Представители семи монастырей Рязанской епархии приняли участие в монашеской конференции регионального этапа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

2 декабря 2024 года в Николо-Ямском храме Рязани в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений состоялась монашеская конференция «80-летие Великой Победы и духовный опыт поколений в жизни воинствующей Церкви».

Содержание конференции было созвучно теме предстоящих в январе 2025 года XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Среди участников конференции были представители семи монастырей Рязанской епархии, а также представитель Касимовской епархии, настоятель Крестовоздвиженкой монашеской общины с. Красный холм иеромонах Иоаким (Заякин).

Было заслушано семь докладов.

С докладом «Духовное трезвение по заветам святых отцов как важнейшее пособие для победы над своим внутренним ветхим человеком» выступил насельник Иоанно-Богословского монастыря иеромонах Мелхиседек (Скрипкин). Отец Мелхиседек отметил, что молитва, трезвение и добрые дела – суть три важнейших пособия в деле победы человека над внутренним ветхим человеком, и что именно без трезвения не будут благоуспешны ни молитва, ни дела на благо ближнего. Докладчик раскрыл понятие трезвения, которое состоит в проявление духовного бодрствования на пути спасения, в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.Были приведены цитаты из творений святых отцов по поводу особенностей прохождения подвига трезвения. Исходя из понимания важности хранить чистоту сердца и молитвенную настроенность в каждый настоящий момент жизни, было упомянуто о различных способах трезвения согласно учению прп. Исихия Иерусалимского: неотступно следить за мечтаниями или прилогами; иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться; непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа; иметь в душе непрестанное памятование о смерти. В этом же духе учил противодействовать вражеским прилогам и душевным переживаниям и архимандрит Авель (Македонов), наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии († 2006).

Монахиня Евфимия (Кириченко) из Покровского монастыря г. Михайлова выступила с докладом на тему: «“И явлю ему спасение Мое”. Свидетельства о чудесном заступничестве Божием, Пресвятой Богородицы и святых угодников во время Великой Отечественной войны». Мать Евфимия вспомнила, в частности, о молитвенном подвиге высокопреосвященного Илии (Карама), митрополита Гор Ливанских, который молился о спасении России. О том, что среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставалась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом прп. Сергия Радонежского, и перед Казанской образом непрестанно совершались молебны и поминовения погибших воинов. Победа в войне в духовном смысле была торжеством Православия, победой Святой Руси над богоборцами, которые напали на наше Отечество в день Всех русских святых.

Игумен Лука (Степанов) представил доклад на тему «Слово о духовной брани в мировой христианской поэзии». Отец Лука подчеркнул, что на художнике слова лежит большая ответственность. Важно, чтобы его слово не развращало, не уводило с пути спасения, а напротив, помогало познать Бога, красоту Божиего мира, осознать свою греховную поврежденность и обратиться к Богу за помощью. «Исходя из обзора поэзии, проникнутой христианскими мотивами, и имеющей более чем двухтысячелетнюю историю, – сказал о. Лука, – можно сделать вывод, что только те поэтические произведения имеют миссионерскую, просветительскую пользу, где авторам удалось избежать т. н. “инфляции сакральных образов”, т. е. злоупотребления сакральной лексикой и нечёткости, туманности этих образов, что, к сожалению, стало свойственно европейским поэтам после отпадения Западной Церкви от Православия».

Доклад игумении Анны (Сычуговой), настоятельницы Казанского женского монастыря г. Рязани носил название «“Были крепки во бранех”, или Они приблизили Победу. Воспоминания о монашествующих – участниках Великой Отечественной войны». Матушка Анна рассказала о новых страницах жизни подвижника благочестия схиархимандрита Серафима (Блохина), фронтовика, впоследствии известного священника, духовника Рязанской епархии. Эти данные стали известны благодаря рассекреченным архивам и рассказам духовных чад о. Серафима. В 1942 году он был приговорён к 10 годам ИТЛ. В тяжелейших условиях лагерной жизни о. Серафим сильно подорвал здоровье, и в связи с этим был списан, как непригодный к работе. Через несколько месяцев его отправили на фронт.

Рядовым о. Серафим воевал с августа 1944-го по октябрь 1945 года. Был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией», Орденом Великой Отечественной войны 1 степени.

В 1985 году, когда страна отмечала 40-летие Победы над фашистской Германией, правящий архиерей Рязанской епархии владыка Симон собрал в Борисоглебском соборе всех священнослужителей – участников войны. Они пришли, возможно, впервые открыто надев свои боевые награды, что было запечатлено на исторической фотографии. «Глядя на этих скромных героев, – сказала игуменья Анна, – невольно вспоминаешь икону с названием “Благословенно воинство Небесного Царя”. Все они были воистину “крепкими во бранех”, вступали в войну не только с невидимым врагом – духом зла, но и с видимым его воплощением – фашизмом. И приблизили общую Великую Победу, дарованную Богом нашему народу за проявленные в годину испытаний невероятные самоотверженность и героизм».

Насельник Свято-Троицкого монастыря Рязани иеромонах Мисаил (Салтыков) выступил с докладом: «Слово о духовной брани в мировой христианской поэзии». В свете рассматриваемой темы отец Мисаил обратился к поэзии Ветхого Завета, процитировав избранные стихи покаянного содержания из Псалтири. Из поэзии Нового Завета он привел Заповеди Блаженств из Нагорной проповеди Спасителя. Цикличность, ритмика, красота и высота смысла этого текста, сказал о. Михаил, несомненно говорят о нем, как о гимне во славу Бога и веры. В качестве образцов с богатым покаянным содержанием докладчик назвал Великий покаянный Канон прп. Андрея Критского, каноны прп. Иоанна Дамаскина, Великого Четвертка и Субботы, прп. Космы Маюмского, кондаки прп. Романа Сладкопевца. Многие акафисты, сказал иеромонах Мисаил, дают примеры как побед в великой духовной брани, так и в бранях за Отечество и своих ближних. Преподобные Оптинские старцы,свт.Игнатий (Брянчанинов), даже многие светские поэты, такие, как Державин, Пушкин, Лермонтов, оставили нам немало стихов, свидетельствующих об их вере и стремлении одержать победу в брани духовной. В наше время верующие христиане и служители Церкви тоже пишут духовные стихи.

Инокиня Анастасия (Бунцева), насельница Рождества Богородицы Солотчинского монастыря) в докладе «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15,13). Значение подвига и примеров новомучеников, исповедников и подвижников благочестия для победы в Великой Отечественной Войне» озвучила мысль, что тема военного подвига нашего народа и тема подвига новомучеников и исповедников сплетаются в один смысловой узел. Инокиня Анастасия упомянула о новомучениках, которые исторически связаны с Рязанской землей, – свщмч. Иоанне Кочурове, свщмч. Иувеналии, архиеп. Рязанском. В докладе говорилось и о молитвенном подвиге преподобноисповедника Серафима Вырицкого, и о святителе Луке Крымском, который, пройдя череду тюрем, лагерей и ссылок, уже с октября 1941 года стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. В заключение мать Анастасия заметила, что новомученики, исповедники и подвижники благочестия, может быть, и были те самые “десять праведников”, благодаря которым Господь помиловал нашу страну, несмотря на страшный безбожный эксперимент, осуществлявшийся в 1920-е и последующие годы.

Насельник Спасского монастыря г. Рязани иеромонах Николай (Куликов) представил доклад на тему «Отечество Небесное и Отечество земное – осмысление патриотизма в монашестве». Отец Николай подчеркнул, что на Руси патриотическая идея стала характерной чертой менталитета русского народа, духовной основой развития российской государственности. Русские иноки способствовали укреплению государства молитвами и добрыми делами, при необходимости вставая на защиту своих монастырей. В качестве примеров проявления патриотизма в русском монашестве были рассмотрены личности двух подвижников благочестия нашего отечества – преподобного Сергия Радонежского и святителя Феофана Затворника. Подняв вопрос о том, каким образом инокам осуществлять свое служение Отечеству, о. Николай привел слова архиепископа Никона (Рождественского), когда тот в непростое время 1915 года в своих дневниках рассуждал о монашествующих и войне: «Не забывайте того подвига, на какой вас Господь призвал, который вы вольною волею себе избрали… Пусть каждый из вас, кроме молитвы в церкви при богослужении, положит себе и в келлии особое правило: полагать несколько поклонов пред лицем Божиим за избавление земли родной от нашествия лютых супостатов. Вот это и будет то оружие, коим вы будете помогать сражающимся на брани воинам – незримо для них, но ощутительно».

В заключение доклада о. Николай процитировал слова из проповеди, сказанной Святейшим Патриархом Кириллом 8 октября 2023 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Лавре на братской трапезе: «…обращаясь ко всем монашествующим, я скажу: … ваша первая и главная задача – молиться… Сегодня надо молиться искренне, сердечно, душу свою полагая. Молиться за Родину, за Церковь нашу, которая проходит через очень непростые жизненные обстоятельства».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь
Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь
Казанский мужской монастырь города Тамбова
Женский монастырь в честь Архангела Михаила в селе Комаровка
Введенский Толгский женский монастырь
Мужской монастырь Свято-Косьминская пустынь
Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александрова
Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово
Николо-Тихонов монастырь в с. Тимирязево
Покровский Шиханский женский монастырь