Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
9 / 22 Августа
1 / 1 Января
Родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника.
Когда никто на селе еще не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? - "Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!" - отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: "Бейте больше, родился большой Тимошка".
Мальчика назвали Димитрием в честь святого Димитрия Солунского.
Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis).
Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свои отпечаток на характере будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: "Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж".
Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, что "он будет солить, солить на всю Россию!" Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преподобному Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: "Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог". Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищем Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: "Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского".
Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе. В 1826 году он поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно, школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного ученого инока "Филаретик".
По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха.
Еще будучи студентом академии, Филарет был определен библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года переведен на кафедру Священного Писания.
Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом и увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим одушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.
Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: "Спал ли он когда-нибудь?"
Только два года привелось иеромонаху Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле московского святителя Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 года он был назначен инспектором академии, т.е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней - строгими мерами он мог раздражить студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око московского митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в академии.
27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.
9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 года великий московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архимандрита Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением "Догматики" и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова.
21 декабря 1841 года в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 года он отправился в Ригу.
С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря, и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед Причастием, он всхлипывал. И приобщившись, долго не мог унять тока слез своих.
Как отмечено выше, Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге - это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении: латышах и эстонцах - замечалась тяга к православию и самобытной культуре - богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушаясь самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 году перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.
Сколько потрудился в Лифляндии этот светильник! Один со своим письмоводителем он не знал покоя ни днем, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора - вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорою да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чаю - вот вся небогатая обстановка его комнаты. Тут он описывал страдания новых чад Православной Церкви. Как писал о нем один отец Православной Церкви, пострадавший за веру, "это был Давид, исторгавший из пасти хищного зверя агнцев Отца своего. Это был Давид во рве львином".
И покинув Ригу, Филарет несказанно радовался успеху православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрою и опытною рукою митрополита Иосифа (Семашко).
В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды.
В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.
Преосвященный Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде: как личной, так и священной. Причем эта черта была в нем очень естественной.
Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности. Трудами и жизнью его управляло единственное желание - служить Богу и ближнему.
В 1857 году он был возведен в сан архиепископа.
2 мая 1859 года назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.
Преосвященный Филарет состоял членом Общества Истории и древности российских (с 1847 года); действительным членом Императорского Русского Географического общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 года); почетным членом Императорского Русского Археологического общества (с 1856 года).
Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. Все его труды имеют несомненные достоинства. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта - пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. "Надо удивляться, - говорит один близко знавший преосвященного, - надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача". У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали не огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело.
Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 года в нем появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать свое отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его слабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой... Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слов, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и проверке.
Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа", которые произносил преосвященный к Харьковской пастве в дни Великого поста.
При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благословляя их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни.
Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: "Народ упал духом, следует его ободрить". В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.
Когда никто на селе еще не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? - "Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!" - отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: "Бейте больше, родился большой Тимошка".
Мальчика назвали Димитрием в честь святого Димитрия Солунского.
Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis).
Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свои отпечаток на характере будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: "Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж".
Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, что "он будет солить, солить на всю Россию!" Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преподобному Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: "Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог". Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищем Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: "Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского".
Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе. В 1826 году он поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно, школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного ученого инока "Филаретик".
По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха.
Еще будучи студентом академии, Филарет был определен библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года переведен на кафедру Священного Писания.
Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом и увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим одушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.
Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: "Спал ли он когда-нибудь?"
Только два года привелось иеромонаху Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле московского святителя Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 года он был назначен инспектором академии, т.е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней - строгими мерами он мог раздражить студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око московского митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в академии.
27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.
9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 года великий московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архимандрита Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением "Догматики" и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова.
21 декабря 1841 года в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 года он отправился в Ригу.
С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря, и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед Причастием, он всхлипывал. И приобщившись, долго не мог унять тока слез своих.
Как отмечено выше, Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге - это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении: латышах и эстонцах - замечалась тяга к православию и самобытной культуре - богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушаясь самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 году перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.
Сколько потрудился в Лифляндии этот светильник! Один со своим письмоводителем он не знал покоя ни днем, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора - вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорою да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чаю - вот вся небогатая обстановка его комнаты. Тут он описывал страдания новых чад Православной Церкви. Как писал о нем один отец Православной Церкви, пострадавший за веру, "это был Давид, исторгавший из пасти хищного зверя агнцев Отца своего. Это был Давид во рве львином".
И покинув Ригу, Филарет несказанно радовался успеху православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрою и опытною рукою митрополита Иосифа (Семашко).
В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды.
В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.
Преосвященный Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде: как личной, так и священной. Причем эта черта была в нем очень естественной.
Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности. Трудами и жизнью его управляло единственное желание - служить Богу и ближнему.
В 1857 году он был возведен в сан архиепископа.
2 мая 1859 года назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.
Преосвященный Филарет состоял членом Общества Истории и древности российских (с 1847 года); действительным членом Императорского Русского Географического общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 года); почетным членом Императорского Русского Археологического общества (с 1856 года).
Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. Все его труды имеют несомненные достоинства. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта - пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. "Надо удивляться, - говорит один близко знавший преосвященного, - надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача". У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали не огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело.
Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 года в нем появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать свое отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его слабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой... Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слов, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и проверке.
Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа", которые произносил преосвященный к Харьковской пастве в дни Великого поста.
При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благословляя их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни.
Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: "Народ упал духом, следует его ободрить". В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.
Молитвы
Тропарь , глас 4
Богомудрый светильниче веры Православныя, / святителю отче наш Филарете, / слава и украшение земли Черниговския /, любомудрый учителю, / ты же святителю Иоанну Златоусту достойное подражение явил еси: / чистыми словесы и благодатными ученьми паству свою усердно напоял еси / и ко истинному пути спасения наставлял еси / и ныне егда предстоиши Свету Разума Христу Богу нашему // молися от учений вредных отечество наше оградити и Богу верно послужити и помиловатися душам нашим.
Акафист святителю Филарету, архиепископу Черниговскому
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекающих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Икос 1
Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти:
Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися;
Радуйся, яко окрест живущии сему удивишася;
Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный;
Радуйся, измлада богомыслию и добродетели наученный;
Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый;
Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый;
Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный;
Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 2
Видевши Господь благое намерение души твоея всецело посвятити себя служению Церкви Христовой, благослови тя чрез митрополита Московскаго, иже даде ти имя святаго праведнаго Филарета Милостиваго, его же и сам носивше. Ты же с радостию велиею восприял пострижение сие, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Небесный Тебе даровася, угодниче Христов, от млада помышляя о небесном и упражняяся в молитве и пении церковнем, непрестанно трудился еси на ниве Христовой, познавая премудрость Божию. Сего ради и мы, недостойнии, воспеваем ти таковая:
Радуйся, богопознанием ум свой укрепивьй;
Радуйся, дух свой премудростию Божией окрыливый;
Радуйся, велеречием своим к истине направляющий;
Радуйся, в скорбех и печалех утешающий;
Радуйся, нерадивых во учении вразумителю;
Радуйся, добрый и мудрый учителю;
Радуйся, последователю истин непреложных;
Радуйся, обличителю учений ложных;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 3
Сила Божия укрепи и умудри тя, предивный отче Филарете, яко тщанием велиим и усердием обогащал еси творениями отцев церковных вверенных тебе питомцев просвещая, дабы они напаялись и укреплялись во благочестии и чистоте, воспевая Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос З
Имущи непоколебимую ревность о Бозе Спасе в прославлении Его премудрости и милосердия о нас грешных, всецело предал себя благовоспитанию будущих служителей Церкви. Мы же, славяще Пастыреначальника Христа Бога нашего, давшаго нам премудраго наставника и светильника таковаго, взываем ти сице:
Радуйся, яко дела просвещения и воспитания во благо устрояеши;
Радуйся, яко благоразумием и кротостию душевною ко учению понуждаеши;
Радуйся, учителю праведный и чадолюбивый;
Радуйся, многия еретическия мудрования премудре посрамивый;
Радуйся, от сетей диавольских пасомых избавляеши;
Радуйся, милосердие и заботу о немощных проявляеши.
Радуйся, в делех на молитвенное заступление к преподобному Сергию прибегающий;
Радуйся, бедствующим и неимущим безмездно помогающий;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 4
Буря скорбных помышлений обдержаше тя, блаженне Филарете, егда поставлен был архиереем града Риги, претерпевая множество наветов и козней на Церковь Христову движимых. Ты же мудростию и кротостию своею отвратил их хитросплетения, научая пети непрестанно Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Видяще святое житие твое, пречудне Филарете, како радееши еси о словесных овцах стада своего, многия инославныя прилепляхуся к тебе и моляше тя прилучити их святому Православию, дабы едиными усты и единым сердцем славити с тобою Всесвятое Имя Пресвятыя Троицы. Мы же, радующеся сему, купно с ними воспеваем ти сицевая:
Радуйся, Православныя веры усердный ревнителю;
Радуйся, младых и юных премудрый учителю;
Радуйся, свете во тьме седящим;
Радуйся, помощниче всем просящим;
Радуйся, души жаждущие истиною напаяеши;
Радуйся, к познанию Бога личным примером наставляеши;
Радуйся, делу благому верно послуживый;
Радуйся, образ премудрости и милосердия пастве своей явивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 5
Боготечною звездою явился еси, премудре отче Филарете, сущим в земли Лифляндской, мудро и неустанно сея семена веры апостольския, ограждая паству свою от наветов вражиих, да и многих ревностию своею ко Христу привел еси, дабы воспевали с тобою дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша враг рода человеческаго ревность твою, святителю Филарете, воздвиже гонение велие на тя и на многия чада твоя. Ты же непрестанно увещевал еси сильных мира, закореневших во злобе на веру православную, уповая на милосердие и помощь Божию. Сего ради и мы, дивящеся твоему долготерпению и ревности о Церкви, вопием ти тако:
Радуйся, следованию истине и правде многия наставляеши;
Радуйся, яко светом истины просвещаеши;
Радуйся, прошедый душевную голгофу;
Радуйся, яко за все благодарил еси Всемилостиваго Бога;
Радуйся, храмов Божиих строителю;
Радуйся, мудрый наставниче и путеводителю;
Радуйся, Филарете, в житии своем святителю Николаю поревновавый;
Радуйся, мног плод о Христе сотворивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 6
Проповедницы твоея святости и молитвеннаго предстательства у Престола Христа Бога нашего явишася нетленныя мощи твоя, ихже при житии своем почиташа преподобный Лаврентий, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси светильником богомудрым земле Слобожанстей, егда поставлен был архиереем града Харькова, иже непрестанными трудами и начинаниями твоими преобразилися и просветилися храмы и обители иноческия. Мы же, радующеся сему, воспеваем таковая:
Радуйся, ревность о духовном просвещении пастырей являющий;
Радуйся, нерадивых и ленивых обличающий;
Радуйся, престарелых и немощных непрестанный попечителю;
Радуйся, церковнаго благолепия преизрядный ревнителю;
Радуйся, славою земною в житии своем пренебрегающий;
Радуйся, житием своим многих от греховных устремлений отвращающий;
Радуйся, строгий ревнителю благочестия;
Радуйся, непримиримый борителю с неправдой и нечестием;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 7
Хотя быти пастырем добрым словесному стаду своему, не оставлял еси пасомых, но облекаяся в броню правды отгонял волка грядуща, жаждуща расхитити овцы твоя, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Небеснаго жития поборниче и проповедниче, святителю отче Филарете, был еси, егда наста время велией брани для земли нашея, ты, подобно преподобному Сергию, избрал иеромонахов Святогорския обители Вениамина и Никандра, дабы сопутствовали воинам и служили им утешением. Мы же, радующеся сему, вопием ти:
Радуйся, на ратный подвиг за веру и отечество благословляющий;
Радуйся, ко вспомоществованию им многих призывающий;
Радуйся, милосердие велие к воинам имевый;
Радуйся, сострадание многое к раненым явивый;
Радуйся, суетныя прихоти плоти поученьми своими обличающий;
Радуйся, яко примером множества щедрот своих пасомых на дело благое побуждаеши;
Радуйся, милость Божию на люди земли нашея призывающий;
Радуйся, на промысл Божий надежду полагающий;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 8
Странник был еси в житии твоем, блаженне Филарете, никогдаже помышляя о земном, но о горнем, аки крепкий воин Христов, утверждал еси веру Православную, ревнуя о правде Божией, непрестанно воспевая хвалебную песнь Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Ревностию преисполнился еси, егда узрел запустение и оскудение духа молитвы, духа благочестия во обителех и храмах, и подобно пророку Илии искоренял нечестие, своеволие и непослушание. Мы же, радующеся твоей непоколебимости и терпению, зовем ти сице:
Радуйся, заблуждающихся мудрый обличителю;
Радуйся, иноческаго целомудрия верный хранителю;
Радуйся, алчущий и жаждущий Божия правды;
Радуйся, обличителю всякаго нечестия и неправды;
Радуйся, церковнаго благостояния рачителю;
Радуйся, пастырей мудрый исправителю;
Радуйся, источниче учительства неоскудевающий;
Радуйся, ревнителю благочестия неустршимый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, великия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпевая, спасения ради чад твоих, но в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумевают, како восхвалити тя достойно, угодника Божия: ибо духовною силою слова твоего проповедал еси не токмо небесная, но и земная, яже сотвори Господь людем своим. Мы же, дивяшеся непоколебимому стоянию в истине и правде Божией вопием ти:
Радуйся, Евангелия неутомимый проповедниче;
Радуйся, истины и правды нелицемерный поборниче;
Радуйся, дел просвещения мудрый устроителю;
Радуйся, паствы своея ревностный просветителю;
Радуйся, пастырю добрый и чадолюбивый;
Радуйся, непрестанными и слезными молитвами дух свой окрыливый;
Радуйся, страсти сребролюбия и лихоимства избежавый;
Радуйся, житием своим нестяжание показавый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 10
Спасти хотя чада духовная, Священное Евангелие во вся дни проповедал еси, дабы данною ти властию от Бога, во утверждение Христова закона, оградити их от лютеранския и иныя ереси. Люди православныя познавши многая своя прегрешения, прибегают ко Христу, Спасителю мира, воспевая ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена ограждения был еси Церкви Христовой, еюже страна наша оградися, и Святая вера прославися. Мы же, дивяшеся твоему долготерпению и ревности об истине и правде Божией, поем ти таковая:
Радуйся, суемудрых мира сего посрамивый;
Радуйся, слово Божие на ины языки преложивый;
Радуйся, яко многия народы во едино стадо Христово собираеши;
Радуйся, жаждущих и алчущих правды Божией долготерпению научаеши;
Радуйся, от уныния и разделения нас избавляющий;
Радуйся, ко Свету невечернему нас направляющий;
Радуйся, Церковный столпе крепкий и непоколебимый;
Радуйся, твореньми своими Веру Православную укрепивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 11
Пение исходное и рыдание у гроба твоего творяше чада твоя, иже от веси до веси крестным ходом провождаше честныя мощи архипастыря своего, положившаго душу за други своя, и поминая твое милосердие и любовь, непрестанно воспевали песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Пресветлый светильник земли Черниговстей, просвещая сердца и души светом Евангелия, истины и правды Божией, и памятуя последняя своя, поучал не забывати и об оставляемых. Мы же, радующеся твоему милосердию, воспеваем ти тако:
Радуйся, на пажити духовней добре потрудивыйся;
Радуйся, по преставлении твоем на лоно Авраамово вселивыйся;
Радуйся, утешение бедствующим и скорбящим;
Радуйся, потребное подающий просящим;
Радуйся, добротолюбием и смирением всех удивляющий;
Радуйся, терпением и молитвою вражия наветы отгоняющий;
Радуйся, иереев премудрый наставниче;
Радуйся, обителей иноческих благоукрасителю;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 12
Благодать велию яви Господь, егда по преставлении твоем тление не коснуся телесе твоего, святителю Филарете, а моровое поветрие в людех прекратися, иже воспеша Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя велия труды и подвиги на ниве Церкви Христовой, пречудный Филарете, недоумеем, како претерпел еси в житии твоем гонения и клевету, никомуже зла за зло воздавая, но со смирением и любовию молился еси за обидящих и гонящих. Мы же, воспевая твое долготерпение и милосердие, глаголем ти сице:
Радуйся, истинный безсребрениче и нестяжателю;
Радуйся, плодов благочестия и воздержания собирателю;
Радуйся, подвижниче, на небосводе церковнем возсиявший;
Радуйся, никомуже зла за зло воздающий;
Радуйся, доброе и вечное семя сеющий;
Радуйся, и о земном отечествии радеющий;
Радуйся, градов и весей бытописателю;
Радуйся, в подвизе сем преподобному Нестору подражателю;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 13
О, предивный светильниче Церкве Христовой, святителю отче наш Филарете, приими сие малое молитвенное пение, в похвалу тебе приносимое, и твоим предстательством у престола Царя Славы избави нас от всех бед и скорбей, от тлетворных учений и расколов, от смертоносныя язвы и междоусобныя брани, да с тобою и со всеми святыми поем Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти:
Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися;
Радуйся, яко окрест живущии сему удивишася;
Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный;
Радуйся, измлада богомыслию и добродетели наученный;
Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый;
Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый;
Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный;
Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекающих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Молитва святителю Филарету Черниговскому
О, Богомудрый Святителю отче наш Филарете, от юности Христа возлюбил еси, ревностию ко храму Божьему исполненный, расколов и ересей искоренителю и истинного учения насадителю. Призри на нас, чад твоих, слезно просящих твоего заступления пред Господом, помози нам, угодниче Божий, избавитися от всякого зла. Сохрани нас от губительной язвы, глада и смертоносныя раны и от всяких бед и скорбей, находящих на нас по грехам нашим. О, добрый и верный пастырю Христов! Святую Церковь Православную от наветов вражиих непоколебиму соблюди. Стране нашей вся благая и ко спасению потребная испроси, да по милости Своей велицей Господь всю жизнь нашу незыблемым миром оградит, дабы непрестанно славити с тобою Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святоаго Духа. Аминь.
Молитва вторая
О, великий светильниче, славо и украшение Церкви Православныя, правды Божией ревнителю, премудрый наставниче и учителю, святителю отче наш Филарете! Прими сие малое моление наше от нас грешных тебе приносимое. Призри с высот небесных и умоли Всемилостиваго Владыку нашего оградити Церковь святую от нестроений и расколов, архиереи благолепием святительства украсити, монашествующих к подвигом добраго течения направити, заповеди Господни непорочно сохраняти и веру святую непорочно содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити; оградити страну нашу от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, смертоносныя язвы и междоусобныя брани. На тя бо упование наше возлагаем, отче наш чадолюбивый, буди нам ко спасению путеводитель, да твоим благоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы сподобимся наследовати обители райския и воспевати со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь
Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекающих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Икос 1
Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти:
Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися;
Радуйся, яко окрест живущии сему удивишася;
Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный;
Радуйся, измлада богомыслию и добродетели наученный;
Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый;
Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый;
Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный;
Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 2
Видевши Господь благое намерение души твоея всецело посвятити себя служению Церкви Христовой, благослови тя чрез митрополита Московскаго, иже даде ти имя святаго праведнаго Филарета Милостиваго, его же и сам носивше. Ты же с радостию велиею восприял пострижение сие, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Небесный Тебе даровася, угодниче Христов, от млада помышляя о небесном и упражняяся в молитве и пении церковнем, непрестанно трудился еси на ниве Христовой, познавая премудрость Божию. Сего ради и мы, недостойнии, воспеваем ти таковая:
Радуйся, богопознанием ум свой укрепивьй;
Радуйся, дух свой премудростию Божией окрыливый;
Радуйся, велеречием своим к истине направляющий;
Радуйся, в скорбех и печалех утешающий;
Радуйся, нерадивых во учении вразумителю;
Радуйся, добрый и мудрый учителю;
Радуйся, последователю истин непреложных;
Радуйся, обличителю учений ложных;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 3
Сила Божия укрепи и умудри тя, предивный отче Филарете, яко тщанием велиим и усердием обогащал еси творениями отцев церковных вверенных тебе питомцев просвещая, дабы они напаялись и укреплялись во благочестии и чистоте, воспевая Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос З
Имущи непоколебимую ревность о Бозе Спасе в прославлении Его премудрости и милосердия о нас грешных, всецело предал себя благовоспитанию будущих служителей Церкви. Мы же, славяще Пастыреначальника Христа Бога нашего, давшаго нам премудраго наставника и светильника таковаго, взываем ти сице:
Радуйся, яко дела просвещения и воспитания во благо устрояеши;
Радуйся, яко благоразумием и кротостию душевною ко учению понуждаеши;
Радуйся, учителю праведный и чадолюбивый;
Радуйся, многия еретическия мудрования премудре посрамивый;
Радуйся, от сетей диавольских пасомых избавляеши;
Радуйся, милосердие и заботу о немощных проявляеши.
Радуйся, в делех на молитвенное заступление к преподобному Сергию прибегающий;
Радуйся, бедствующим и неимущим безмездно помогающий;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 4
Буря скорбных помышлений обдержаше тя, блаженне Филарете, егда поставлен был архиереем града Риги, претерпевая множество наветов и козней на Церковь Христову движимых. Ты же мудростию и кротостию своею отвратил их хитросплетения, научая пети непрестанно Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Видяще святое житие твое, пречудне Филарете, како радееши еси о словесных овцах стада своего, многия инославныя прилепляхуся к тебе и моляше тя прилучити их святому Православию, дабы едиными усты и единым сердцем славити с тобою Всесвятое Имя Пресвятыя Троицы. Мы же, радующеся сему, купно с ними воспеваем ти сицевая:
Радуйся, Православныя веры усердный ревнителю;
Радуйся, младых и юных премудрый учителю;
Радуйся, свете во тьме седящим;
Радуйся, помощниче всем просящим;
Радуйся, души жаждущие истиною напаяеши;
Радуйся, к познанию Бога личным примером наставляеши;
Радуйся, делу благому верно послуживый;
Радуйся, образ премудрости и милосердия пастве своей явивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 5
Боготечною звездою явился еси, премудре отче Филарете, сущим в земли Лифляндской, мудро и неустанно сея семена веры апостольския, ограждая паству свою от наветов вражиих, да и многих ревностию своею ко Христу привел еси, дабы воспевали с тобою дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша враг рода человеческаго ревность твою, святителю Филарете, воздвиже гонение велие на тя и на многия чада твоя. Ты же непрестанно увещевал еси сильных мира, закореневших во злобе на веру православную, уповая на милосердие и помощь Божию. Сего ради и мы, дивящеся твоему долготерпению и ревности о Церкви, вопием ти тако:
Радуйся, следованию истине и правде многия наставляеши;
Радуйся, яко светом истины просвещаеши;
Радуйся, прошедый душевную голгофу;
Радуйся, яко за все благодарил еси Всемилостиваго Бога;
Радуйся, храмов Божиих строителю;
Радуйся, мудрый наставниче и путеводителю;
Радуйся, Филарете, в житии своем святителю Николаю поревновавый;
Радуйся, мног плод о Христе сотворивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 6
Проповедницы твоея святости и молитвеннаго предстательства у Престола Христа Бога нашего явишася нетленныя мощи твоя, ихже при житии своем почиташа преподобный Лаврентий, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси светильником богомудрым земле Слобожанстей, егда поставлен был архиереем града Харькова, иже непрестанными трудами и начинаниями твоими преобразилися и просветилися храмы и обители иноческия. Мы же, радующеся сему, воспеваем таковая:
Радуйся, ревность о духовном просвещении пастырей являющий;
Радуйся, нерадивых и ленивых обличающий;
Радуйся, престарелых и немощных непрестанный попечителю;
Радуйся, церковнаго благолепия преизрядный ревнителю;
Радуйся, славою земною в житии своем пренебрегающий;
Радуйся, житием своим многих от греховных устремлений отвращающий;
Радуйся, строгий ревнителю благочестия;
Радуйся, непримиримый борителю с неправдой и нечестием;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 7
Хотя быти пастырем добрым словесному стаду своему, не оставлял еси пасомых, но облекаяся в броню правды отгонял волка грядуща, жаждуща расхитити овцы твоя, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Небеснаго жития поборниче и проповедниче, святителю отче Филарете, был еси, егда наста время велией брани для земли нашея, ты, подобно преподобному Сергию, избрал иеромонахов Святогорския обители Вениамина и Никандра, дабы сопутствовали воинам и служили им утешением. Мы же, радующеся сему, вопием ти:
Радуйся, на ратный подвиг за веру и отечество благословляющий;
Радуйся, ко вспомоществованию им многих призывающий;
Радуйся, милосердие велие к воинам имевый;
Радуйся, сострадание многое к раненым явивый;
Радуйся, суетныя прихоти плоти поученьми своими обличающий;
Радуйся, яко примером множества щедрот своих пасомых на дело благое побуждаеши;
Радуйся, милость Божию на люди земли нашея призывающий;
Радуйся, на промысл Божий надежду полагающий;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 8
Странник был еси в житии твоем, блаженне Филарете, никогдаже помышляя о земном, но о горнем, аки крепкий воин Христов, утверждал еси веру Православную, ревнуя о правде Божией, непрестанно воспевая хвалебную песнь Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Ревностию преисполнился еси, егда узрел запустение и оскудение духа молитвы, духа благочестия во обителех и храмах, и подобно пророку Илии искоренял нечестие, своеволие и непослушание. Мы же, радующеся твоей непоколебимости и терпению, зовем ти сице:
Радуйся, заблуждающихся мудрый обличителю;
Радуйся, иноческаго целомудрия верный хранителю;
Радуйся, алчущий и жаждущий Божия правды;
Радуйся, обличителю всякаго нечестия и неправды;
Радуйся, церковнаго благостояния рачителю;
Радуйся, пастырей мудрый исправителю;
Радуйся, источниче учительства неоскудевающий;
Радуйся, ревнителю благочестия неустршимый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, великия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпевая, спасения ради чад твоих, но в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумевают, како восхвалити тя достойно, угодника Божия: ибо духовною силою слова твоего проповедал еси не токмо небесная, но и земная, яже сотвори Господь людем своим. Мы же, дивяшеся непоколебимому стоянию в истине и правде Божией вопием ти:
Радуйся, Евангелия неутомимый проповедниче;
Радуйся, истины и правды нелицемерный поборниче;
Радуйся, дел просвещения мудрый устроителю;
Радуйся, паствы своея ревностный просветителю;
Радуйся, пастырю добрый и чадолюбивый;
Радуйся, непрестанными и слезными молитвами дух свой окрыливый;
Радуйся, страсти сребролюбия и лихоимства избежавый;
Радуйся, житием своим нестяжание показавый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 10
Спасти хотя чада духовная, Священное Евангелие во вся дни проповедал еси, дабы данною ти властию от Бога, во утверждение Христова закона, оградити их от лютеранския и иныя ереси. Люди православныя познавши многая своя прегрешения, прибегают ко Христу, Спасителю мира, воспевая ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена ограждения был еси Церкви Христовой, еюже страна наша оградися, и Святая вера прославися. Мы же, дивяшеся твоему долготерпению и ревности об истине и правде Божией, поем ти таковая:
Радуйся, суемудрых мира сего посрамивый;
Радуйся, слово Божие на ины языки преложивый;
Радуйся, яко многия народы во едино стадо Христово собираеши;
Радуйся, жаждущих и алчущих правды Божией долготерпению научаеши;
Радуйся, от уныния и разделения нас избавляющий;
Радуйся, ко Свету невечернему нас направляющий;
Радуйся, Церковный столпе крепкий и непоколебимый;
Радуйся, твореньми своими Веру Православную укрепивый;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 11
Пение исходное и рыдание у гроба твоего творяше чада твоя, иже от веси до веси крестным ходом провождаше честныя мощи архипастыря своего, положившаго душу за други своя, и поминая твое милосердие и любовь, непрестанно воспевали песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Пресветлый светильник земли Черниговстей, просвещая сердца и души светом Евангелия, истины и правды Божией, и памятуя последняя своя, поучал не забывати и об оставляемых. Мы же, радующеся твоему милосердию, воспеваем ти тако:
Радуйся, на пажити духовней добре потрудивыйся;
Радуйся, по преставлении твоем на лоно Авраамово вселивыйся;
Радуйся, утешение бедствующим и скорбящим;
Радуйся, потребное подающий просящим;
Радуйся, добротолюбием и смирением всех удивляющий;
Радуйся, терпением и молитвою вражия наветы отгоняющий;
Радуйся, иереев премудрый наставниче;
Радуйся, обителей иноческих благоукрасителю;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 12
Благодать велию яви Господь, егда по преставлении твоем тление не коснуся телесе твоего, святителю Филарете, а моровое поветрие в людех прекратися, иже воспеша Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя велия труды и подвиги на ниве Церкви Христовой, пречудный Филарете, недоумеем, како претерпел еси в житии твоем гонения и клевету, никомуже зла за зло воздавая, но со смирением и любовию молился еси за обидящих и гонящих. Мы же, воспевая твое долготерпение и милосердие, глаголем ти сице:
Радуйся, истинный безсребрениче и нестяжателю;
Радуйся, плодов благочестия и воздержания собирателю;
Радуйся, подвижниче, на небосводе церковнем возсиявший;
Радуйся, никомуже зла за зло воздающий;
Радуйся, доброе и вечное семя сеющий;
Радуйся, и о земном отечествии радеющий;
Радуйся, градов и весей бытописателю;
Радуйся, в подвизе сем преподобному Нестору подражателю;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 13
О, предивный светильниче Церкве Христовой, святителю отче наш Филарете, приими сие малое молитвенное пение, в похвалу тебе приносимое, и твоим предстательством у престола Царя Славы избави нас от всех бед и скорбей, от тлетворных учений и расколов, от смертоносныя язвы и междоусобныя брани, да с тобою и со всеми святыми поем Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти:
Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися;
Радуйся, яко окрест живущии сему удивишася;
Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный;
Радуйся, измлада богомыслию и добродетели наученный;
Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый;
Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый;
Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный;
Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный;
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекающих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти:
Радуйся, святителю Христов Филарете, наставниче богомудрый.
Молитва святителю Филарету Черниговскому
О, Богомудрый Святителю отче наш Филарете, от юности Христа возлюбил еси, ревностию ко храму Божьему исполненный, расколов и ересей искоренителю и истинного учения насадителю. Призри на нас, чад твоих, слезно просящих твоего заступления пред Господом, помози нам, угодниче Божий, избавитися от всякого зла. Сохрани нас от губительной язвы, глада и смертоносныя раны и от всяких бед и скорбей, находящих на нас по грехам нашим. О, добрый и верный пастырю Христов! Святую Церковь Православную от наветов вражиих непоколебиму соблюди. Стране нашей вся благая и ко спасению потребная испроси, да по милости Своей велицей Господь всю жизнь нашу незыблемым миром оградит, дабы непрестанно славити с тобою Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святоаго Духа. Аминь.
Молитва вторая
О, великий светильниче, славо и украшение Церкви Православныя, правды Божией ревнителю, премудрый наставниче и учителю, святителю отче наш Филарете! Прими сие малое моление наше от нас грешных тебе приносимое. Призри с высот небесных и умоли Всемилостиваго Владыку нашего оградити Церковь святую от нестроений и расколов, архиереи благолепием святительства украсити, монашествующих к подвигом добраго течения направити, заповеди Господни непорочно сохраняти и веру святую непорочно содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити; оградити страну нашу от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, смертоносныя язвы и междоусобныя брани. На тя бо упование наше возлагаем, отче наш чадолюбивый, буди нам ко спасению путеводитель, да твоим благоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы сподобимся наследовати обители райския и воспевати со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь