В Александро-Невской лавре состоялся круглый стол для епархиальных монастырей «Древние монашеские традиции в современных условиях»

17 декабря 2015 года в Александро-Невской лавре под председательством благочинного монастырей и монастырских подворий Санкт-Петербургской епархии, наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария состоялся круглый стол «Древние монашеские традиции в современных условиях». Заседание прошло в рамках региональных XIX Рождественских (Знаменских) чтений, которые были открыты в этот же день в Санкт-Петербургских Духовных школах по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

В чтениях приняли участие братия Лавры, насельники и насельницы Воскресенского Новодевичьего и Константино-Еленинского монастырей, Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, Тихвинского Введенского монастыря и Александро-Свирского монастырей Тихвинской епархии, а также священник храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Кузьмоловский (Выборгская епархия) иерей Вадим Антоненко.

В вступительном слове епископ Назарий наметил основные вопросы и проблемы современного монашества, теоретические и практические стороны повседневной жизни монастырей: взаимоотношения между монастырями и приходами, ожидания мирян от общения с монахами и влияние этого общения на отношение к приходскому духовенству, духовное образование мирян и повышение уровня образования насельников и насельниц монастырей, различия во внутренних уставах монастырей, административное управление в обителях, проблемы духовного руководства и  количественного роста  числа насельников, устроения скитов и многое другое.

Прозвучало три доклада. Монахиня Мария, настоятельница Свято-Троицкого Линтульского подворья Константино-Еленинского монастыря, зачитала доклад игумении Иларионы (Феоктистовой) «Раскрытие смысла монастырской жизни через различные образы в “Лествице“ прп. Иоанна Синаита», где рассматривалось 14 образов монастырей (монастырь – воинство, монастырь – лечебница, монастырь – темница, монастырь – корабль, монастырь – семья и др.). Иерей Вадим Антоненко представил доклад «Ожидания мирян от общения с монахами», в котором он затронул тему паломничества в монастыри и проблему взаимоотношений монашества и приходского духовенства, особенно в вопросах различных подходов к духовничеству, а также как паломничество людей в святые обители влияет на их отношение к приходскому духовенству. Иеромонах Филарет (Коноплев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, представил доклад «Образовательная деятельность в условиях городского монастыря» на примере Православной частной гимназии, действующей в стенах пустыни с 2009 года.

В результате активного обсуждения докладов и обмена мнениями по поднятым вопросам были выработаны единые тезисы по проблемам, затронутым в ходе заседания круглого стола:

1. Древние монашеские традиции есть тот идейный базис, который должен быть в основе устроения внутренней и внешней жизни любого монастыря. Признавая непреходящее значение афонских монашеских традиций, внедрять их на практике в русских монастырях необходимо в разумных пределах. Существует огромный духовный опыт нашего, русского, монашества, который не надо забывать и использовать его на пути спасения. При этом не пренебрегать богатейшими духовными сокровищами, приобретенными подвигами подвижников мировой православной традиции.

2. Необходимо возрождение традиции умной молитвы. Эта традиция, практически, потеряна: идут большие дискуссии о том, как вернуть делание умной молитвы. Умная молитва, в первую очередь, способствует тому, чтобы человек, принявший монашеские обеты, оставался им верен в любых обстоятельствах.

3. Устав монастыря должен создавать условия для духовной жизни насельников. Пришедшим в монастырь для поиска и выбора своего дальнейшего пути в духовных исканиях необходимо проявлять особое внимание и отеческое руководство со стороны игумена и духовников монастыря. Необходимо использовать возможности различных форм организации духовной жизни (общинность и уединение). Избирательная информация о жизни монастырей в церковных СМИ могла бы сформировать правильное отношение к такому выбору человека. Значение монастырей как хранителей Священного Предания могло бы реализовываться более активно, если бы на приходах  активнее выявляли кандидатов для поступления в монастыри.

4. Образование насельников и особенно насельниц монастырей, а также повышение его уровня имеет большое значение в условиях динамично развивающегося общего интеллектуального уровня общества. Должна быть выработана некая особая система образования. Существует острая нехватка «среднего» звена, своего рода «училища» или «Воскресной школы для взрослых», где возможно было бы не только углубить знания, но и подготовиться к поступлению в духовные школы. Особенно остро эта проблема  стоит в женских обителях, и наличие Свято-Тихоновского института или других факультетов, где могут обучаться монахини, не обеспечивают решения этого вопроса.

5. Духовное образования мирян необходимо продолжать и углублять. Воскресные школы не только не дают достаточного для продолжения образования в семинарии уровня, но зачастую дети, покидая стены Воскресной школы, за несколько месяцев забывают то, чему они обучались и многие из них в Церковь уже не возвращаются.

Также следует воспитывать в детях и их родителях правильное понятие о духовности. Многие молодые родители думают, что правила поведения и этикета уже закладывают в ребенке духовные основы и культура поведения равна духовности. Правильное понимание духовности – основа для выбора родителями для своих детей предмета ОПК в общеобразовательных школах.

6. Приходские священники несут большую часть пастырского служения в Церкви. Необходима взаимопомощь монастырей и приходов. Надо ценить и поддерживать приходское духовенство, но при необходимости помочь приходскому батюшке исправить  грехи, которые ведут к искажению учения и традиций Церкви. Тогда приходские священники не будут бояться благословлять духовных чад на паломничество в монастыри. Полезно самим священникам посещать монастыри вместе со своей паствой.

7. Необходимо бороться с индифферентностью насельников монастырей и активнее привлекать их к участию в общественных, образовательных и других мероприятиях. Удручающе мало монахов и монахинь, которые сами проявляют инициативу и откликаются на просьбы игумена и игумении об участии в мероприятии вне рамок богослужебной занятости. Особенно это касается монастырей, находящихся в городских условиях. Одним из путей повышения такой активности могли бы стать выездные мероприятия духовно-просветительского характера в монастырях митрополии. Для этого необходимо наладить и активизировать работу монашеского Совета, который необходимо утвердить как реально действующий орган при митрополии.

8. Для правильного освещения монашеской жизни и восстановления монастырей необходимо создать единый информационный сайт монастырского благочиния Санкт-Петербургской митрополии.  Центром сбора информации может стать Александро-Невская лавра.

9. Активизировать связи и подготовить информацию для создания соответствующего раздела на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству, посвященного монастырям Санкт-Петербургской митрополии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь