Святитель Иаков Ростовский

10 декабря (нов. ст.)

Тропарь,

глас 4-й

Избран от юности Богови быв, / святителю Иакове, / сего ради архиерейства саном почтен, / упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя. / Темже и по преставлении чудес дарования от Бога приял еси / исцеляти различные недуги. / Моли о нас, совершающих честную память твою, // да тебе непрестанно величаем.

Кондак,

глас 8

Яко архиереев сопрестольник / и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове, / непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди, / тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, / да велегласно тебе вопием: // радуйся, Иакове Богомудре.

Молитва

О пречудне и преблаженне отче, святителю Христов Иакове! С верою и любовию к тебе припадающе, молим тя: огради нас святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни и от всякого гнева Божия, праведно на ны движимаго. Испроси нам тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте и помози нам спасение улучити и Царствия Небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий и заступниче наш! Не презри усерднаго моления сего нашего, но призри на ны милостивно и умоли о нас Всещедраго Человеколюбца Бога, да не погибнем люте в беззаконниих наших, но да сподобимся с тобою и всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, / Святителю, отче наш Иакове, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV столетия епископом Иаковом. Местные предания называют местом пострижения будущего ростовского владыки небольшую Копырскую обитель, расположенную в окрестностях Ростова. Из игуменов этого монастыря в 1386 г. св. Иаков был поставлен на Ростовскую кафедру. По свидетельству Жития, его недолгое правление осталось памятным борьбой с ересями и победой над еретиком Маркианом, отрицавшим триединство Бога и почитание святых икон.

В 1389 г. Иаков был вынужден покинуть владычную кафедру. Причиной того явилось недовольство горожан решением епископского суда. Одна из ростовских княгинь, осужденная светскими властями за преступление на смерть, искала заступничества у епископа и он, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто сам без греха. Князь, бояре и ростовские жители самовольно лишили святителя епископской власти и изгнали из города.

Св. Иаков избрал местом своего пребывания отдаленную окраину Ростова. По словам Жития, он, «исходя из града, прииде на озеро и сняв с себе мантию свою святительскую, положи ю на воде таже знаменався крестным знамением, ста на мантии своей и поплове по озеру к месту, идеже ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладиею, веслом же молитвы его святыя и незлобие пастырское». Чудо, сотворенное Божией Благодатию через св. Иакова, было предназначено для вразумления горожан и освящения места основания будущей обители.

Ростовцы, осознав свое заблуждение, раскаялись и просили св. Иакова вновь стать их епископом. Он простил их, ибо был «незлоблив духом и кроток сердцем», но назад вернуться не пожелал. В память о покаянии, принесенном изгнанному святителю жителями города, по давней традиции каждый год, 27 ноября, в день памяти св. Иакова, в Ростове совершался крестный ход из Успенского собора в Яковлевский монастырь.

На берегу озера епископ Иаков построил келью для уединенных молитв. За духовной помощью к нему стали стекаться люди и некоторые из них пожелали остаться со святителем. Для них были построены кельи и сооружена деревянная церковь Зачатия св. Анны. Так было положено основание Яковлевскому монастырю.

Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени, у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Как свидетельствует Житие св. Иакова: «восхоте Бог прославити угодника своего и обретены быша мощи его святые нетленные, кои стали источать многие исцеления: слепым подали прозрение, хромым хождение, разслабленным здравие, и прочия бесчисленныя содеяли чудотворения». В настоящее время мощи св. Иакова, сокрытые под спудом, покоятся в старом монастырском соборе — каменном храме Зачатия св. Анны.

Св. Иаков, причисленный к лику святых на церковном соборе 1569 г., является одним из наиболее известных ростовских чудотворцев. Память его празднуется в день его кончины — 27 ноября (10 декабря по новому стилю).

Церковь на месте убиения свят. Леонтия. Вид с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. 1911 гМесто, избранное св. Иаковом для своей обители было задолго до того прославлено христианским подвигом одного из первых ростовских епископов — святителя Леонтия († 1080). Правивший Ростовской епархией в XI в., он был изгнан из города язычниками и на западной окраине Ростова основал церковь Михаила Архангела. Здесь он учил детей и они, возвращаясь по домам, рассказывали о добром проповеднике. Так были посеяны первые семена христианской веры, найден путь, которым святитель привел ко Христу многих ростовцев. Позднее св. Леонтий вернулся в соборную церковь и начал открытую проповедь. По преданию, святитель не избежал мученического конца − во время большого голода, охватившего Ростовскую землю, он был убит. Св. Леонтий был погребен в деревянной церкви Успения Богоматери; при возведении каменного собора, в 1164 г. его мощи были обретены и ныне хранятся под спудом в Леонтиевском приделе Ростовского Успенского кафедрального собора.

Епископ Леонтий Ростовский был канонизирован еще в XII столетии и стал одним из первых русских святых. «Св. Леонтий − один из самых великих святителей земли русской, − писал черниговский архиепископ Филарет: Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую».

Основанный св. Леонтием храм Михаила Архангела, неоднократно перестраивавшийся, всегда стоял рядом с Яковлевским монастырем, под его стенами, а в XVIII в. даже входил в состав монастырских церквей. В 1794 г. в этом храме был устроен придел во имя трех ростовских святителей Леонтия, Иакова и Димитрия. Храм уничтожен в 1930-х гг.