Епископ Феоктист освятил собор Никитского монастыря Переславской епархии и отслужил в нем Литургию

17 марта 2019 года епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение Никитского собора Никитского мужского монастыря Переславской епархии.

Во время Божественной литургии Его Преосвященство рукоположил в сан пресвитера Алексия Табашникова и во диакона Георгия Зотова.

По окончании торжественного богослужения владыка Феоктист обратился к духовенству, прихожанам и паломникам со словами архипастырского наставления:

«Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с освящением этого храма. Все вы прекрасно знаете, что Никитский монастырь самый древний на нашей земле. Этот храм также один из древнейших.

Мы с вами сегодня слышали евангельское чтение от Иоанна Богослова. Оно не связано с темой Недели Торжества Православия, потому что эти воскресные чтения появились гораздо раньше, чем было установлено празднование в первое воскресенье Великого поста. И поэтому сегодняшнее чтение имеет отношение совсем к другой теме. Я бы сказал, к теме даже гораздо более великопостной, чем Неделя Торжества Православия. Там приводится краткий диалог Христа Спасителя с Нафанаилом. Вообще язык евангелиста Иоанна Богослова и в Евангелии, и в Посланиях отличается бедностью. Более того, язык любимого ученика Господа самый бедный из всех авторов Нового Завета.

У исследователей по этому поводу были разные мысли. Кто-то говорил о том, что он плохо знал греческий, будучи евреем. Но, вероятнее всего, и мы, православные восточные христиане, придерживаемся этой точки зрения апостол Иоанн использует скромный лексический запас намеренно. Тем самым он подражает кенозису Христа Спасителя, то есть умалению Сына Божия, Который пришел, стал человеком и пострадал как человек. Апостол Иоанн, вознося нас на самые вершины, или, как сказал один современный греческий богослов, в стратосферу богословия, пользуется очень простым языком, как бы нарочно умаляя значение своего слова.

Он приводит диалог Христа с Нафанаилом, который состоит буквально из нескольких слов. Христос, обращаясь к Нафанаилу, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил сомневается, говоря: "Почему Ты знаешь меня?" "Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя", говорит Христос. Нафанаил ему в ответ: "Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Как видим, это краткий диалог две фразы со стороны каждого собеседника.

Нам, бывает, жизни не хватает, чтобы сказать то же самое в отношении ко Христу: "Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Каким-то народам не хватает всей их исторической судьбы, чтобы сказать то же самое. А Нафанаил через две фразы уверяется в том, что перед ним стоит Христос, Спаситель мира. В чем здесь секрет? Конечно, не в каком-то особенном языке Христа и абсолютно точно не в языке Иоанна Богослова.

Секрет в том, что, как говорят толкователи и гласит Предание Церкви, Нафанаил молился под смоковницей и Христос его там видел. А молился он там о скором пришествии Мессии. Буквально через небольшой промежуток времени он увидел перед собой Мессию, который слышал его молитвы. А это говорит о том, что Бог к нам очень близко. Стоит только обратиться, чтобы Он пришел. Может, не всегда Он реагирует быстро, но тем не менее он реагирует всегда. Иногда молчание Бога это Его ответ. Бог говорит с нами по-разному.

Сегодня, когда мы молились за освящением этого храма, я обратил внимание на слова последней молитвы этого чина, в которой архиерей просит, чтобы Бог простил грехи тех людей, которые обустраивали этот храм, трудились здесь, жертвовали силы, время, средства для его благоукрашения. Но в этой молитве мы возносим еще одно очень важное прошение, которое, пожалуй, не встречается ни в каких других молитвословиях. Мы просим о том, чтобы Бог возобновил благодать Святого Духа в этих людях.

Я очень надеюсь, что по молитвам нашим Господь, в первую очередь, подаст архимандриту Димитрию, настоятелю этого монастыря, особую благодать для несения его послушания, для служения Матери-Церкви, а также обильно изольет благодать Святого Духа на тех людей, которые помогали ему. Понятно, что всё это делалось усилием очень многих людей. Я надеюсь, что все эти люди, почувствовав благодать в своем сердце, не будут останавливаться в этом благом делании. Сами понимаете, есть куда прилагать усилия, есть куда идти дальше. И единственная причина, по которой можно заставить человека что-то делать, это пребывание в благодати Божией и богообщении. А это огромное и ни с чем несравнимое счастье!»

В завершение владыка Феоктист отметил труды настоятеля обители архимандрита Димитрия (Храмцова) и в связи с 20-летием назначения на эту должность вручил Его Высокопреподобию медаль прп. Даниила Переславского I степени.

Кроме того, архиерейскими грамотами были награждены три благодетеля монастыря.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии