Епископ Алексий возглавил Литургию в Свято-Успенском монастыре г. Орла

24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, по благословению митрополита Орловского и Болховского Симона епископ Мценский Алексий, викарий Орловской епархии, совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Свято-Успенском мужском монастыре г. Орла

Краткая справка 

Богослужения каждого из воскресений Святой Четыредесятницы посвящены осмыслению какого-либо из аспектов христианской святости. Труды святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке, сами по себе раскрывают этот феномен, и значение его наследия для православного богословия невозможно переоценить.

Родился святитель в 1296 году в Константинополе в семье сенатора Константина при императоре Андронике II. Получил хорошее образование, живя фактически при дворе. Одним из учителей его являлся Феодор Метохит, знаменитый придворный ученый. Считается, что талант к философии Григорий Палама проявил еще в юности, прочтя в 17-летнем возрасте лекцию о логике Аристотеля перед императором.

В 20-летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Афон, где учился подвижнической жизни под руководством препоподобных Никодима и Никифора. В 1325 году был вынужден бежать от турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал монашескую общину, где наряду с общими службами практиковалась непрестанная молитва.

В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой.

Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса.

Преставился в 1357 году, а уже в 1368 году прославлен в лике святых.

Одна из важнейших составляющих его духовного наследия  учение о нетварном свете Божественного Преображения. Все его рассуждения на эту тему основаны, прежде всего, на собственном духовном опыте. Свет, который осиял Христа во время Преображения, не был чем-то сотворенным (тварным), но выражал Божественное величие. Видеть его удостоились ученики Христа, получив такую возможность после соответствующего приуготовления Божественной благодатью. Свет этот не был тварным «символом Божества», как полагали еретики-оппоненты Паламы, но был Божественным и нетварным. «Весь лик божественных богословов боялся назвать символом благодать этого света, чтобы никто не посчитал тварным и чуждым Божеству этот Божественнейший свет»,  отмечал святитель Григорий Палама.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ