Царица-игумения Дария
19 Марта / 1 Апреля
Бракосочетание с ней Иоанна произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился целых три года. Надо думать, причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и сознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города.
Не прошло и трех лет, как царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Как следует из других источников, предлогом отправить жену в монастырь послужило предъявленное царице обвинение в заговоре против государя. Развод сопровождался рядом казней, совершенно истребивших семью царицы. Впрочем, обвинение «в измене» было обычным способом, которым Иоанн Грозный беззастенчиво пользовался для устранения неугодных ему людей.
16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменией Введенского девичьего монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
После прибытия в Тихвин инокини-царицы Дарии царь Борис Годунов вернул Введенскому монастырю земли, захваченные у него Тихвинским Успенским монастырем (грамота от 22 июля 1604). Введенская обитель получила полную самостоятельность.
Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына.
В это время (в начале XVII века) был возведен каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами – святителя Николая-Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского. Игумения снискала огромное уважение, ее именовали царицей-старицей и обращались за советом и покровительством.
В 1613 году Введенский монастырь был разорен и сожжен шведами дотла. Монахини вместе с игуменией Дарией были вынуждены некоторое время скрываться в лесах на берегу озера, получившего впоследствии название «Царицыно».
На время шведской оккупации местом жительства игумении Дарии и нескольких стариц, уехавших с ней, стала Устюжна-Железнопольская (ныне г. Устюжна Вологодской области). Ее поселили при Рождественском соборе в центре города.
После возвращения игумении в Тихвин, началось активное восстановление монастыря, в котором уцелел лишь каменный Введенский собор.
Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, с уважением относившийся к царице-игумений, назначил ей царское жалование и оказал монастырю щедрую помощь деньгами и строительными материалами. Быстрому восстановлению монастыря в немалой степени способствовали доходы с рыбной ловли на Волхове и с вотчины под Устюжной с пахотными и прочими угодьями. Все это было пожаловано царем игумении Дарии в личное владение. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.
Перед смертью царица-инокиня приняла схиму.
Незадолго до смерти игумения Дария составила так называемую «духовную грамоту», по которой передавала монастырь своей преемнице игумений Агафий. Грамота эта представляет собой своего рода отчет о деятельности бывшей царицы во славу Божию: «Мне шло царское жалование, - пишет игумения, - и что доходишки имела с вотчи-нишки и мы тем питалися и после разорения Литовского в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор. И коровей, поповские и служебниковы дворы и всякое монастырское строение теми деньгами устроено».
Из документа явствует, что управляемый игуменией Дарией монастырь составлял единое целое, куда входили и храмы, и хозяйство, и вотчинные владения. Обитель получала от правительства определенное денежное содержание, так называемую «ругу», кроме того, монастырь имел известные доходы от вотчинного хозяйства, а также от треб. Как и полагалось, игумения Дария оставила деньги на «помин души», завещав после своей смерти распределить немалую по тому времени сумму - 120 рублей - между храмами и монастырями вплоть до Новгорода. 5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась. Ее похоронили на паперти Введенского храма. Над могилой устроили резную сень, под ней - надгробие. Позднее там была установлена плита со следующей надписью: «Блаженная памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария (Анна Алексеевна) по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ее княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето от воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня. Вновь устройся гробница сия по благословению Его Высокопреосвященства Амвросия, митрополита Новогородского и Санкт-Петербургского и благочинного - Большого монастыря архимандрита Самуила, при игумений Таисии старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей 1814 г.».
Скончалась царица-инокиня 5 апреля 1626 г. и была погребена на паперти Введенского собора с левой стороны. Позднее рядом с ней были похоронены и две ее племянницы – княжны Гагарины, подвизавшиеся в монастыре. Над могилой была установлена гробница под резной сенью и горела неугасимая лампада.
Игумения Дария почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского монастыря. Ее могилу посещали как государи и великие князья, так и простые паломники, приезжавшие в Тихвин.
В алтаре собора, на стене вблизи горнего места, висела комнатная икона игумений Дарий, шитая шелком и золотом, возможно, ее собственной работы. Как великую святыню хранили в обители старинный складень, принадлежавший царице, с изображением Тихвинской иконы Божией Матери со сказанием о ней на створах.
Могила царицы Дарий во Введенском соборе сразу стала почитаемой. Все государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, непременно приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумений. Здесь бывали и все паломники, посещающие Тихвин. В мартовском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1888 год церковный историк граф М. Толстой писал: «Память царицы-инокини Дарий живо сохранилась до нашего времени не только между сестрами Введенской обители, но и между жителями окрестных селений. Приходящие в монастырь богомольцы называют его «Царицыным монастырем».