Митрополит Варсонофий возглавил Литургию на Леушинском подворье Санкт-Петербурга

7 июля 2020 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме апостола Иоанна Богослова на Леушинском подворье Санкт-Петербурга.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Валентин Рябиков с клиром и другие священнослужители.

За богослужением молились старшая сестра Таисиинского Леушинского сестричества монахиня Евфросиния (Олюшина) с насельницами. Сестричество создано при храме в память об игумении Таисии (Солоповой).

Настоятель был награжден правом ношения палицы.

По окончании Литургии глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом: 

«Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн – великий предстатель за род человеческий перед Господом после Матери Божией. Мы часто видим изображения на иконах: Спаситель в центре, справа Божия Матерь, а слева – Иоанн Креститель. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось про его чудесное рождение: он пришел в мир вместе со Спасителем, на несколько месяцев опередив, чтобы засвидетельствовать перед родом человеческим, что Иисус Христос есть Мессия и больше никого ждать не надо. Хотя некоторые в еврейском народе до сих пор ждут Мессию, Он уже пришел. Иоанн слышал голос Отца Небесного, видел Духа Святого, сходящего на Христа, и показал всему миру, что пришел настоящий Спаситель, Мессия. Иоанн, когда ему исполнилось тридцать лет, был послан Богом на Иордан, чтобы подготовить народ Божий, народ Израилев, к принятию своего Спасителя. Он обратился к народу с проповедью покаяния: чтобы принять Спасителя, благодать Божию, нужно очистить душу.

К нему разные люди приходили: одних он приводил к Господу ласковым словом, других обличением. Но мы не должны брать с него пример в обличении: для этого нужно быть как Иоанн Креститель. А мы часто, не имея такого духа, не ведя такую жизнь, начинаем всех обличать. Мы не имеем права. Иоанн Креститель питался акридами и диким медом, а мы? В пост подавай нам рыбу деликатесную, пост кончился – шашлыки. У Иоанна было одно одеяние из грубой верблюжьей шерсти, а мы как одеваемся? Шкафы забиты одеждой, да еще переживаем, что нечего надеть, надо что-то новое покупать. Иоанн Предтеча призывал: если имеешь две одежды, отдай одну нуждающемуся (Лк. 3:11). Мы если так и делаем, то редко и с неохотой. Копим себе на жизнь длинную, думаем, что жить нам еще долго, а Иоанн Предтеча говорил: "Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк. 3:8–9). В любой момент Господь опустит секиру – и жизнь прекратится.

Что себе накопил Иоанн Креститель? Ничего, он жил в пустыне. Но можно сказать, что накопил учеников. Он привлек их к себе, а потом отдал Иисусу Христу. Иоанн Богослов, в честь которого построен этот храм, тоже был учеником Иоанна Крестителя: тот его подготовил и отдал Спасителю. Вот так нужно жить. Если мы хотим кого-то обличать, надо обличать своей жизнью. Если люди увидят, что мы ведем добродетельную жизнь, они сами поймут, что живут не так, совесть в них заговорит. Вот чему учит Иоанн Креститель – исправлению нашей жизни. Надо не людей пытаться исправить, а себя. "Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи", – говорил преподобный Серафим Саровский. Мы пришли сегодня в храм, чтобы помолиться Иоанну Крестителю и попросить его помощи в исправлении нашей жизни. Если мы ее исправим, то и вокруг всё у нас исправится.

Благодарю всех, кто приходит в храм. Надо соблюдать санитарные нормы: носить маски, перчатки, стоять друг от друга на расстоянии полутора метров. Инфекция ходит вокруг, не надо заражать друг друга. Будем молиться, чтобы Господь уберег нас от преждевременной смерти, нам надо еще покаяться, исправиться и принести плоды покаяния – вот чего от нас требует Иоанн Предтеча.

Матушке Евфросинии желаю помощи Божией в управлении этим подворьем – возможно, будущей обителью, чтобы у вас всё было благополучно, мирно, спокойно. Чтобы люди сюда приходили, отдыхали здесь душой, получали благодать Божию и возвращались домой радостными. Люди всегда приходят в монастыри за утешением. В наше время, когда всем трудно, надо утешать, вдохновлять, чтобы люди верили в Бога, ходили в храм, исповедовались и причащались как можно чаще. Желаю вам по молитвам Иоанна Предтечи крепкого здоровья и помощи Божией».

Храму было подарено Евангелие.

Благотворительница Евгения Земнухова была награждена медалью апостола Петра.

В завершение монахиня Евфросиния подарила владыке икону пророка Иоанна Предтечи, напомнив, что именно этому святому был посвящен разрушенный Леушинский монастырь.

Краткая справка

Храм святого апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря был построен по благословению святого Иоанна Кронштадтского по проекту Николая Никонова. Главный престол был освящен 21 ноября 1894 года при участии всероссийского пастыря. Спустя месяц был освящен придел великомученицы Варвары. Третий престол – святого Иоанна Кронштадтского – оставался неосвященным до 1917 года в ожидании канонизации батюшки. В 1920-е подворье было обращено в приходской храм, но монахини оставались здесь жить: фактически в центре Петрограда действовал монастырь. 11 июня 1931 года подворье закрыли, насельниц арестовали и приговорили к различным срокам лагерей и высылке в Среднюю Азию. Здание перешло в ведение ПНД. В 2000 году оно было возвращено верующим.

Материалы по теме

Публикации

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь