В Богородице-Рождественском монастыре Владимира впервые совершено богослужение, посвященное дню памяти князя Всеволода Большое Гнездо

Князь Всеволод Большое Гнездо (в крещении Димитрий) явился основателем Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В 1882 году при реставрации Успенского собора города Владимира были обретены его святые мощи. Веками благочестивые владимирцы почитали князя Всеволода как местночтимого святого, покровителя Владимиро-Суздальского края.

В четверг Светлой седмицы в Богородице-Рождественской обители после Пасхального богослужения был отслужен молебен, который совершил игумен Гавриил (Крускоп), благочинный Богородице-Рождественского монастыря, в сослужении братии обители в священном сане и духовенства города Владимира.

В этом году исполнилось 810 лет со дня праведной кончины благоверного князя Всеволода. В обители, которая была основана великим князем Всеволодом, в клейме Иверской иконы Божией Матери есть единственное его иконописное изображение. Также в монастырском храме Рождества Христова есть фреска с изображением князя.

Сейчас сотрудники музея Богородице-Рождественского монастыря собирают, исследуют жизнь и деяния князя Всеволода Юрьевича. Ко дню памяти его небесного покровителя – святого великомученика Димитрия Солунского, к ноябрю, в монастырском музее предполагается открытие экспозиции, посвященной основателю древнейшей обители. Также возрождена древняя традиция почитания благоверного князя Всеволода, который при жизни очень много совершил на Владимиро-Суздальской земле, не оставив этот край и после своей кончины. Владимирцы и многочисленные паломники до революции всегда прибегали к небесному заступничеству святого князя. При крещении он получил второе имя – Димитрий. Но в русских летописях известен под первым княжеским именем.

Благоверный князь Всеволод Юрьевич скончался во Владимире-на-Клязьме в воскресенье 15 апреля 1212 года «егда кончаютъ литургию» и был погребен на следующий день епископом Иоанном в Успенском соборе на северной стороне.

Краткая справка

Князь Всеволод III Большое Гнездо – великий князь Киевский (с 1173) и Владимирский (с 1176), прославленный своим общественным служением, воитель за Русскую землю. Он продолжил политику своего деда Владимира Мономаха, отца великого князя Юрия (Георгия) Долгорукого, благоустроителя Суздальской земли. Князь Всеволод стал первым русским князем, которого стали именовать «великим князем». Название «великий», данное ему летописцами, он вполне заслуживает по великому значению его деятельности и могуществу. Влияние Всеволода было велико и в Северной, и в Южной Руси, и даже в сопредельных с Русью странах. Великокняжеский титул впоследствии закрепился за преемниками Всеволода Юрьевича на владимирском престоле.

Под его покровительством в Суздальской земле в конце XII – начале XIII века было составлено несколько летописных сводов, ставших основой последующего летописания Северо-Восточной Руси (в том числе наиболее ранних памятников – Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, «Летописца Переяславля Суздальского»), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 года. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль Всеволода Юрьевича в межкняжеских отношениях на Руси. «Летописец Переяславля Суздальского» прославляет князя за то, что он «не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя». «Слово о погибели Русской земли» содержит утверждение, что Всеволод Юрьевич стоит во главе всей Русской земли. «При имени Всеволода трепетали все страны, и по всей земле разошелся слух о нем. И всех зломышлявших на него отдал Господь в руки его, чтобы не возносились и не величались, но возлагали на Бога всю свою надежду. И бог покорял под ноги его всех врагов его» – пишет летописец в «Похвале Всеволоду Большое Гнездо». Воинская доблесть и военно-политическое могущество Всеволода Юрьевича были воспеты неизвестным автором «Слова о полку Игореве».

Конец 80-х и 1-я половина 90-х годов XII века для Всеволода Юрьевича отмечены переходом от военных действий к дипломатическим и обустройством собственных земель. За время своего княжения благоверный князь воздвиг немало церквей и монастырей как в стольном Владимире, так и в других городах своего княжества. Деревянные храмы в честь своего небесного покровителя Димитрия Солунского были возведены им в Дмитрове и Москве. Во Владимире был перестроен и расширен пострадавший от опустошительного пожара в 1185 году Успенский собор: «и бысть радость велика в граде Володимере».

В 1191 году князь Всеволод строит новый деревянный детинец (кремль) в Суздале. Активная строительная деятельность продолжается и в последующие годы: «Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. <…>  И монастырь создал, а в нем церковь каменную Рождества святой Богородицы и ее также исполнил всем исполнением, и покрыта была оловом от верху до закомар и притворов. И то чуду подобно. И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили». В 1191-1196 гг. строится храм Рождества Богородицы во Владимире,  в 1193 г. обновлена церковь Пресвятой Богородицы в Суздале, также князь закладывает новый детинец во Владимире; на следующий год строит деревянную крепость в Переславле-Залесском. В 1194-1197 гг. «создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом», а в январе 1197 г. в соборе были помещены принесенные из Солуни «доска гробная» с раки вмч. Димитрия и сорочка святого.

В правление Всеволода Юрьевича в Северо-Восточной Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь, ярославский в честь Преображения Господня мужской монастырь и другие. Над образами и фресками для церквей в монастыре работали артели византийских и русских иконописцев.  На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переславле-Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в других городах Северо-Восточной Руси, а также в родовой «отчине» Всеволода Юрьевича Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества.

В Лаврентьевской летописи запись о кончине и погребении В.Ю. (под 1212) сопровождается обширной похвалой его храмоздательской деятельности, смирению и справедливости. «И когда пришел конец временного сего и многомятежного жития, тихо и безмолвно он преставился и приложился к отцам и дедам своим. И плакали по нему сыновья его плачем великим, и все бояре и мужи, и вся земля власти его, и пел над ним обычные песнопения епископ Иван, и все игумены и черноризцы, и все попы града Владимира. И положили его в церкви святой Богородицы Златоверхой, которую создал и украсил брат его Андрей».

Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси. В конце 40-х – начале 50-х годов XVI века в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, великих князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что «по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня».

В середине XVII века над захоронением Всеволода Юрьевича был помещен надгробный лист, составленный в Москве в окружении Патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя. Во 2-й половине XVII-XVIII вв. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции.

В XIX веке над ракой Всеволода Юрьевича горело 5 лампад. Мощи князя были освидетельствованы в 1882 г., во время реставрационных работ в Успенском соборе.

Юлия Стихарева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь