Епископ Феоктист отслужил Литургию в Никитском монастыре Переславля-Залесского

31 мая 2020, в Неделю 7‑ю по Пасхе и 20-ю годовщину обретения мощей преподобного Никиты Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Божественную литургию в Никитском мужском монастыре Переславля-Залесского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Сегодня за Литургией был прочитан отрывок Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа. Среди прочего в нем содержится такое молитвенное воззвание к Богу-Отцу: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа“ (Ин. 17, 3).

Получается, что жизнь вечная не только базируется на знании Бога, но и является знанием Бога. Господь Иисус Христос не изобретал какого-то нового понятийного языка – Он всегда использовал устоявшиеся понятия, то, что пришло из традиции Ветхого Завета. Если же мы проанализируем Ветхий Завет на предмет знания Бога, то увидим, что у этого словосочетания есть очень много самых разных значений, которые невозможно свести к чему-то одному.

Для понимания того, что в каждом конкретном случае подразумевает под знанием тот или иной отрывок Ветхого Завета, надо смотреть на его контекст. При этом очевидно вот что: никогда библейский язык под знанием Бога не понимает лишь интеллектуальное знание суммы истин о Боге, но при этом речь всегда так или иначе идет о практическом познании, которое базируется на нравственности. Иными словами, познать Бога невозможно интеллектуальным путем – это знание доступно лишь чистым сердцем вне зависимости от уровня их интеллектуальной подготовки и умения работать с информацией.

Но как Господь Иисус Христос использовал понятийный аппарат Своего времени и Своего народа, так и мы все находимся в зависимости от той среды, в которой выросли и к которой принадлежим. Нас всех учили, что знание – это, в первую очередь, сумма информации. Поэтому мы пытаемся постигать разумом. Само по себе это неплохо – это очень важный и значимый путь познания. Но такой путь познания нельзя назвать полным, ведь к любому ответу на вопросы можно придумать новые вопросы – это бесконечный процесс, который в конечном итоге уводит человека на некую бесконечную спираль вопросов и ответов.

В свое время мне довелось встретиться с человеком, который пытался разобраться в христианстве таким путем. Он задавал вопросы, искал на них ответы, ставил новые вопросы и так далее. Однажды он пришел на исповедь и среди прочего озвучил какие-то из своих вопросов. Я не стал отвечать – я в лучших риторических традициях ответил ему вопросом на вопрос. Вопрос мой был прост: когда Вы последний раз причащались? Оказалось, что несколько десятков лет назад, притом что я очень часто видел этого человека в храме. Выяснилось, что он считал для себя невозможным причащаться до той поры, пока не ответит на все свои богословские вопросы. Он полагал это нечестным. Но мне удалось уговорить его провести эксперимент: молитвенно приготовиться и причаститься. Он так и сделал. И выяснилось, что всё то множество вопросов куда-то улетучилось. Исчезла необходимость получения на них интеллектуального ответа. Всё стало ясно. Но ясно не на уровне интеллекта, а на уровне сердечного восприятия.

Сегодня мы совершаем память нашего величайшего святого – преподобного Никиты Столпника. Этот человек услышал буквально одну фразу Священного Писания, которая затронула всё его естество. Он не был знатоком Писания вообще – он ушел исполнять лишь то, что услышал. Он не стал множить вопросы – он ушел познавать Бога деятельным нравственным познанием и, как свидетельствует Церковь, преуспел в этом деле. Его жизнь, его слава – одно из множества свидетельств истинности слов нашего Господа о том, что есть жизнь вечная: она есть опытное знание Бога, которого могут достичь лишь чистые сердцем.

Помолимся же преподобному отцу нашему Никите, чтобы его молитвами Господь очистил сердце каждого из нас и чтобы все мы через евангельские дела достигли жизни вечной – познания единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа!».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь