Священномученик Косма Коротких, пресвитер

25 Ноября / 8 Декабря

Косьма Родионович Коротких родился 25 октября 1886 г. в день памяти преп. Косьмы, епископа Маиумского, в селе Большая Уса Больше-Усинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. С детства избрав путь служения Богу, Косьма Коротких оставил родительский дом и уехал учиться в Москву, где и закончил пастырскую школу. Вскоре он женился, и у него с супругой Прасковьей Ивановной в 1905 г. родилась дочь Любовь, а позднее, в 1911 г., сын Геннадий.

С 18 лет Косьма Коротких исполнял послушание псаломщика, а в 1912 г. был рукоположен во диакона. Точно неизвестно, где он начал свое диаконское служение, но в личных бумагах отца Косьмы есть упоминание о том, что в 1917 г. он являлся диаконом Благовещенского Воткинского собора Сарапульского уезда Пермской губернии. Кроме службы в храме, с 1916 по 1919 гг. отец Косьма преподавал Закон Божий в 6-ом Воткинском смешанном начальном училище. В 1921 году отец Косьма был рукоположен во священника и в 1922 г. указом Преосвященнейшего Амвросия, Епископа Воткинского был переведен на штатное священническое место при Благовещенском соборе, как было отмечено в резолюции владыки: “за его плодотворную и полезную деятельность”.

Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в 1920-30 гг. в полной мере разделил и отец Косьма. В 1927 г. он дважды находился под стражей Сарапульского исправдома, а также вынужден был много раз менять место служения: 30 марта 1927 г. Епископ Воткинский Онисим (Пылаев) благословил отца Косьму продолжить свое служение в качестве настоятеля кладбищенской церкви. Позже отец Косьма был священником Богоявленского храма села Нечкина Сарапульской епархии, а уже 27 сентября 1928 г. Павел, Епископ Кержинский (единоверческий) благословил отца Косьму на служение при единоверческом храме города Ижевска на псаломщической вакансии.

О дальнейших скитаниях семьи Коротких документов не сохранилось, однако к середине 1937 г. отец Косьма с матушкой поселились в селе Лукино Подольского уезда Московской области, где до революции действовал Крестовоздвиженский женский монастырь.

К 1937 г. дети уже жили отдельно от родителей, Любовь Косьминишна в Москве училась и работала медсестрой, а Геннадий Косьмич был рабочим в Орехово-Зуево. Семья Коротких жила бедно, никакого имущества у них не было. Не стяжав земного богатства, священномученик Косьма проповедовал богатство истинное, он говорил: “кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа”.

Отец Косьма духовно окормлял не только жителей Лукино и окрестных сел, но, как позже показывали свидетели на допросах, в религиозные праздники к нему приезжали монахини из Москвы, которые пели в церковном хоре.

Ревностное служение отца Косьмы не могло остаться незамеченным органами НКВД. Его арестовали 27 ноября 1937 г. и с этого дня держали под стражей в Серпуховской тюрьме по обвинению в систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса отца Косьмы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя в антисоветской агитации отец Косьма не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. отец Косьма был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Место его захоронения неизвестно.

Священномученик Косьма, оставшийся “верным сыном Христа”, стяжал мученический венец и, предстоя Престолу Всевышнего, молится за нас.

Память священномученика Косьмы совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).


Тропарь, глас 3

Церкве Русския столбе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельского образе,/ священномучениче Космо./ Христа ради пострадавый  даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века./

Кондак, глас 2

Приидите, вернии,/ восхвалим достолепно богомудраго Косму,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех,/ Православия поборника/ и благочестия степень,/ земли? Русския красное прозябение,/ иже страданием к Небеси востече/ и тамо тепле молит Христа Бога/ спастися душам нашим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче Косьмо,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.