­не­ние... я вас про­шу, ре­же по­се­щай­те мою квар­ти­ру...” Ле­том 1937 го­да свя­щен­ник воз­вра­щал­ся до­мой по­сле со­вер­ше­ния в церк­ви все­нощ­ной с груп­пой лиц, но­чью я ни­ко­го из них не узнал. Бе­ля­ев око­ло сво­е­го до­ма го­во­рил: “У со­вет­ской вла­сти прав­ды ни в чем нет и не бу­дет, вот ме­ня су­ди­ли три ра­за ни за что. Так­же бу­дет и с но­вой кон­сти­ту­ци­ей, оста­нет­ся она на бу­ма­ге, а в жиз­ни бу­дут про­во­дить­ся та­кие же ре­прес­сии, как и рань­ше”».28 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.– Вы аре­сто­ва­ны как ак­тив­ный ор­га­ни­за­тор контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы, в ко­то­рую вхо­ди­ли слу­жи­те­ли куль­та... сов­мест­но с ни­ми про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. След­ствие от вас тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний по это­му во­про­су, – ска­зал сле­до­ва­тель.– Я в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции не со­стою и контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью ни­ко­гда не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил отец Ни­кон.– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но, по ва­ше­му де­лу до­про­шен ряд сви­де­те­лей, ко­то­рые в ка­те­го­ри­че­ской фор­ме по­ка­зы­ва­ют о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, про­во­ди­мой ва­ми сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц. След­ствие на­ста­и­ва­ет на да­че со­от­вет­ству­ю­щих по­ка­за­ний по это­му во­про­су.– Я еще раз за­яв­ляю, что ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не со­сто­ял и контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся.На этом до­про­сы бы­ли окон­че­ны. 5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­на к рас­стре­лу. Ар­хи­манд­рит Ни­кон (Бе­ля­ев) был рас­стре­лян 10 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 224–234.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Почитание святого в Богоявленском Старо-Голутвином монастыре

Преподобномученик Никон Староголутвинский был игуменом Богоявленского Старо-Голутвина монастыря с 1925 года до закрытия в 1929 году.