Епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре Переславля-Залесского

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Никитском мужском монастыре Переславля-Залесского.

По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогой отец Димитрий, дорогие братья и сестры!

Отца Димитрия и братию монастыря поздравляю с очередным престольным праздником вашей древней обители – днем памяти преподобного Иоанна Лествичника.

Конечно, у каждого свои взаимоотношения со святыми, у каждого уже есть свои накопленные годами воспоминания, особенно у тех, кто какое-то ощутимое время провел в Церкви. Для меня Неделя 4-я Великого поста тоже особенная. И особенный святой – преподобный Иоанн Лествичник, потому что именно в этот день я был рукоположен во пресвитера и это очень памятный для меня день.

Преподобный Иоанн Лествичник известен благодаря своей книге, которая намного превзошла его время и стала поистине бессмертной, выдержав бесчисленное количество изданий и переводов. Нет христианина, который бы ее не открывал, не читал и не пытался понять. Иоанн Лествичник и книга “Лествица“ говорят о лестнице восхождения к небу. Вроде мы всё это знаем, всё это понятно – лестница, ступени. Невозможно перепрыгнуть через эти ступени, невозможно оказаться сразу вверху.

Сегодня читалось Евангелие от Матфея, в котором содержится полная редакция Заповедей блаженств. Мы склоны забывать, что Заповеди блаженств тоже имеют в себе структуру лествицы. Это важно помнить! Потому что зачастую при возникновении конфликтных ситуаций может возникнуть иллюзия, что нас гонят по той причине, что мы христиане, как сказано в последней заповеди: “Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня“ (Мф. 5,11). Но если возникли такие мысли, то стоит себе задать вопрос: а есть ли во мне нищета духовная, есть ли во мне кротость? Потому что если нет кротости или миролюбия, нет милосердия, то и гонения, которые на меня воздвигают, не за имя Христово, а из-за того, что я просто не очень хороший человек, неправильно себя веду. А понять, есть ли у меня кротость, очень просто: как я реагирую на нелестные слова в мой адрес? Что со мной происходит? Я после этого “кушать не могу“, “спать не могу“ или я их просто не замечаю?

Мне хочется спросить опытных отцов, отца Димитрия или отца Александра: много ли вы видели людей, которые могли совершенно не реагировать на обидные слова в свой адрес? Немного, да? Дай Бог, чтобы мы больше думали о стяжании тех добродетелей, тех христианских свойств, которые находятся в начале Заповедей блаженств. Не думали о высоком, а думали, в первую очередь, о нищете духовной, о кротости. Ведь если этого нет, всё остальное написано не про нас. И все те неприятности, которые мы переживаем, просто связаны с недостатками нашего характера, с неумением общаться и ни с чем больше. К Христу они отношения не имеют.

Преподобный Иоанн Лествичник провел в подвиге 49 лет строгого монашеского подвига отвержения себя. И после этого он смог что-то понять про духовную жизнь, понять и рассказать другим людям.

Душа человека со времен жизни Иоанна Лествичника не изменилась. Нашим душам также нужно время, чтобы постичь Евангелие, постичь самих себя и стать христианами. И те люди, которые по десять, двадцать, тридцать лет ходят в храм по воскресеньям и потом говорят: “Знаете, это всё не работает, я не меняюсь“ или вообще “только хуже становлюсь“, “я только здоровье подорвал“ или что-то еще, забывают о том, что нет в церковном календаре преподобных, которые бы стяжали свои венцы без многолетнего подвига. У каждого из них несколько десятилетий подвига. Именно подвига, а не так, как у нас, людей, которые приходят иногда в церковь, выходят из нее и забывают всё, о чем они тут думали, что они здесь слышали.

Мы живем очень расслабленно, и христианство и Господь Иисус Христос для нас не являются центром. А для Иоанна Лествичника и для других святых Христос был центром жизни. Они не делили свою жизнь на “в храме“ или “вне храма“. Они всегда были на пределе подвига, всегда полностью отдавали себя Христу. И только через десятилетия такой жизни они смогли стать людьми духовными, а не плотскими и через это сумели передать свой опыт другим.

Я думаю, что нам это надо помнить всегда. Сегодняшний век говорит: “Быстрее“. Мы увеличиваем скорость автомобилей, перемещений, телефонов – чего угодно. Мы привыкли, чтобы всё было быстро. А душа человека не меняется. Она медленно возрастает и восходит к Богу, очень медленно. Естественно, что когда мы внешние скорости пытаемся перенести на скорость развития собственных душ, то видим, что это не получается. Надо обращать внимание не на то, как изменяется и движется внешний мир, а на то, как и с какой скоростью восходили ко Христу наши учители и отцы первых веков христианства. Тогда не будет у нас никакого смущения, не будет завышенных ожиданий от самих себя, от своего присутствия в Церкви.

Дай Бог, чтобы мы это помнили. И тогда всегда сможем задать себе вопрос: сколько лет я живу в подвиге или живу ли я в подвиге вообще? Скорее всего, ответы будут неутешительные, и следующий вопрос тогда: а чего я вообще от себя ожидаю? слава Богу, что есть то малое, которого я уже достиг. Дай нам Бог это малое сохранить и постепенно восходить к совершенному.

Помощи всем Божией! Благодарю всех вас за совместную молитву. Аминь».

Материалы по теме

Монастыри

Никитский мужской монастырь с. Никитская Слобода
Ярославская область, Переславский район, село Никитская Слобода, Запрудная улица, 20
Никитский мужской монастырь с. Никитская Слобода
Ярославская область, Переславский район, село Никитская Слобода, Запрудная улица, 20

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь