Священномученик Иннокентий (Тихонов)

19 мая / 1 июня

Священномученик Иннокентий (в миру Борис Дмитриевич Тихонов) родился 22 мая 1889 года в г. Троицке Оренбургской губернии в семье городских мещан. По окончанию в родном городе гимназии учился в Томской духовной семинарии. А с 1911 года Борис Тихонов продолжил свое духовное образование, став студентом Питерской Духовной Академии. Через два года будущий владыка принял монашеский постриг в Александро-Невской Лавре с именем Иннокентий, а через полгода был возведен в сан иеромонаха.

Монашеская жизнь отца Иннокентия началась во времена тяжелых для России испытаний – Первой мировой войны. С первых же дней боевых действий он служил при подвозном автомобильном перевязочном отряде в должности духовника больных и раненых. Здесь молодой иеромонах ухаживал за страждущими, исповедовал и укреплял в вере православных воинов, отпевал погибших. Через год о. Иннокентий получил новое назначение – стал духовником при Втором Серафимовском лазарете. Военную службу закончил в звании полкового священника Терского казачьего полка.

В 1915 году со степенью кандидата богословия иеромонах Иннокентий окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и оставлен при ней профессорским стипендиатом на кафедре Церковной археологии. Интерес к церковной истории был настолько велик, что для её углубленного изучения будущий епископ закончил Петербургский археологический институт.

В 1917 году иеромонах Иннокентий поступил в число братии Александро-Невской Лавры и в течение четырех лет занимал должность управителя дел Духовного Собора Лавры. Силами о. Иннокентия при Лавре было создано Александро-Невское братство, в котором он возглавил кружок любителей православного богослужения. Главная цель братства – религиозное и патриотическое воспитание молодежи. Основа духовной жизни – богослужения, проходившие в Крестовой митрополичьей церкви Лавры. Братство включало в себя лаврских монахов и мирян обоего пола. К 1921 году общее число братчиков доходило до 100 человек. Под началом братства действовала тюремная «миссия», помогавшая осужденным безбожной властью клирикам и мирянам, проводились занятия миссионерских кружков, где большое внимание уделялось катехизации детей.

В 1921 году иеромонах Иннокентий был посвящен в сан архимандрита Александро-Невской Лавры. А через год 28 марта митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) возведен в сан епископа Ладожского, викария Петроградской епархии. С 1922 года официальные власти, видя, что Александро-Невское братство является крепкой опорой правящего архиерея и всего питерского духовенства, стали активно бороться против его членов. Через несколько месяцев митрополита Вениамина и часть Петроградского духовенства арестовали и заключили в Доме политзаключенных. Александро-Невское братство активно выступило против этих арестов. Так писал об этом уполномоченный ГПУ И. Коршунов: «Инициаторами и организаторами шествия от Александро-Невской Лавры к Дому политзаключенных является нелегальная организация Братство». Шествие состояло из почти двухсот женщин.

Безбожная власть устроила над митрополитом Вениамином и частью духовенства Лавры показательный суд и, оклеветав их, приговорила к смерти. Таким образом власти стремились лишить верующих людей опоры в церковной жизни и отдать Питерскую кафедру на разорение раскольникам-обновленцам. Владыка Иннокентий, в свою очередь, выступал за отлучение от Церкви лидера обновленчества – Александра Введенского, сотрудничавшего с ГПУ.

Вскоре после этих событий был арестован и епископ Иннокентий. 1 июня 1922 года в Лавре лидер Александро-Невского братства был взят под стражу и заключен в Доме политзаключенных. По делу петроградских православных братств владыка проходил как основной обвиняемый.

14 сентября 1922 года по обвинениям в антисоветской деятельности епископа Иннокентия сослали на два года в Архангельскую губернию в Усть-Цильма. Через год дело пересмотрели и Петроградское ГПУ вынесло решение об административной выселке. Чуть позднее по делу «епископа Иннокентия» было принято новое решение: ссылка на два года в Туркестан. Обвинение – «агитация против изъятия церковных ценностей».

Вернувшись из заключения на кафедру викария Ленинградской епархии епископа Ладожского, 12 апреля 1925 года епископ Иннокентий подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). В конце года его вновь арестовали «за распространение литературы контрреволюционного характера» и приговорили к трем годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения – один из самых жестоких лагерей смерти, в православном народе его называли «Русская Голгофа». В период, когда святитель Иннокентий отбывал здесь наказание, заключенным епископам еще разрешалось жить отдельно от уголовников и даже посещать церковные богослужения.

После Соловецкой ссылки святитель Иннокентий находился на высылке в Вологде. 30августа 1930 года его назначили епископом Благовещенским, но принять назначение владыка не смог, т.к. был осужден по делу епископа Архангельского Антония (Быстрова). По данному делу проходило 26 человек, епископ Иннокентий как «выступавший в своих проповедях с критикой советской власти». В декабре 1931 года коллегией ОГПУ СССР по обвинению – «участие в контрреволюционной группировке духовенства Архангельска» – епископу Иннокентию вынесли приговор: 3 года заключения в лагере Белбалтлаг. Здесь он участвовал в проведении взрывных работ, где получив контузию, вскоре был освобожден.

19 декабря 1933 года владыка Иннокентий вступил в должность епископа Старорусского, викария Новгородского и возглавлял кафедру в течение трех лет. В 1937 году уже архиепископ Иннокентий получил назначение на Харьковскую кафедру, а через три месяца – 23 апреля – стал архиепископом Винницким. В то тяжелое время на территории Винницкой области действовало около 120 церквей, принадлежавших канонической Церкви. Шесть месяцев владыка трудился на благо епархии, защищая вверенную ему паству от посяганий раскольников и стараясь сохранить в единстве Православную Церковь.

Особо тяжелым ударом по всему священству Украины стал приказ народного комиссара внутренних дел УССР Израиля Моисеевича Леплевского на проведение в сжатые сроки широкой операции с целью «решительного разгрома церковно-сектантских контрреволюционных кадров». 29 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали и содержали вместе с другими заключенными в здании на ул. Дзержинского. В камерах, рассчитанных в среднем на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных. Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников. Возмущаться было бесполезно и небезопасно: охранники нередко стреляли в заключенных через окошко за громкие разговоры, пение. Благодаря немногим свидетелям, пережившим заключение, известны подробности жестокого обращения сотрудников Винницкого НКВД с невольниками. Заключенных постоянно избивали, заставляли простаивать перед следователем без сна и еды по несколько суток. Неудивительно, что в винницкой тюрьме служили три медработника, которые занимались исключительно перевязками избитых.

20 ноября 1937 года по приговору Винницкого НКВД архиепископ Иннокентий был расстрелян. Место его погребения неизвестно. Возможно, тело владыки сбросили в одну из трех общих могил жертв НКВД, обнаруженных в период немецкой оккупации. Одно из захоронений найдено на старом православном кладбище возле Воскресенской церкви. Надеемся, что промыслом Божиим мощи владыки покоятся рядом с этим храмом.

О трагической кончине архиепископа Иннокентия долгое время не было известно православному священству. И только в 1943 году, после того как Патриарх Сергий (Страгородский) обратился с письмом к правительству СССР об амнистии 26 заключенных священнослужителей, среди которых упоминалось имя архиепископа Иннокентия (Тихонова), стало известно о мученической кончине владыки в Виннице в 1937 году.

Архиепископ Иннокентий, пройдя путь от монаха до архиепископа, всю жизнь посвятил служению ближнему и Церкви. Он был полковым священником и церковным историком, основателем Александро-Невского братства и сподвижником священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, правящим архиереем четырех епархий и членом епископского совета Русской Православной Церкви.

Владыка Иннокентий принял мученическую кончину в возрасте 48 лет, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть своей жизни. Исповеднический подвиг архиепископа Иннокентия отмечен Харьковской епархией: в 1993 году он был прославлен в числе Новомучеников и Исповедников Слободского края (память 1 июня (19 мая по ст.ст.)). Лишь через 5 лет после прославления новомученика в 1998 году зампрокурором Санкт-Петербурга архиепископ Иннокентий (Тихонов) посмертно реабилитирован.