Схиигумения Евпраксия (Нахотинина)

23 Сентября / 6 Октября
Схиигумения Евпраксия (в миру Евдокия Нахотинина) родилась в 1733 году (по другим данным в 1734 году) в семье купца г. Торопца. Она рано осталась сиротой и воспитывалась в Санкт-Петербурге у своего дяди — придворного протоиерея Федора Дубянского. Когда Евдокии исполнилось 25 лет она, втайне от своего дяди, уехала в Арзамас и поступила в Арзамасский Алексеевский женский монастырь. Спустя три года (в связи с упразднением монастыря) была переведена в Никольский Арзамасский монастырь, где пробыла семь лет. В начале своего монашеского пути она не могла переносить скудной монастырской пищи, которую составляли одни грубые овощи, часто без масла и приправы: привыкшая к городскому прихотливому столу, юная подвижница с трудом питалась одним ржаным хлебом. Это затруднение приводило Евдокию в сокрушение, которое изливала она в молитвах со слезами, и скоро была утешена Богом, даровавшим ей силу для подвигов воздержания. С того времени Евдокия всю свою жизнь питались почти что одним хлебом и квасом.

В Никольском монастыре ее постигла долговременная и тяжкая болезнь. Она лежала на постели, без всякого движения: окружавшие ее сестры ожидали скорой ее кончины. Однажды, во время праздничного всенощного бдения, запертая одна в келии, полумертвая Евдокия вдруг услышала стройное пение приближающегося издали хора, который пел тропарь праздника Успения Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». При последнем стихе тропаря: «избавляеши от смерти души наши», болящая увидела ясно, в дверях своей келии, светоносную икону Успения Божией Матери, которую два высоких благолепных мужа внесли и поставили перед ее постелью. Видение было так живо, что Евдокия подумала, что Бог внушил сестрам мысль — поднять эту икону, и совершить молебен о здравии болящей. Изображение Богородицы вдруг одушевилось, и сама Божия Матерь восстала с одра своего на иконе, сошла с нее и простерла десную руку к расслабленной, со следующими словами: «Возстань и укрепляйся в силах: ты еще должна послужить Мне много!»

Возвратившись от службы, сестры удивились, что Евдокия совершенно исцелилась и здорова. С того времени она непрестанно имела в уме и сердце таинственное видение Матери Божией и молилась Ей, чтобы Она совершила над нею свое обещание. В скором времени пребывание Евдокии в Арзамасе сделалось известным ее дяде, и он немедленно прислал письменный вызов вытребовать свою племянницу из обители в Петербург. Но сам вызов и приезд Евдокии в Петербург послужил ей к исполнению звания Божия. Вероятно, услышав о существовании близ Петербурга обители Успения Богородицы, она снова в 1768 году (на 35 году жизни) оставила дом своего дяди и, в сопровождении старого и верного слуги, направила путь свой к Старой Ладоге. Достигнув этого города, отпустила слугу в дом дяди, с объявлением непоколебимого намерения вступить в число сестер обители Успения.

В 1879 году монахиня Евпраксия была возведена в сан игумении Свято-Успенского монастыря. В первые годы своего настоятельства она очень скорбела о недостатке безмолвия и прежней беспопечительности. По прошествии некоторого времени она избрала уединенный пригорок в Абрамовском лесу местом своего молитвенного подвига и отправлялась туда по постным дням недели с раннего утра до позднего вечера. На этом пригорке она приказала срубить небольшую часовню и, своими руками ископав колодезь у самой подошвы пригорка, водрузила над ним большой деревянный крест. В любую погоду, будь то сильный дождь или зимняя метель, уходила в свою пустынь матушка Евпраксия.

До конца XVIII века все строения в Успенском монастыре, за исключением Успенского храма, были деревянные. И колокольня Успенской церкви тоже была деревянная. В 1762 году игумения Евпраксия захотела построить новую, каменную колокольню. Начала она постройку, не имея достаточных средств на строительство. Когда деньги у матушки закончились, а колокольня еще не была достроена, Евпраксия обратилась с горячей молитвой к Богу, прося Его помощи. Она затворилась в келье и всю ночь молилась. Вот как об этом написано в жизнеописании матушки: «Утомленная бдением и слезными молениями, Евпраксия к утру погрузилась в тонкий сон и увидела пред собою окруженную сиянием, прекрасную девицу, в венце на голове и с жезлом в руках, которым она с тихостью погрозила ей и сказала: «Ты забыла, что мне поручено управление твоей обители, о которой я пекусь более тебя, и что ты служишь мне одною палочкой. О чем ты столько заботилась? Отложи печаль и будь спокойна.» — Евпраксия в явившейся узнала святую великомученицу Варвару, икона которой находилась в верхнем приделе во имя святой.» На утро игумению Евпраксию встретили донесением о прибытии в монастырь знакомой помещицы, госпожи Желтухиной. Посетительница подала Евпраксии пакет с деньгами, именно ту сумму, которой не доставало для окончания постройки, и рассказала о принятом ею во сне повелении от св. великомученицы Варвары, — вручить игумении Успенского монастыря сумму денег, издавна отложенную ею на благочестивое употребление. Таким образом, с помощью святой Варвары, колокольня была достроена.

В 1823 году, 6 октября, на 91 году жизни и на 43 году настоятельства, матушка Евпраксия преставилась ко Господу. Пять дней находилось тело Евпраксии в церкви и не только не являло в себе признаков тления, но издавало благоухание. Похоронена она была у самых стен Успенского храма, за его алтарем. Перед смертью своей рукой Евпраксия выбила на надгробной плите надпись: «На сем месте лежит тело игумении Евпраксии».