В Черноостровском монастыре Калужской митрополии прошел круглый стол, посвященный традициям монашества в условиях современности

28 ноября 2022 года в Свято-Никольском Черноостровском монастыре Калужской митрополии в рамках направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» регионального этапа XXXI Международных Рождественских чтений прошел круглый стол «"Даждь ми разум творити волю Твою" – о молитве, покаянии и трезвении как пути богопознания: духовный путь старцев и стариц Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря».

В этот день в монастыре была совершена Божественная литургия в соборном храме во имя святителя Николая Чудотворца, славление иконе Божией Матери «Милостивая», а также лития на могиле схимонахини Марии (Капалиной).

В конференц-зале прошел круглый стол. В мероприятии приняли участие насельник Иосифо-Волоцкого Успенского ставропигиального монастыря иеромонах Пафнутий (Попов), наместник Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря иеромонах Пафнутий (Габидулин), насельник Боровского монастыря иеромонах Лазарь (Антипенко), заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), настоятельница Спасо-Преображенского монастыря на реке Угре игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери в г. Калуге игумения Параскева (Ляхова), настоятельница Свято-Успенского Гремячева женского монастыря игумения Михаила (Осипова), настоятельница Казанского девичьего монастыря г. Калуги монахиня Ангелина (Петрова), сестры Свято-Никольской обители.

Ведущей круглого стола выступила игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря.

В начале мероприятия игумения Николая рассказала о духовных наставниках Свято-Никольской обители схиархимандрите Михаиле (Балаеве) (†2009) и схиархимандрите Власии (Перегонцеве) (†2021), а также о старицах схимонахине Марии (Капалиной) (†2018) и схимонахине Елисавете (Васильчиковой) (†1993). Эти удивительные светильники православной веры пронесли через самые страшные годы гонений на Церковь непоколебимую верность Христу, стяжали неоскудевающую любовь к Богу и ближним, а для Малоярославецкого монастыря стали путеводителями ко спасению, являя образец подлинного христианского отношения к жизни. Эти подвижники разной судьбы внесли огромный вклад в становление монашеской общины и духовное устроение сестричества.

Иеромонах Пафнутий (Попов) поделился размышлениями о молитве и монашеском подвижничестве на основе своего обширного духовного и пастырского опыта. Батюшка отметил важность послушания и преданности воле Божией для стяжания благодати Святого Духа, а также необходимость терпения, как высшей христианской добродетели, заповеданной Самим Господом в Евангелии.

Выступление наместника Боровского Пафнутьева монастыря иеромонаха Пафнутия (Габидулина), было посвящено почившему духовнику обители и духовному наставнику Свято-Никольского монастыря схиархимандриту Власию. Отец Пафнутий хотя и не имел собственного опыта общения с батюшкой Власием, однако как наместник монастыря оценил духовные плоды выдающегося старца, которые тот возрастил в братстве Боровского монастыря, а также в многочисленных духовных чадах, притекающих в монастырь за духовным руководством и по его преставлении. Священник поделился некоторыми воспоминаниями духовных чад об отце Власии, передающими представление о необыкновенном даре прозорливости и любви, которыми Господь наделил старца. Также иеромонах Макарий (Комогоров), насельник Боровского монастыря и заместитель председателя Издательского совета представил книгу «Лоцман душ человеческих», выпущенную монастырским издательством к годовщине преставления отца Власия и поделился своими воспоминаниями о батюшке. В частности, священник рассказал о строгости старца в отношении устава богослужения и монастырского распорядка. Будучи воспитанным в традициях строгого церковного благочестия, батюшка стремился устраивать богослужение и духовную жизнь обители согласно апостольскому постановлению: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1Кор. 14:40). При этом пасхальная радость, с которой совершались богослужения в день Светлого Христова Воскресения и Светлой седмицы в Боровском монастыре, невозможно сравнить ни с чем другим. Это был подлинный духовный восторг.

Игумения Параскева (Ляхова) рассказала о духовном мужестве схиархимандрита Михаила (Балаева), которое он приобрел еще в окопах Великой Отечественной войны, куда отправился в 17 лет. Уже на фронте будущий монах и пастырь научился горячей молитве и строгому соблюдению поста, благодаря чему Господь сохранил его жизнь. Будучи очень скромным человеком отец Михаил никогда не раскрывал своих духовных даров, принимал матушку игумению и сестер в своей келье в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Провожать его в последний путь собрались десятки сестер, которые духовно выросли и укрепились благодаря его наставлениям и молитве.

Игумения Михаила (Осипова) поделилась воспоминаниями о смиренных подвижницах – схимонахине Елисавете (Васильчиковой) и схимонахине Марии (Капалиной). Матушка Елисавета происходила из древнего княжеского рода, ведущего свое начало от варяга Симона, строителя Великой Печерской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Она приняла крещение от рук святого праведного Иоанна Кронштадтского и была восприемницей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, имя которой впоследствии приняла при постриге в великую схиму. Ей пришлось поучаствовать в сохранении главы преподобного Сергия Радонежского в период гонений, и она передала великую святыню Святейшему Патриарху Алексию I после открытия Троице-Сергиевой лавры. Матушка была одной из первых насельниц Свято-Никольского монастыря и своими молитвами помогала созидать духовную твердыню возрождающейся обители. Схимонахиня Мария (Капалина), родившись в небольшой вятской деревне Белополье, с ранних лет была научена благочестивыми родителями православной вере. Однако рано лишившись матери ей пришлось в полной мере испить чашу страданий, лишений в годы войны и притеснений богоборческого времени. Она воспитывала четверых сыновей в духе подлинного христианского благочестия, с детства приучила их к молитве и посещению храма. В самый разгар гонений на Церковь все четверо сыновей избрали путь служения Церкви, стали почитаемыми архипастырями и пастырями. Игумения Параскева рассказала о том, как ухаживая за матушкой Марией, которая испытывала сильные боли, проводя с ней ночи прочитывали множество акафистов: «А давай этой иконе Божией Матери прочитаем, – говорила матушка, – а теперь давай еще вот этот акафист почитаем…» Терпеливо перенося боль и немощь схимонахиня Мария являла собой пример живой веры и горячей любви к Богу, ее терпение, радость и благодарность Богу послужили духовному укреплению сестер обители.

Все участники встречи выразили большую радость от теплого общения и духовного назидания, которое получили от воспоминания выдающихся подвижников веры. По предложению игумении Николаи в качестве резолюции круглого стола было принято решение об издании книги, посвященной духовным наставникам и подвижникам Свято-Никольского Черноостровского монастыря.

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь