Митрополит Марк совершил Литургию в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Кирова

3 июня 2020 года, в праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре Кирова.

В связи с пандемией богослужение совершалось на площади перед Успенским собором монастыря с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора.

За Литургией пел Архиерейский хор Успенского собора г. Кирова (регент – Л. А. Телегина).

В группе прихода Свято-Успенского кафедрального собора шла прямая трансляция богослужения.

Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Александр Балыбердин:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня особый день. Впервые за тридцать лет мы не пойдем на реку Великую крестным ходом, а повезем икону святителя Николая на машине, как когда-то, в старину, наши предки “ездили“ с чудотворным образом “в судех“, то есть на лодках, благодаря чему складывается впечатление, что великорецкое паломничество вернулось к своим истокам. Хочется спросить: в чем смысл этой перемены? Зачем она нам дана? Ведь опытным паломникам хорошо известно, что в крестном ходе без воли Божией ничего не совершается.

Вопрос непростой. Поэтому, чтобы не ошибиться, лучше обратиться к истории великорецкого паломничества, которая насчитывает более шести веков и может о многом рассказать, в том числе о главном – о том, с чего всё началось. Почему хлыновцы не могли просто, без каких-либо обещаний, забрать чудотворную икону в свой город? Между тем поначалу именно так они и хотели поступить. Как сказано в «Повести о Великорецкой иконе», сначала это попытался сделать местный священник, но так и не смог сдвинуть икону с места. Тогда священник позвал на помощь знакомых ему горожан, но история повторилась. Лишь когда хлыновцы пообещали великорецким жителям ежегодно хотя бы на несколько дней возвращать образ святителя Николая на его “прежнее чудотворное место“ и те согласились, только тогда жители Хлынова смогли икону поднять и перенести в свой город.

Почему так? Почему нельзя было забрать икону без спроса? Потому что чудотворный образ был послан Богом не хлыновцам, а первым жителям Великой реки в утешение и поддержку, чтобы в новом, чужом для себя краю они не чувствовали себя одинокими, но знали, что Бог помнит и заботится о них. Как же можно было лишить их такового сокровища? Иначе это была бы кража, насилие, грех против любви к Богу и ближнему.

Интересно, что вятские летописцы ничего не говорят о том, когда именно явилась чудотворная икона и в каком году была перенесена в Хлынов. Все эти чисто исторические подробности наших предков не сильно интересовали, как и сам способ доставки иконы в Великорецкое – на лодках или по суше. Всё это было не так важно. А вот история перенесения иконы запомнилась, и неслучайно, потому что напоминала о том, что данный ими обет был обетом не хождения, братолюбия, был уроком, помогавшим понять, что в Церкви нет своих и чужих, но все мы братья и сестры.

Именно так, “братьями“ и “сестрами“, мы называем друг друга в крестном ходе, который за последние тридцать лет стал школой воцерковления для тысяч паломников. Однако занятия в школе не могут длиться вечно. Рано или поздно выпускникам приходится держать экзамен. Именно так случилось в этом году, когда из-за эпидемии коронавируса крестный ход оказался невозможен. Так, словно Сам Господь решил напомнить о том, что главное в великорецкой традиции не хождение, а братолюбие. Главное не в том, чтобы “пойти и дойти“, а в том, чтобы и великорецкие жители, и жители Вятки и Бобина, Загарья и Монастырского, Медян и Мурыгина – вообще все люди – стали для нас братьями и сестрами, чтобы никому не навредить и не соблазнить “ни одного из малых сих“ (Мф. 18, 10), как всегда старался поступать сам святитель Николай, который, как сказано в кондаке, “положил еси душу свою о людях своих“, то есть исполнил обет братолюбия. С него и будем брать пример и так, дай Бог, достойно сдадим экзамен – “экзамен на братолюбие“, который нам довелось держать в этом году. Аминь».

По окончании богослужения перед великорецким образом святителя Николая митрополит Марк и сонм духовенства Вятской епархии совершили молебен с акафистом. 

Согласно традиции 3 июня из Успенского собора вслед за иконой святителя Николая выходил Великорецкий крестный ход. В связи с эпидемиологической ситуацией на территории нашей страны в этом году великорецкая икона святителя Николая будет перевозиться по маршруту крестного хода на автомобиле.

Главные события торжеств в память обретения великорецкого образа святителя Николая Чудотворца состоятся 6 июня в 09:00 на площадке перед Никольским храмом Великорецкого подворья Трифонова монастыря. В этот день митрополит Марк возглавит Божественную литургию и совершит заупокойную литию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ