В Богородичном Щегловском монастыре г. Тулы отслужена утреня с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа

Вечером 26 апреля 2019 года, в канун Великой Субботы, наместник Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы архимандрит Клавдиан (Ларьков) с братией обители в священном сане совершил в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. 

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Богослужение Великой Субботы есть благоговейное бдение пред гробом Господним. Она начинается как надгробная служба, как плач над мертвецом. После пения погребальных тропарей и медленного каждения духовенство выходит к Плащанице. Верующие предстоят гробу Господню и созерцают Его смерть. Поется псалом 118, и к каждому стиху его припеваются особые «похвалы», в которых выражаются ужас всей твари перед смертью Господа, сострадание, скорбь.

После прославления Святой Троицы храм освещается и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом. Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть. Тут в первый раз говорится, что эта суббота воистину есть самый «благословенный день», когда-либо бывший. 

После канона и великого славословия при пении «Святый Боже» и погребальном перезвоне колоколов Плащаница торжественно обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью. Затем Плащаница вносится в храм и полагается перед открытыми Царскими вратами в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Когда Плащаница возвращается на середину храма, читается паремия из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых – поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию: «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете». 

Далее читается Послание апостола Павла к Коринфянам, научающее верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти диавола: «Пасха наша Христос заклан за нас». 

Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз после ектении и благословения. По окончании утрени верующие восхваляют церковной песнью Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул Его в погребальные пелены и положил в гроб. Умилительным напевом хор поет «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», и вновь совершается целование Плащаницы.

Плащаница – плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.  

В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа. Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV–XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII–XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.  

По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения – глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь