Священномученик Павлин (Крошечкин), Могилевский

19 Июля / 1 Августа Собор Курских святых
21 Октября / 3 Ноября
16 / 29 Июня (71-й день после Пасхи) Собор Белорусских святых
18 / 31 Августа (134-й день после Пасхи) Собор Кемеровских святых
25 Августа / 7 Сентября (141-й день после Пасхи) Собор Московских святых
27 Января / 9 Февраля (281-й день после Пасхи) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Свя­щен­но­му­че­ник Пав­лин, ар­хи­епи­скоп Мо­гилёв­ский (в ми­ру Кро­шеч­кин Пётр Кузь­мич) ро­дил­ся 19 де­каб­ря 1879 го­да в Пен­зен­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Он ра­но ли­шил­ся от­ца и был вос­пи­тан бла­го­че­сти­вой ма­те­рью. Их дом был при­ютом для стран­ни­ков. По­сле по­се­ще­ния вме­сте с ро­ди­тель­ни­цей Са­ров­ской пу­сты­ни, в серд­це маль­чи­ка воз­го­ре­лось же­ла­ние ино­че­ской жиз­ни. И в 1895 го­ду 16-лет­ний Пётр по­сту­па­ет в Са­ров­скую оби­тель. За­тем он пе­ре­шёл в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ский мо­на­стырь. Од­на­ко тя­га к зна­ни­ям при­ве­ла юно­шу в Моск­ву. Он по­сту­па­ет в чис­ло бра­тии Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря и в те­че­нии од­но­го го­да кон­ча­ет курс Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. А в 1916 го­ду по­слуш­ник Пётр окон­чил курс Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В Но­воспас­ском мо­на­сты­ре он про­жил 17 лет и там при­нял по­стриг с име­нем Пав­лин. В 1920–1921 го­дах он яв­лял­ся на­мест­ни­ком Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря. 2 мая 1921 го­да отец Пав­лин был хи­ро­то­ни­сан в епи­ско­па Рыль­ско­го, ви­ка­рия Кур­ской епар­хии. Вла­ды­ка неустан­но объ­ез­жал Кур­скую епар­хию, укреп­ляя по­зи­ции Пра­во­сла­вия в борь­бе с об­нов­лен­че­ством. С 1926 по 1933 го­ды Вла­ды­ка за­ни­мал сна­ча­ла Перм­скую, а за­тем Ка­луж­скую ка­фед­ры. Вла­ды­ка все­гда был прост в об­ще­нии и до­сту­пен. Он лю­бил петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния вме­сте с на­ро­дом, при­учая паст­ву к со­зна­тель­но­му про­из­но­ше­нию слов мо­лит­вен­ных. Его очень лю­бил про­стой рус­ский на­род. Вла­ды­ка был незло­бив как ди­тя. Ни­ко­гда его не ви­де­ли гне­ва­ю­щим­ся и тер­пе­ние его бы­ло уди­ви­тель­но, а сми­ре­ние и кро­тость до­стой­ны пре­кло­не­ния. Ес­ли он ви­дел, что кто-то раз­дра­жал­ся на него, то не мог успо­ко­ить­ся, по­ка не ис­про­сит про­ще­ния у это­го че­ло­ве­ка. Имел Свя­ти­тель «серд­це ми­лу­ю­щее ко вся­кой тва­ри…» Так, в сво­ём са­ди­ке он по­стро­ил мо­стик через до­рож­ку по ко­то­рой про­ло­жи­ли тро­пу му­равьи, чтобы слу­чай­но не на­сту­пить на них. Ко­гда осе­нью 1926 го­да сре­ди епи­ско­па­та об­суж­да­ли воз­мож­ность тай­но­го из­бра­ния Пат­ри­ар­ха, Вла­ды­ка, быв­ший ини­ци­а­то­ром этой идеи, взял на се­бя прак­ти­че­ское ру­ко­вод­ство про­ве­де­ни­ем вы­бо­ров. Он объ­ез­жал епи­ско­пов по всей Рос­сии, со­би­рая под­пи­си. К но­яб­рю 1926 го­да име­лись уже под­пи­си 72-х епи­ско­пов под ак­том из­бра­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва, па­мять 7 но­яб­ря) Пат­ри­ар­хом. На­хо­дясь тай­но с этой мис­си­ей в Москве, Вла­ды­ка был вне­зап­но аре­сто­ван. И хо­тя до­ку­мен­ты не по­па­ли в Г. П. У., по­сле­до­ва­ла вол­на аре­стов тех епи­ско­пов, кто по­ста­вил свои под­пи­си под ак­том из­бра­ния Пат­ри­ар­ха. Год Вла­ды­ка про­был в оди­ноч­ной ка­ме­ре. Впо­след­ствии он на­зы­вал тюрь­му сво­ей «вто­рой Ака­де­ми­ей». 9 ап­ре­ля 1927 го­да Вла­ды­ка был осво­бож­дён, вслед за осво­бож­де­ни­ем мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), ко­то­рый вско­ре из­дал свою пе­чаль­но из­вест­ную «Де­кла­ра­цию». В 1933 го­ду Вла­ды­ка был на­зна­чен на Мо­гилёв­скую ка­фед­ру. 11 (24) ок­тяб­ря 1936 го­да Вла­ды­ка был аре­сто­ван и при­го­во­рён к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Свя­ти­тель был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря (3 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да вме­сте с груп­пой ду­хо­вен­ства в Ке­ме­ров­ском ла­ге­ре. При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Почитание святого в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре

В 2000 году в числе новомучеников и исповедников Российских прославлен святитель Павлин (Крошечкин), занимавший Рыльскую епископскую кафедру и проживавший в монастыре в 1921-22 гг.

Священномученик Павлин, в миру Петр Кузьмич Крошечкин, родился в крестьянской семье среднего достатка в селе Мокшанского уезда Пензенской губернии. Семья Крошечкиных отличалась милосердием, любовью к нищим, странникам и нуждающимся людям. В раннем детстве Петя лишился отца. Мать Евдокия воспитала сына в любви к церковным службам, в послушании и страхе Божием. Мальчик много читал житий святых, стремясь подражать им в жизни. Каждый праздник, в любую погоду он посещал богослужения в расположенном неподалеку Казанском женском монастыре. Однажды зимой он сбился с пути. Начиналась метель, вечерело, замерзая, подросток обратился с горячей молитвой к Богу, и вскоре сквозь завывания ветра услышал слабый звук колокольчика подъезжающей тройки. В этот момент Петя впервые осознал близость Бога и Его помощь.

Через некоторое время он тяжело заболел, врачи отказались его лечить, так как надежды на выздоровление уже не было. Но Петр выздоровел, потому что не ослабевали его вера в милосердие Божие и молитва матери о сыне. Весной 1895 года вдвоем с матерью они отправились в Саровскую пустынь, чтобы отблагодарить Бога за двукратное спасение от смерти. Петя попросил мать оставить его в монастыре, и Евдокия, видя горячее желание сына принять монашество, не стала ему препятствовать. На всю оставшуюся жизнь она стала для него земным ангелом-хранителем, сопровождая сына по жизни до своей кончины.

Несколько лет Петр Крошечкин нес послушание в Саровской пустыни, затем в Ростовском Спасо-Яковлевском и Костромском Николо-Бабаевском монастырях. В 1904 году он был принят в братию Московскогого Новоспасского монастыря, где проходил клиросное послушание. За год 27-летний инок экстерном сдал четырехгодичный курс Духовной семинарии и поступил в Духовную Академию, которую успешно закончил. 27 февраля 1910 года в Покровском храме Новоспасского монастыря Петра Крошечкина постригли в монашество с именем Павлин в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского. В 1920 году, незадолго до закрытия монастыря, архимандрит Павлин становится наместником, а 2 мая 1921 года его нарекают епископом Рыльским и назначают на Рыльскую кафедру Курской епархии. Много энергии и сил сорокадвухлетний епископ отдавал служению Церкви, снискав любовь паствы своей ревностью к богослужениям, кротостью, милосердием, миролюбием, высокой образованностью. В его библиотеке насчитывалось около двух тысяч томов, во время служения в Рыльске владыка написал несколько акафистов, в том числе своему небесному покровителю святителю Павлину, епископу Ноланскому.

Резиденция Рыльского епископа находилась в монастыре, где до сих пор сохранился корпус, в котором размещались его покои и приемная. Энергичный архиерей много ездил по епархии, служа в Курске, Обояни, Судже, Сумах, посещая все города Курской епархии и прилегающие к ним села и монастыри. Часто владыка приезжал в Путивль, возле которого размещается знаменитая Глинская Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Когда в 1922 году обитель закрыли, десять Глинских монахов поселились в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре. Многие годы верными спутниками епископа Павлина были Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш), помогая в его скорбном крестном пути. Начавшаяся в 1922-1923 годах новая волна гонений на Церковь не обошла и Курскую епархию. 5 декабря 1922 года епископа Павлина осудили на пять лет заключения, инкриминировав ему «присвоение власти».

Около года владыка провел в одиночной камере московской тюрьмы, где ему пришлось претерпеть много унижений, лишений и побоев. После освобождения его назначают на Полоцко-Витебскую кафедру, но прежде епископу Павлину предстояло важное дело, связанное с организацией церковной жизни. После кончины Патриарха Тихона (Белавина) необходимо было избрать нового Патриарха, но все три назначенные святителем преемника находились в заключении. Было решено организовать тайные выборы, для чего нужно было посетить всех архиереев, находившихся на свободе и в лагерях, чтобы собрать подписи. Эту задачу возложили на епископа Павлина. Вместе с монахами Таврионом и Андроником, мирянами отцом и сыном Кувшиновыми он объездил почти всю страну, собрав 72 подписи в пользу митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) и около десятка за других кандидатов. По доносу неизвестного агента ОГПУ епископ Павлин был арестован. Владыка не выдал своих помощников, арестовали только одного из курьеров Иоанна Кувшинова, которого расстреляли.

Епископ Павлин вышел на свободу в 1927 году, после чего получил назначение на Пермскую, затем на Калужскую кафедру, и осенью 1933 года был переведен в Могилев. В Белоруссии в то время выделилась автокефальная церковь, архиепископ Павлин немало сил приложил к устранению конфликта с Московской Патриархией. Владыка беседовал со священниками и присоединял их к Московской Патриархии, ему удалось наставить на истинный путь немало обновленцев и автокефалистов. Были проведены переговоры с возглавлявшим автокефальную церковь епископом Бобруйским Филаретом (Раменским) и ему удалось договориться об упразднении автокефалии, о чем позже отправлена в Москву докладная записка заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Об этой записке стало известно НКВД, 2 октября 1935 года владыку арестовали и предъявили ему обвинение в создании «единого церковного контрреволюционного блока».

На допросах владыка Павлин взял все обвинения на себя, чтобы не повредить епископу Филарету и митрополиту Сергию. В апреле 1936 года был вынесен приговор – заключение в лагерях на десять лет. 3 ноября 1938 года архиепископ Павлин (Крошечкин) вместе с группой духовенства по решению Особой тройки управления НКВД Западно-Сибирского края был расстрелян в Кемеровском лагере. В 2000 году на архиерейском соборе Русской Православной Церкви священномученик Павлин прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских XX века.