Священномученик Никодим (Кононов), Белгородский

28 Декабря / 10 Января
22 Октября / 4 Ноября Обре́тение мощей
1 / 14 Июля (71-й день после Пасхи) Собор Санкт-Петербургских святых
27 Января / 9 Февраля (281-й день после Пасхи) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров.Алек­сандр Ко­но­нов окон­чил Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В 1896 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ко­дим и ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. То­гда же он был на­зна­чен смот­ри­те­лем Алек­сан­дро-Нев­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща в Санкт-Пе­тер­бур­ге, а так­же смот­ри­те­лем Санкт-Пе­тер­бург­ских Пе­да­го­ги­че­ских кур­сов. За свою де­я­тель­ность отец Ни­ко­дим был на­граж­ден мно­ги­ми на­гра­да­ми, в том чис­ле в 1901 го­ду он по­лу­чил от Си­но­да Биб­лию «в по­ощ­ре­ние люб­ви его к де­тям, яв­ля­е­мой де­лом и ис­ти­ною». В том же го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.Через 3 го­да отец Ни­ко­дим был на­прав­лен в Ка­лу­гу на долж­ность рек­то­ра Ка­луж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, а в 1909 го­ду пе­ре­ме­щен на долж­ность рек­то­ра Оло­нец­кой Се­ми­на­рии. В это вре­мя ар­хи­манд­рит Ни­ко­дим по­лу­чил бла­го­дар­ность от Ка­луж­ско­го епи­ско­па за «неусып­ные тру­ды, по­не­сен­ные в по­след­нее осо­бен­но вре­мя по воз­дей­ствию на взвол­но­ван­ные умы вос­пи­тан­ни­ков, бла­го­да­ря че­му они пре­кра­ти­ли бро­же­ние и по­ки­ну­ли мысль, — ес­ли не на­все­гда, то на про­дол­жи­тель­ное вре­мя, — не под­чи­нять­ся за­кон­ным рас­по­ря­же­ни­ям на­чаль­ства», — го­во­ри­лось в бла­годар­ствен­ном сло­ве ар­хи­ерея.Бла­го­да­рил ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма и Си­нод за со­став­ле­ние ака­фи­ста свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту. Этот ака­фист был на­пе­ча­тан Си­но­дом для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния. Ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту был на­пи­сан иеро­мо­на­хом Ни­ко­ди­мом, ко­гда он был еще сту­ден­том Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. Од­на­ко в то вре­мя цен­зор от­кло­нил ака­фист при­мер­но в та­ких вы­ра­же­ни­ях: «Ака­фист ге­нию дол­жен пи­сать ге­ний, а не ка­кой-то без­вест­ный иеро­мо­нах».В 1911 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге отец Ни­ко­дим был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Ко­ло­мен­ским Вла­ди­ми­ром (Бо­го­яв­лен­ским). В 1913 го­ду вла­ды­ка Ни­ко­дим стал епи­ско­пом Бел­го­род­ским, ви­ка­ри­ем Кур­ской епар­хии. Всё вре­мя сво­ей ар­хи­пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти вла­ды­ка был цер­ков­ным пес­но­твор­цем, он со­ста­вил ака­фи­сты пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­му Ко­же­е­зер­ско­му, Три­фо­ну Пе­че­нег­ско­му и Иову Ущель­ско­му, Со­ло­вец­ко­му чу­до­твор­цу.Ду­хов­ный пи­са­тель, цер­ков­ный ис­то­рик, вла­ды­ка Ни­ко­дим был ав­то­ром книг о по­движ­ни­ках Ар­хан­гель­ской и Оло­нец­кой зем­ли, а так­же яв­лял­ся од­ним из глав­ных со­ста­ви­те­лей мно­го­том­но­го тру­да «Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных по­движ­ни­ков бла­го­че­стия XVIII-XIX сто­ле­тий». В 1910 го­ду бы­ла опуб­ли­ко­ва­на его кни­га «Ста­рец отец На­ум Со­ло­вец­кий, по­движ­ник-ка­рел». Кро­ме это­го, им бы­ли на­пи­са­ны несколь­ко сбор­ни­ков жиз­не­опи­са­ний свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их Санкт-Пе­тер­бург­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а так­же по­движ­ни­ков Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. За­ни­мал­ся он и ис­то­ри­ей стар­че­ства.Мно­го по­тру­дил­ся вла­ды­ка в свя­зи с от­кры­ти­ем свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. В го­ды слу­же­ния в Кур­ской епар­хии им бы­ли со­став­ле­ны две мо­лит­вы свя­ти­те­лю Иоаса­фу, а так­же боль­шой труд «Жи­тие, про­слав­ле­ние и чу­де­са свя­ти­те­ля Иоаса­фа». Под ру­ко­вод­ством епи­ско­па Ни­ко­ди­ма и при его непо­сред­ствен­ном уча­стии бы­ли из­да­ны три то­ма кон­сис­тор­ских дел, свя­зан­ных с де­я­тель­но­стью свя­ти­те­ля Иоаса­фа, в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре вос­со­зда­ны его по­кои, со­здан уни­каль­ный му­зей свя­ти­те­ля Иоаса­фа, об­ла­дав­ший об­шир­ным фон­дом до­ку­мен­тов.В 1919 го­ду, во вто­рой день празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бел­го­род­ский вла­ды­ка пря­мо в ал­та­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра был аре­сто­ван крас­ным ко­мис­са­ром Са­ен­ко за про­по­ве­ди про­тив гра­бе­жа и на­си­лия.По прось­бе ве­ру­ю­щих, тре­бо­вав­ших от­пу­стить вла­ды­ку, мест­ные че­ки­сты «осво­бо­ди­ли» его на один день, а про­сив­ших за него аре­сто­ва­ли. Од­ну из групп ве­ру­ю­щих, про­те­сто­вав­ших про­тив аре­ста епи­ско­па, воз­гла­ви­ла же­на свя­щен­ни­ка, на­чаль­ни­ца 2-й жен­ской гим­на­зии Ма­рия Дмит­ри­ев­на Ки­я­нов­ская, ко­то­рая бы­ла сра­зу же аре­сто­ва­на как «ру­ко­во­ди­тель­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­мон­стра­ции» и рас­стре­ля­на. На сле­ду­ю­щие сут­ки епи­скоп был по­втор­но аре­сто­ван.Через 2 дня по­сле аре­ста по при­ка­зу ко­мис­са­ра Са­ен­ко епи­скоп Ни­ко­дим (Ко­но­нов) был тай­но рас­стре­лян и по­хо­ро­нен в об­щей мо­ги­ле за го­ро­дом.По­сле взя­тия Бел­го­ро­да Доб­ро­воль­че­ской Бе­лой ар­ми­ей (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па), мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Ме­ди­цин­ский осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­же­лым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тек в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми.Свя­тым остан­кам вла­ды­ки Ни­ко­ди­ма бы­ли воз­да­ны долж­ные по­че­сти, их по­греб­ли в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре близ ра­ки свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Молитвы

Тропарь священномученику Никодиму (Кононову) глас 4

Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак священномученику Никодиму (Кононову) глас 8

Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!

Молитва священномученику Никодиму, епископу Белгородскому

О священная главо, многострадальне святителю Никодиме, ты по славе Божией святителем вселенским поревнова, с нимиже и достойную часть приемлеши. Темже с высоты Небесныя на ны милостивно взирающе, умоли Всемилостиваго Христа Бога нашего даровати нам вся потребная ко спасению, Церквам мир и благостояние, священнослужителем благоговение и страх Божий испроси, наш милостивый ходатаю, монашествующим в молитве пребывание, народу благочестие и в вере крепкое стояние, младенцем окормление, юным целомудрие, от пагубных пороков и страстей явных и сокровенных избави, сердце чистое и покаяние истинное даруй всем, тебе молящимся. В темницех сидящих посети, путешествующих сохрани, в унынии и отчаянии находящихся ободри, от всех враг видимых и невидимых защиту и избаву нам подаждь, на воздушных мытарствах и на Страшнем Суде Божии защити, да вси прославим Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Триипостасную Державу, Едино Царство и Госпо

Акафист священномученику Никодиму, епископу Белгородскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, новоявленный светильниче земли Белгородския, святителем слава и мучеником радование, священномучениче Никодиме, тя, яко достойнаго преемника святителя Иоасафа почитаем и помощи и предстательства у Престола Божия от тебе просяще, песненными похвалами тя ублажаем:

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Икос 1

Ангеле земный и Небесный гражданине, богомудре святителю Христов Никодиме, вемы, яко много может молитва твоя, Владыку умилостивляющая. Темже память твою светло празднующе, молим тя, избави нас от всякия скорби и нужды, и сохрани от всех козней вражиих нас неврежденными, да в умилении сердца воспоим тебе сицевая:

Радуйся, измлада Господа возлюбивый;

Радуйся, ангельски на земли поживый.

Радуйся, в житии твоем святителю Иоасафу поревновавый;

Радуйся, в творениих своих его прославивый.

Радуйся, в подвизех неустанно пребываяй;

Радуйся, чистоту сердечную стяжавый.

Радуйся, христиан непостыдное упование;

Радуйся, монашествующих наставление.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 2

Видеша тя, богомудраго иерарха, не точию словом паству научающа, обаче добродетельным житием по Бозе пример показующа и отеческою любовию вся покрывающа, людие возблагодариша Всемилостиваго Бога, даровавшаго им таковаго добраго пастыря, с любовию пояху Ему: Аллилулия.

Икос 2

Разум просвещенный имея, достойно Богу в архиерейстем сане послуживый, любовь искреннюю паствы своея стяжал еси, едина от них живот свой за тя положише, егда богоборцы заключиша тя в темницу, тая, добрая жена священника, прииде умолити за тя властителя, ничтоже успеше, токмо жизни лишишася. Таковей любви паствы твоея умиляемся и тебе поим:

Радуйся, правило веры и образ благочестия;

Радуйся, архиерейскаго сана в Бозе величие.

Радуйся, апостолом дивный подражателю;

Радуйся, паствы неленостный учителю.

Радуйся, ангельских ликов сотаинниче;

Радуйся, мученических полков сопричастниче.

Радуйся, святителей богодухновенное украшение;

Радуйся, Церкви Христовой велие похваление.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 3

Силою Духа Божия укрепляемый, в монашестве жестокое житие поживе, постом и молитвою ветхаго человека в себе умерщвляя, в двери милосердия Божия неустанно толкийся, чистоту сердца стяжал еси, боголюбиве святителю Никодиме. Темже молим тя, испроси у Господа покаяннаго жития нам грешным, дабы и мы, обретя чистоту сердечную, выну воспевали Богу хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имамы тя молитвенника тепла и за Землю Русскую предстателя ко Господу усердна, святителю отче Никодиме, примером добраго жития твоего поучаемся, в вере утверждаемся и по силе коегождо подражати тебе мало мало пытаемся, учителю достославный. Темже благодарно тебе вопеваем:

Радуйся, тело свое воздержанием увядивый;

Радуйся, плоть свою духови покоривый.

Радуйся, постом Богу послуживый;

Радуйся, молитвою Отца Небеснаго ублаживый.

Радуйся, сердце свое от страстей очистивый;

Радуйся, жилище Духу Святому тамо уготовавый.

Радуйся, паству свою отечески возлюбил еси;

Радуйся, яко тии за тя душу полагали есте.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 4

Буря тяжкая гонений, обрушившаяся на Русь Православную, не поколебаше тишины сердца твоего, святителю Никодиме, пребыва убо тамо Христос, Егоже ты всем сердцеи возлюбил еси, и храм велий, многими добродетельми украшенный, в глубине сердца твоего Господеви устроил еси, с любовию поя Ему: Аллилуия.

Икос 4

Слыша о богоугоднем житии твоем, народ с верою к тебе притекаху, яко к пастырю нелестному, егда же богоборцы злобныя восхитиша тя от среды их, тогда в молитве слезней к Богу обращахуся, воспеваша тебе таковая:

Радуйся, архиерее, Богом хранимый;

Радуйся, святителю, народом любимый.

Радуйся, сыновне Богу сердце свое отдавый;

Радуйся, Христа в храм сердечный приявый.

Радуйся, Таин Божиих благоговейный строителю;

Радуйся, велений Божиих усердный исполнителю.

Радуйся, за Христа в темнице томивыйся;

Радуйся, живота своего за имя Христово с радостию лишивыйся.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 5

Боготечною звездою сияеши на тверди Церкви Христовой, от Петрова града благочестием возсиявый и до Белгородстей земли свет учения Христова донесый, богомудре святителю Никодиме. Темже молим тя: даруй нам сердца люботрудныя во взыскание Господа нашего Иисуса Христа, Емуже вкупе с тобою радостно воспоим: Аллилуия.

Икос 5

Видяще тя, любовию к Богу горяща и вся во славу Божию творяща, людие ублажиша житие твое, боголюбиве отче Никодиме, восклицаша в радости: таков нам подабаше архиерей. Темже память твою светло празднуем и с любовию тебе воспеваем:

Радуйся, звездо от Петрова града в любви возсиявшая;

Радуйся, свеще, благодатию Белгородскую землю осветившая.

Радуйся, верный делателю винограда Христова;

Радуйся, цевнице, сладкозвучно воспевающая имя Иисусово.

Радуйся, добрый сеятелю слова Божия;

Радуйся, ревнителю чистоты Православия.

Радуйся, смирение сердечное возлюбивый;

Радуйся, князя гордых тем крепце уязвивый.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 6

Праведнику божественному и молитвеннику крепкому Иоанну Кронштадтскому подражая, велию любовь к Богу показал еси, егда в безбожное лютое гонение на Церковь Христову, не убоялся еси лукавых слуг нечестия и грозно обновленческую ересь обличил еси, верно поя Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсия Свет Христов в чистой храмине души твоея и указа тебе истинный путь спасения. Темже ложными обновленческими баснями не соблазнился еси и паству свою от впадения в злохитрыя их сети сохранил еси. Тако и ныне спаси нас, святителю Никодиме, от всякия ереси и нечестия, да с любовию поем ти:

Радуйся, пастырю всероссийскому Иоанну достойный подражателю;

Радуйся, нечестия мужественный обличителю.

Радуйся, в вере и благочестии нас утверждающий;

Радуйся, паче всего любити Бога нас научающий.

Радуйся, невидимых врагов сокрушителю;

Радуйся, всяких козней их разорителю.

Радуйся, архиерее, греховных уз разрешителю;

Радуйся, кающихся грешников с Богом примирителю.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 7

Хотяще святии угодницы Божии почтити, в писаниих твоих подвиги и труды оных прославивый и паки им в житии твоем подражавый, с ними и сам прославися. Темже к лику избранных Божиих сопричтенный, вкупе со всеми святыми поеши Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новую богоборческую власть сердцем своим не приявый, разрушаша бо тии церкви и вельми озлобляша христианы, мучиша и убиваша за имя Христово. Ты, яко добрый пастырь на защиту паствы твоея востал еси, святителю Никодиме, и живот свой за Христа положил еси. Мы же подвиг твой ублажаем и молим тя приятии от нас похвалу сицевую:

Радуйся, Церкви защитниче неустрашимый;

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, кровь свою за Церковь Христову радостно проливший;

Радуйся, ангели Небесныя возвеселивший.

Радуйся, любовию злобу людскую победивший;

Радуйся, человеконенавистника в сердце поразивший.

Радуйся, Христа Евангельски возлюбивший;

Радуйся, вся заповеди Его исполнивший.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 8

Сирых питателю, вдов защитителю, убогих и немощных попечителю, страннолюбивое исполнял еси служение, милостиве святителю Никодиме, никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде и, яко на земли суще толико милостив был еси, колико же ныне, в Славе Небесней сияя, имаши дерзновение молити за ны, сродницы твоя земныя, испроси нам спасения и вечнаго с Богом пребывания, да и мы вкупе с тобою воспоем Ему с любовию: Аллилуия.

Икос 8

Все упование на Бога возложивый и крест страданий на рамена подъявый, за Христом невозвратно пошел еси, святителю Никодиме, и егда безбожныя слуги антихристовы убиваша тя, с любовию их благословил еси, рече Господу: Отче, отпусти им, не ведают, что творят. Темже подвиг твой ублажише, дарова ти Христос все Царство Свое, идеже вечно ликуя со святыми, моли Бога о нас, поющих тебе:

Радуйся, Слова Божия верный исполнителю;

Радуйся, о сирых и убозих неусыпный попечителю.

Радуйся, любовию Самому Христу подражавый;

Радуйся, убийцы своя незлобиво простивый.

Радуйся, за любовь свою Царство вечныя любви стяжавый;

Радуйся, молитися Богу за ны дерзновение приявший.

Радуйся, сладчайший лик Христов выну зриши;

Радуйся, Царицу всех цариц со святыми присно прославляеши.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 9

Всякое имея попечение о души своей, потщался еси тую добродетельми украсити, алчущий и жаждущий правды Божия был еси, святителю Никодиме. Ныне же нетленную пищу райскую присно вкушаеши и Незаходимаго Света Христова радостно приобщаешися, с любовию сладце поя Ему: Аллилуия.

Икос 9

Витии суемудреному не удобо есть разумети, како человек во плоти возможе житие ангельское на земли проводити. Темже, отче священне Никодиме, о души своея велие попечение имея, не дал еси сна скраниама твоима и веждома твоима дремания, слезы умиления, яко росу благоуханную, Богу приносяще за всю страждущую Русь Православную и несмысленых чад ея, во гресех погибающих. Тако и за ны возопий ко Господу, помози спастися и в разум истины приити, всем славящим тя:

Радуйся, человече, ангельский нрав имевый;

Радуйся, в добродетелех вельми преуспевый.

Радуйся, внимательное житие проводивый;

Радуйся, умиление драгоценное стяжавый.

Радуйся, вся сладкая тленная презрел еси;

Радуйся, на поли сердечнаго покаяния безценный бисер Христа приобрел еси.

Радуйся, в блаженстве райстем Троицу прославляеши;

Радуйся, с кротцыми в Царстве Божии Христа, блаженне, созерцаеши.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 10

Спасение от Бога улучивший в Невечернем Свете, яко звезда небесная, светом Христовым сияеши, святителю блаженне Никодиме, и паки в обагренной кровьми твоими ризе, яко в царской порфире, пред очима Божиима предстоиши и вкупе с исповедницы и новомученицы российстими поеши Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стена и прибежище был еси христианом, на правый путь я наставляющий и от богоборческия блобы я защищающий, святителю отче Никодиме. Темже воззри милостивно на град наш и все грады и веси Отечества нашего, и молитвами твоими огради нас от всех воюющих на ны и от всяких бед спаси любовию поющих ти сицевая:

Радуйся, светильниче пресветлый, Белгородскую землю освещающий;

Радуйся, сосуде благодати неоскудевающий.

Радуйся, хранилище чудное Духа Святаго;

Радуйся, храме боголепный Бога Живаго.

Радуйся, добрый делателю, на ниве Божии верно потрудивыйся;

Радуйся, зрелый класе, в житницы Небесныя положивыйся.

Радуйся, недугов телесных целителю;

Радуйся, пороков греховных врачевателю.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 11

Пение хвалы Богу житие твое бе, отче святителю Никодиме, тако монашеское и святительское житие совокупи, обрете добрый плод благочестия и ревности к богоугождению. Тако и тело твое добродетельми украси и в жертву богоприятную Богу принесе, сердцем поя Ему: Аллилуия.

Икос 11

Светом Христовым просветися и абие к подвигу уготовися, давидски рекл еси: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое и паки аз на раны готов. Не токмо усты Христа исповедал еси, обаче и страдал по Нем еси, священномучениче Никодиме, Имже ныне прославленый, побуждаеши ны воспевати тебе сице:

Радуйся, в посте и молитве житие проводивый;

Радуйся, тем Богу приятное сотворивый.

Радуйся, Светом Христовым просвещенный;

Радуйся, Духом Святым осиянный.

Радуйся, фиале, молитв благоуханных исполненый;

Радуйся, ковчеже, Духом Святым позлащеный.

Радуйся, первосвященниче, благодать сугубую приемший;

Радуйся, ревность Моисеову имевший.

Радуйся, Финеесе, честь Церкви Христововй защищающий;

Радуйся, яко Илия, беззаконников безстрашно обличающий.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам, святителю Никодиме, архипастыри и пастыри церковныя облагодати Духом Святым и вси верныя, чтущия святую память твою и песненно тя ублажающия, сего Утешителя в сердцы прияти сподоби, да просвешеннии и очищеннии, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, радостно поюще: Аллилуия.

Икос 12

Поим песнь хвалы и благодарение Богу, даровавшему нам тя, новаго светильника земли Белгородския и всея Руси, славим Пресвятую Богородицу, милостию Своею нас посещающую и иконою Песчанскою всех нас ограждающую, чтим всех святых, в Земли Российстей просиявших. Темже, в сонме святых пребывающе, моли о нас грешных и немощных чадех твоих, святителю Никодиме, с любовию поющих ти:

Радуйся, радостный жителю Горняго Иерусалима;

Радуйся, яко на главе твоей сияет царская диадима.

Радуйся, яко победитель, венец славы от Господа восприявый;

Радуйся, немощныя бесовския дерзости силою Божиею сокрушивый.

Радуйся, святителей славо и мучеников радование;

Радуйся, князей бесовских плач и велие рыдание.

Радуйся, райский цвете благоуханный;

Радуйся, достойный наследниче Земли Обетованной.

Радуйся, ратниче Божий непобедимый;

Радуйся, Церкви столпе несокрушимый.

Радуйся, благодати приснотекущий источниче;

Радуйся, за землю Русскую дерзновенный молитвениче.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 13

О, священная главо, иерарше достоблаженный, богомудре святителю Никодиме, услыши убо малое моление наше и Богу благоутробному принеси, да помилует нас рабов Своих и не помянет грехов и беззаконий наших. Темже вси исполнившись благодарения за вся милости Его безмерныя, вкупе с тобою вечно будем воспевати благодеющему Богу: Аллилуия. (Трижды)

Икос 1

Ангеле земный и Небесный гражданине, богомудре святителю Христов Никодиме, вемы, яко много может молитва твоя, Владыку умилостивляющая. Темже память твою светло празднующе, молим тя, избави нас от всякия скорби и нужды, и сохрани от всех козней вражиих нас неврежденными, да в умилении сердца воспоим тебе сицевая:

Радуйся, измлада Господа возлюбивый;

Радуйся, ангельски на земли поживый.

Радуйся, в житии твоем святителю Иоасафу поревновавый;

Радуйся, в творениих своих его прославивый.

Радуйся, в подвизех неустанно пребываяй;

Радуйся, чистоту сердечную стяжавый.

Радуйся, христиан непостыдное упование;

Радуйся, монашествующих наставление.

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, новоявленный светильниче земли Белгородския, святителем слава и мучеником радование, священномучениче Никодиме, тя, яко достойнаго преемника святителя Иоасафа почитаем и помощи и предстательства у Престола Божия от тебе просяще, песненными похвалами тя ублажаем:

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение.

Молитва

О священная главо, многострадальне святителю Никодиме, ты по славе Божией святителем вселенским поревнова, с нимиже и достойную часть приемлеши. Темже с высоты Небесныя на ны милостивно взирающе, умоли Всемилостиваго Христа Бога нашего даровати нам вся потребная ко спасению, Церквам мир и благостояние, священнослужителем благоговение и страх Божий испроси, наш милостивый ходатаю, монашествующим в молитве пребывание, народу благочестие и в вере крепкое стояние, младенцем окормление, юным целомудрие, от пагубных пороков и страстей явных и сокровенных избави, сердце чистое и покаяние истинное даруй всем, тебе молящимся. В темницех сидящих посети, путешествующих сохрани, в унынии и отчаянии находящихся ободри, от всех враг видимых и невидимых защиту и избаву нам подаждь, на воздушных мытарствах и на Страшнем Суде Божии защити, да вси прославим Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Триипостасную Державу, Едино Царство и Господство и тя, нашего усерднаго молитвеника, священномучениче Никодиме преславне. Аминь.

Почитание святого в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре

В 2000 году в числе новомучеников и исповедников Российских прославлен святитель Никодим (Кононов), занимавший Рыльскую епископскую кафедру и проживавший в Рыльском Николаевском монастыре в 1911-13гг.
Александр Кононов родился 18 июня 1871 г. в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых известен целым рядом выдающихся священников-миссионеров, просветителей народов Севера. Любовь к Церкви и пример святых подвижников русского Севера с юношеских лет вдохновляли Александра и определили его выбор жизненного пути. Он окончил Архангельскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию, где 10 февраля 1896 года принял монашеский постриг с именем Никодим и вскоре был рукоположен в иеромонаха.

Уже в годы учебы ярко проявился его незаурядный талант ученого-исследователя и дар мастера слова, сочетавшиеся с горением монашеского сердца, устремленного в горняя. Студентом духовной академии иеромонах Никодим составляет акафист святителю Иоанну Златоусту, но цензор отклонил его на том основании, что «акафист гению должен писать гений, а не безвестный иеромонах». Позднее тот же акафист был уже анонимно представлен на конкурс, победил и получил общецерковное признание, а его автор – благодарность Святейшего Синода.

По окончании академии иеромонах Никодим получил назначение смотрителем духовного училища и педагогических курсов в Санкт-Петербурге и за примерное отправление обязанностей неоднократно награждалась епархиальным руководством, а в 1901 году был возведен в сан архимандрита. Одновременно о. Никодим предпринял кропотливую и основательную работу по составлению житий святых отцов, просиявших в наиболее близких ему по рождению северных и уральских землях. Всего за три года подвижнику удалось подготовить не только несколько фундаментальных жизнеописаний преподобных угодников (Александр Свирский, Иов Уральский, Никодим Хозьюгский), но также энциклопедически обширные труды, в том числе Санкт-Петербургский, Соловецкий и Архангельский патерики. На молодого богослова-агиографа обратил внимание и благословил на подвиги св. прав. Иоанн Кронштадский.

В 1904 – 1910 г.г. архимандрит Никодим работал ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. В те предреволюционные годы работа с молодежью, даже церковной, требовала твердой гражданской позиции, умения ее отстоять, утвердить колеблющихся, переубедить «бунтовщиков». Калужский епископ благодарил архимандрита Никодима за «неусыпные труды по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль не подчиняться законным распоряжениям начальства».

9 января 1911 г. в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа Рыльского. 20 февраля (ст.ст.) в Рыльске состоялась торжественная встреча архиерея. На станции его приветствовала хлебом-солью в полном составе Городская управа, по пути следования к собору были расставлены войска. Благочинный города протоиерей Михаил Стефановский в приветственной речи подчеркнул, что «в настоящее тревожное, неустойчивое время, когда вопросы веры и жизни христианина среди врагов требуют особенно неослабного внимания, Ваше Преосвященство направите ваши слабые силы к делу благотворному, поддерживая нас немощных благодатною епископскою молитвою». Благочинный выразил и надежду рылян, что «руководствующая архипастырская рука не будет десницею суровой, а любящею, отеческою». Преосвященный же рассказал, что «привык быть в мире и любви» не только по своему рождению и воспитанию, но и по молитвенному завету родителей, а в Рыльск «привез с далекого и холодного севера сердце любящего отца».

И действительно, епископ Никодим за короткое время снискал любовь и уважение священства и паствы. Современники отмечали, что «проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности». Служил он истово и отрешенно, весь уходя в предстояние Богу, был «как посланец с небес среди земных людей». Отмечалась его особая повествовательно-напевная манера чтения молитв во время богослужения. Как архипастырь, владыка Никодим действовал сообразно обстоятельствам, был и снисходителен, и заботлив, но мог быть и непреклонно строг.

Вступая на архиерейское служение в Курской епархии, в состав которой тогда входила и Белгородчина, епископ Никодим воспринял свое назначение как чудо и милость Божию по молитвам к святителю Иоасафу Белгородскому. Еще до прославления этого угодника Божия архимандрит Никодим сугубо обращался к его заступничеству, и был глубоко тронут тем фактом, что хиротония его состоялась в канун дня кончины любимого святителя, а на Рыльскую кафедру владыка прибыл незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского. Как часть того же Промысла Божиего епископ Никодим воспринял свой перевод в 1913 году на Белгородскую кафедру и приложил все силы для утверждения почитания своего святого предшественника. Епископ Никодим составляет акафист святителю Иоасафу, в 1914 г. выпускает обстоятельную книгу «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа», воссоздает его покои в Свято-Троицком мужском монастыре, создает уникальный музей святителя Иоасафа с обширным фондом документов. В 1917 г. труды епископа Никодима были отмечены степенью магистра богословия, но этот же год принес и несчастья на Белгородскую землю. Начались гонения на Церковь и ее служителей, общеизвестными в Белгороде стали факты ужасающих преступлений большевиков.

Слова из составленного епископом Никодимом акафиста святителю Иоасафу: «меча духовного в ножны не вложивый» можно отнести и к самому епископу Никодиму. Он сражался с беззаконием доступными ему духовными средствами – проповеди владыки были поистине «мечом духовным», им он защищал свою паству. Епископ Никодим открыто обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями, учил, что законы Божии выше законов человеческих. Близкое окружение уговаривало архипастыря поберечь себя, но он был непреклонен. Один из палачей владыки белгородский комиссар Саенко вспоминал, как секретарь Курского губкома предупредил его, что «епископ Никодим - это сильный и опасный враг, с которым придется вести длительную борьбу».

После праздничного богослужения Рождества Христова 1919 г. Саенко арестовал владыку. Многолюдные демонстрации в защиту любимого архипастыря были разогнаны властями. Одну из них возглавила жена священника начальница женской гимназии М.Д. Кияновская, которая в тот же день была расстреляна. Владыку же для видимости отпустили, но на следующий день вновь доставили в ЧК, подвергли пыткам и расстреляли 28 декабря 1918 (ст.ст.)/10 января 1919 г. (н.ст.).

Власти всячески постарались скрыть от народа эту казнь, сделать безвестным имя и место погребения замученного архиерея. Он был тайно погребен в общей могиле за городом, но это место стало известно пастве, его стали украшать цветами, на могилке появились кресты и иконки. Через полгода в Белгород вошла Добровольческая армия Деникина, и тело священномученика перезахоронили при участии всего духовенства и большом стечении народа на завещанном епископом Никодимом месте – у северной стены собора Свято-Троицкого монастыря. Но в 1930 году большевики взорвали собор, сравняли монастырь с землей, и место захоронения было утрачено.

Священномученик епископ Белгородский Никодим (Кононов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Память его совершается в день его мученической кончины 10 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также почитается в Соборе Санкт-Петербургских святых и Соборе святых, в земле Курской просиявших.

2 ноября 2012 года к этим праздникам прибавился новый – в этот день нетленные мощи сщмч. епископа Никодима (Кононова) были вновь обретены на месте бывшего Свято-Троицкого монастыря. После идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года». Святые мощи сщмч. Никодима теперь пребывают (и открыты для поклонения) в Свято-Троицком храме Белгородской митрополии, где в октябре 2017 г. освящен также храм в честь священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского.

Заканчивая повествование о святых в «Архангельском патерике», епископ Никодим писал: «Теперь они с горних высот взирают на нас и своими молитвами облегчают наши труды. Как яркие звезды на полуночном северном небе, сияют они, угодники Христовы, светом своих добродетелей и влекут наши сердца к горним обителям...» Эти же слова можно сказать и о самом епископе Никодиме – ученом богослове, духовном писателе, ярком проповеднике, ревностном архипастыре, много лет послужившем в различных краях русской земли, а в последние годы жизни – и на Рыльской кафедре.