Преподобный Серапион Кожеезерский

27 Июня / 10 Июля
1 / 14 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Новгородских святых

В чис­ле плен­ных ка­зан­ских та­тар был при­ве­ден в Моск­ву в 1551 го­ду мур­за Тур­тас Гра­ви­ро­вич. Он при­нял Кре­ще­ние с име­нем Сер­гий и жил в до­ме мос­ков­ско­го бо­яри­на За­ха­рия Пле­ще­е­ва. Свя­той Сер­гий так ис­кренне вос­при­нял хрис­ти­а­н­скую ве­ру, что ре­шил­ся все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу. Обой­дя ино­че­ские пу­сты­ни на пу­стын­ном ост­ро­ве озе­ра Ко­жи в 1560 го­ду, он встре­тил ино­ка-от­шель­ни­ка Ни­фон­та и остал­ся жить с ним. Они вме­сте ста­ли де­лить по­дви­ги су­ро­вой от­шель­ни­че­ской жиз­ни, пи­щей для них слу­жи­ла тра­ва и ча­стью яго­ды. Сер­гий со всей точ­но­стью вы­пол­нял на­став­ле­ния Ни­фон­та. По­сле ис­пы­та­ния, дан­но­го се­бе са­мо­му, Сер­гий про­сил стар­ца по­стричь его в ино­че­ство. Ста­рец, ви­дя ис­крен­ность и чи­сто­ту его же­ла­ний, на­звал его при по­стри­же­нии Се­ра­пи­о­ном.

Ма­ло-по­ма­лу узна­ли стро­гих от­шель­ни­ков, и мол­ва о них ста­ла при­вле­кать к ним рев­ни­те­лей ду­хов­ной жиз­ни. От­шель­ни­че­ская жизнь Се­ра­пи­о­на про­дол­жа­лась по­чти 18 лет. Ко­гда со­бра­лось к Ни­фон­ту и Се­ра­пи­о­ну до­воль­ное чис­ло ино­ков, Ни­фонт от­пра­вил­ся в Моск­ву про­сить зем­ли для оби­те­ли, но он скон­чал­ся в Москве, не на­чав де­ла там. В оби­те­ли не зна­ли еще о судь­бе Ни­фон­та. В то вре­мя по недо­стат­ку съест­ных при­па­сов ста­ли чув­ство­вать го­лод, и по сост­ра­да­нию к страж­ду­щим Се­ра­пи­он от­пра­вил­ся ис­пра­ши­вать по­да­я­ние. Ему да­ли хле­ба в зерне и жер­но­ва, он при­нес все это на се­бе в оби­тель и спас бра­тию от го­лод­ной смер­ти. Узнав о кон­чине Ни­фон­та, бла­жен­ный Се­ра­пи­он отра­вил­ся в Моск­ву. Здесь по­лу­чил он у ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча (1584–1598) гра­мо­ту от 30 сен­тяб­ря 1584 го­да, ко­то­рой предо­став­ля­лась зем­ля для но­вой оби­те­ли по че­ты­ре вер­сты во все сто­ро­ны; а мит­ро­по­ли­том да­на гра­мо­та с бла­го­сло­ве­ни­ем на устро­е­ние мо­на­сты­ря. Воз­вра­тясь на свое ме­сто, бла­жен­ный Се­ра­пи­он с ино­ка­ми рас­чи­стил для паш­ни лес, огра­дил ме­сто оби­те­ли огра­дой и со­ору­дил два хра­ма: в честь Свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Пат­ри­арх Иов (1589–1605; † 1607) дал пре­по­доб­но­му Се­ра­пи­о­ну свя­тые ан­ти­мин­сы.

В 1608 го­ду по про­ше­нию отяг­чен­но­го ста­ро­стью по­движ­ни­ка был по­став­лен во игу­ме­ны оби­те­ли уче­ник его Ав­ра­амий. Бла­жен­ный Се­ра­пи­он скон­чал­ся 27 июня 1611 го­да, оста­вив по­сле се­бя до 40 ино­ков в сво­ей об­ще­жи­тель­ной оби­те­ли, и был по­гре­бен в хра­ме Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли.

В 1613 го­ду по­стри­же­ник Ко­же­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря инок Бо­го­леп на­пи­сал ска­за­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря и о его пер­вом стро­и­те­ле – пре­по­доб­ном Се­ра­пи­оне. Он же со­ста­вил и жи­тие пре­по­доб­но­го Се­ра­пи­о­на.