Преподобный Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский

20 Июня / 3 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Псковских святых

Преподобный Памфил автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него — Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (1481 г.), — Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 г., ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 г. игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил.

Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи. Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и «блудом», Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции — Краткую и Летописную. Летописная редакция помещена под 1505 г. в Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л. 67—69 об.); Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 1572; Q.XVII.50). Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи — псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов. Тогда Памфил пишет второе Послание (Летописная редакция). Описание купальных игрищ в обеих редакциях почти дословно совпадает, в Летописной редакции оно сопровождается примерами и цитатами из Священного писания, придающими весомость и обоснованность словам Памфила. В разных списках Летописной редакции Послания великим князем называется то Иван Васильевич, то Василий Иванович, без имени употребляется форма множественного числа «государей великих князей наместнику». Это указывает, что Послание написано в последние годы жизни Ивана III (1502—1505 гг.), когда его сын Василий III Иванович был объявлен соправителем с титулом великого князя. Составитель ПIЛ поместил Послание под 1505 г. и адресовал его наместнику Дмитрию Владимировичу Ростовскому, жившему в Пскове с 1504 по 1507 г. (в Послании Летописной редакции, когда она находится вне состава летописи, нет заголовка с датой и именем наместника). Датировка Послания в ПIЛ принимается всеми исследователями. Краткая редакция Послания была адресована, вероятно, предшественнику Дмитрия Владимировича и написана до 1504 г. При упоминании великого князя в ней также употребляется форма множественного числа, других датирующих данных в тексте Послания Краткой редакции нет.

Изд.: АИ. 1846. Т. 1, № 22; ЧОИДР. 1846. № 4 (заседание 27 апреля 1846 г.). С. 59—62; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 278—281; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Прил. С. 1—6; Руководство для сельских пастырей. 1860. № 17. С. 439—443 (пер. на рус. яз.); Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90—91.

Лит.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908. С. 485—486; Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства (1460-е

— 1530-е гг.) // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 409.
В. И. Охотникова

Почитание святого в Спасо-Елеазаровском женском монастыре д. Елезарово

Пре­по­доб­ный Пам­фил был уче­ни­ком свя­то­го Ев­фро­си­на Псков­ско­го, Спа­со-Еле­аза­ров­ско­го (XV в.), впо­след­ствии игу­ме­ном Спа­со-Еле­аза­ров­ской оби­те­ли.