Для семей участников специальной военной операции была организована паломническая поездка в Чуркинский монастырь Астраханской области

Региональным отделением «Союза православных женщин» совместно с паломнической службой при Астраханской епархии «Одигитрия», руководителем фракции партии «Единая Россия» в Думе Астраханской области Олегом Петелиным 29 августа 2023 года была организована паломническая поездка для семей участников специальной военной операции в Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь и храм Рождества Пресвятой Богородицы.

История монастыря начинается в 1568 году, когда Чуркинский остров с расположенным рядом учугом был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл, которая была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

Расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.

При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества. При преемнике старца Евгения – архимандрите Паисии (1854-1867 гг.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды.

Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, второго после Оптиной центра Российского старчества, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятелю и старцам.

По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой была выложена из кирпича, следы которого можно видеть до сих пор.

Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады погибали, огород зарастал, помещения рушились на глазах.

В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители.

Сейчас на «Высокой горе» тихо как, наверное, в первоначальные времена. Будто Господь специально освободил это место, чтобы возродить прежнюю монастырскую славу.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь