Епископ Матфей отслужил Литургию в монастыре Животворящего Креста Господня Шуйской епархии

22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Божественную литургию в мужском монастыре Животворящего Креста Господня с. Антушкова.

В Покровском храме обители Его Преосвященству сослужили наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук), игумен монастыря Животворящего Креста Господня игумен Гавриил (Лысов) с братией обители в священном сане.

За богослужением пели архиерейский хор и хор воспитанников детского творческого коллектива при монастыре Животворящего Креста Господня «Елюнино».

По окончании Литургии епископ Матфей обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Поздравляю вас с Неделей Крестопоклонной и памятью сорока мучеников Севастийских. Те праздники, которые связаны с Крестом Господним, являются престольными праздниками этого монастыря, потому что именно это место было освящено схождением Животворящего Креста, и с тех пор оно находится под особой благодатью Креста Господня. Сегодня мы празднуем тоже Крестопоклонный  праздник, Крест Господень выносится на середину в середине Четыредесятницы, чтобы укрепить наши немощные силы. Нет того человека, который бы нес Крест Господень, не изнемогая, и мы понимаем, что своими силами человек Крест Господень не донесет. Ему нужно всегда черпать силы у Господа, у Животворящего Креста Господня, тогда и личное крестоношение меняется – человек получает силы, чтобы продолжить свой жизненный спасительный путь.

Господь совершил тайну: освятил Крестное Древо, которое было позорным, и с тех пор Крест Христов стал Животворящим, он стал силой, которую мы даже понять не можем. Для иудеев это, по словам апостола, соблазн, для эллинов  – безумие. Никто не может вникнуть в тайну Креста Господня. Для спасаемых людей это – Сила Божия, которая человека-христианина встречает в этой жизни, сопровождает его по жизни, помогает ему в несении Креста и является печатью на могиле христианина.

Господь в сегодняшнем Евангелии говорит нам: "Возьми свой крест и следуй за мной". Этот призыв мы часто слышим в Евангелии, но он быстро нами забывается. Мы думаем, что мы несем сами, или не несем, или отрицаемся от Креста, или идем не за Господом, а совсем в другую сторону. Это напоминание еще раз говорит нам о том, что другого пути у человека нет.

Путь несения Креста, конечно, скорбный. Это всегда трудности, проблемы, тяжесть, болезни, скорби, беды, напасти, которые составляют наше крестоношение. Этого человеку не миновать. Всё это мы должны пройти и пройти не как неверующие люди, которые всего этого отрицаются. Когда какая-то тяжесть появляется, человек говорит: это не мое, я этим путем не пойду, это ущемляет мою волю, это портит мое здоровье, это раньше времени меня в могилу загонит, это перенапряжение скажется на моем здоровье. Всегда человек может оправдаться, всегда есть причина отказаться, сказать: "Не хочу, потому что это некомфортно, неудобно, неприятно". Человеку свойственно райское наслаждение. Будучи лишенным в этой юдоли плача Рая, человек хочет заменить его чем-то в этой жизни – это свойственно человеческой природе. Она потеряла Рай, лишилась блаженства. Мы понимаем, что обретение Рая происходит в крестоношении, терпении скорбей, напастей – всего того, что нам Господь говорит в Евангелии.

В Евангелии от Матфея сказано, что восстанет народ на народ, появятся военные слухи, катастрофы, моры, землетрясения по местам. И это не конец, но начало болезней. Когда мы читаем Евангелие, то никогда не применяем его к своему времени. Говорим, что это либо было, либо будет – оно не должно коснуться нас. Оно касалось наших предков и будет касаться наших внуков, но не нас. Почему мы заслужили войны, скорби, болезни? Но человек не может распоряжаться ни временем, ни Промыслом Божиим. Всё, что случается, течет и идет согласно Священному Писанию. Нет такой строки Священного Писания, которая не сбылась бы или не сбудется. Просто нам иногда не хочется, чтобы это с нами случалось – нам хочется, чтобы это было попозже и этот крест не лег на нас.

Но мы видим, насколько шаток, неустойчив этот мир. Когда нам говорят о временной жизни, мы так легко об этом думаем. Но она шаткая, здоровье у человека шаткое, его имущество, жилье сгорает, пропадает, его крадут воры. Последние события показали, насколько быстро можно убрать наличность, насколько быстро человека можно закрыть в его квартире, насколько быстро человек может умереть. Это нас вынуждает молиться. Не печалиться, унывать и тосковать, а молиться. Попущено что-то Богом – за наши грехи еще не то может быть попущено. Но Господь говорит, что в молитве всё можно преодолеть: любую заразу, любую беду, любую скорбь можно пережить. Человек быстро ко всему привыкает. Случается война. Месяц – и люди другие: они уже забыли ту жизнь, которая была до этого, спокойную, мирную и благостную. Человеку приходится и такой крест нести.

Сегодня мы собрались на этом месте, чтобы особо помолиться перед Животворящим Древом, чтобы страшные беды поменьше сказывались на нашем Отечестве, чтобы в нашей жизни все эти передряги проходили спокойно, без паники, без ступора, уныния, чтобы силой Креста Господня нам совершать движение и в этом Великом посту, и в жизни и всегда знать, что мы можем принять эту силу, силу благодати, силу Креста Господня. Господь никого ее не лишает, дает каждому, кто просит и покоряется воли Божией и Промыслу Божию. Потому что бывает, человек ведет себя непонятно. Он у Бога что-то просит. А когда Господь ему что-то говорит неудобоносимое, он отвечает: "Нет, Господи, это я не буду – Ты мне дай, а я Тебе не дам". Это самое важное. Когда человек живет волей Божией и Промыслом Божиим, ему всё дается, потому что он отдает, он может отдать всё, что Господь скажет. А когда всё идет в одну сторону, то это самое страшное в жизни человека, когда верующий человек не может покориться воли Божией и Промыслу Божию. У него свое я и свое мнение на первом месте. Вот этого нам надо бояться. Ведь тогда мы можем лишиться силы Господней, она может от нас отступить. Человек молится, причащается, а исполнить ничего не может и не хочет. Вот это страшная беда. Грех – самая страшная беда. Грех – самая страшная моровая язва, но о ней никто не говорит, ее безбожный мир не боится, потому что он живет во грехе и не хочет отделиться от него. А нам это нужно всегда чувствовать. Вот что самое страшное, вот чего нужно страшиться. Христианин  всегда готовится, чтобы умереть, он всегда так должен жить. Бывает, мы это забываем, но нам постоянно Господь об этом напоминает.

Дай Бог нам укрепляться силой Животворящего Креста, нести свой маленький крест без ропота и служить по мере возможности Богу!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь