В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском монастыре г. Тулы состоялся литургический съезд духовенства епархий Тульской митрополии

В Щегловском мужском монастыре г. Тулы состоялся литургический съезд духовенства двух епархий в составе Тульской митрополии.

Собрание открыл митрополит Тульский и Ефремовский Алексий: «Нынешняя тема нашего размышления и обмена мнениями посвящена непосредственно жизни наших духовных пастырей Церкви – той аскезе, которая позволяет нам не только быть вестниками евангельской благодати, но и осуществителями ее в своей христианской личной жизни.

В этом отношении опыт Церкви важен для нас, детей ее XXI века».

Далее высокое собрание заслушало и обсудило доклады представителей духовенства Тульской и Белевской епархий.

Клирик Иоанно-Предтеченского храма г. Венева Тульской епархии иерей Георгий Белькинд в сообщении «Смысл христианского подвига» обратил внимание на важность раскрытия понятия во внутреннем церковном делании и во внешнем общественном свидетельстве: «В ноябре 2016 года министр культуры РФ Мединский заявил, что Зоя Космодемьянская – “святая, такая же святая, как 28 героев-панфиловцев, как сотни и тысячи наших предков, принявших страшную гибель за наши жизни. Относиться к их жизням можно только как к житиям святых. Сомневаться в их подвиге – это поступать точно так же, как поступил тот полицай, который сдал ее фашистам. Да горит он в аду! Как будут гореть те, кто ставит под сомнение, копается и пытается опровергнуть подвиг наших предков“. Не будем забывать – особенно в нынешнем году 100-летия богоборческого переворота – и о том, что, кроме военной героики, наш мемориальный ландшафт всё еще остается перенасыщенным памятниками революционного героизма. В этой связи очень важно обратиться к работе отца Сергия Булгакова “Героизм и подвижничество“ (1909, “Вехи“): “Задача героизма – внешнее спасение человечества (точнее, будущей части его) своими силами, по своему плану, “во имя свое“; герой – тот, кто в наибольшей степени осуществляет свою идею, хотя бы ломая ради нее жизнь, это – человекобог. Задача христианского подвижничества – превратить свою жизнь в незримое самоотречение, послушание, исполнять свой труд со всем напряжением, самодисциплиной, самообладанием, но видеть и в ней, и в себе самом лишь орудие Промысла“».

В докладе «Идея Церкви и ее отношение к антропологическим основам аскетизма» игумен Иринарх (Боровков), насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковска Тульской епархии, отметил, что антропологическая основа аскетизма имеет большое значение для выяснения в целом аскетики: «Где нет познания своей собственной человеческой природы  – там не может быть борьбы со страстями “ветхого“ человека, и  стремления к святости в обретении “нового“ по Христу» человека . Это познание должно сопровождать и воодушевлять всякого человека, стремящегося к единению с Богом, всюду, везде и всегда, потому что такое познание раскрывает и то, что такое Бог, и то, что такое человек, и то, каково должно быть взаимоотношение между ними».

 

Мыслями о сущности «Аскетических мировоззрений вообще и в частности для пастыря» поделился в своем выступлении иерей Димитрий Ерохин, настоятель Покровского храма г. Ясногорска Белевской епархии: «Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа, а из необходимости привести их в состояние гармонии.

Подвиги аскетические – это не цель, а средство, для борьбы за “венец нетленный“, свершающейся на “ристалище“ всей нашей жизни. Поэтому “аскетом“ может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.

Таким образом, Православие, признавая совершенство общехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах – монашестве, священстве и общественно-деятельной жизни. То есть аскетическое мировоззрение именно в смысле возделывания своего внутреннего сада, воспитания внутри себя такого трепетного состояния души и есть цель нашего каждодневного труда, будь то священник, мирянин, пустынник. Каждый из нас должен стараться опытно постигать эти тонкие душевные движения, которые открывают всю полноту жизни человека, которую в него заложил Творец».

О «Значение искушения Господа от диавола и христианском мировоззрении на это событие» рассказал протоиерей Ростислав Корольков, настоятель Иоанно-Богословского храма с. Протасова Дубенского района Белевской епархии Тульской митрополии: «Поклониться диаволу означало бы для Спасителя отказаться от воли Отца, то есть от спасения человечества. Взамен предлагалась земная власть, о которой жаждали многие иудеи, внутреннее же господство с искусительными и гибельными страстями оставлял за собой сатана. Это было неприемлемо для Спасителя, ибо Он пришел не для внешнего господства, а для Царства духовного.

Так и священнослужителю нужно более заботиться о проведенном времени со своими пасомыми, в рассуждении о делах веры, умножении любви, искоренении страстей и пороков – именно в этом истинный духовный авторитет: “Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 10:33). Сначала надо воплотить идеал, а потом научить, а это подвиг аскетизма.

К такому пастырю тянется народ, нуждаясь в нем как в молитвеннике, постнике, милостивом служителе, и ему отдаст свою душу».

По завершении дискуссии по итогам выступлений владыка Алексий благословил определение темы литургического съезда следующего года – «Литургическая катехеза» – и подвел результат встречи: «На литургических съездах Тульской митрополии, ежегодно проходящих в стенах Пантелеимонова мужского монастыря Тулы в дни пасхального сорокадневия, с исторической, богословской и церковно-практической точек зрения обсуждаются вопросы, касающиеся нашего служения в современном мире.

Братское общение вызывает светлое, искреннее и доброе чувство радости, позволяющее чувствовать не только географическую и богослужебную общность, но и человеческое единение, связанное с возможностью ответственно – пастырски и богословски – посмотреть на себя и свое служение через зеркало Церковного предания и вероучения.

Это чувство радует и нас как архипастырей, и наших собратьев-священников, наполняя впоследствии практическую жизнь и служение на приходах добрым благословенным духом».

Мнение главы Тульской митрополии митрополита Тульского и Ефремовского Алексия разделил епископ Белевский и Алексинский Серафим: «Задача Церкви в современном мире заключается в раскрытии человеческих сердец навстречу спасительному действию Божественной благодати через евангельскую проповедь. И нынешний литургический съезд как раз и затронул темы ведения нашей проповеди и пастырской аскезы, которые затрагивают жизнь каждого священнослужителя, позволяя нести свидетельство об уповании веры нашей здесь, на Тульской земле».

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Макарьева пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь