16 октября Ярославская епархия празднует Собор святых новомучеников и исповедников земли Ярославской и чтит память святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника. В праздничный день Божественную литургию в Казанском соборе Казанского женского монастыря города Ярославля, где находятся мощи святителя Агафангела, совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.
За праздничным богослужением молились настоятельница Казанского монастыря игумения Екатерина (Гаева) с сестрами, прихожане обители.
Церковные песнопения исполнили Архиерейский хор и хор Регентской школы Ярославской духовной семинарии.
Обращаясь с проповедью к молящимся в храме, владыка Вадим напомнил слова Спасителя о том, что тот, кто «исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32).
Краткая справка
Служение святителя Агафангела (Преображенского) пришлось на сложное и трагическое время.
Он принял управление Ярославской и Ростовской кафедрой в 1913 году, тремя годами позднее возведен в сан митрополита.
В 1922 году Патриарх Тихон, находясь в заключении, передал митрополиту Агафангелу право его замещения. В этот труднейший момент владыка призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться «обновленцев», пытающихся незаконно узурпировать церковную власть. За это он был арестован властями и отправлен общим этапом в трехлетнюю ссылку в Нарымский край.
В 1926 году после освобождения владыка вновь возглавил Ярославскую кафедру и ради церковного мира отказался от прав местоблюстителя.
16 октября 1928 года митрополит Агафангел мирно отошел ко Господу и был погребен в склепе у Леонтьевского храма Ярославля.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года святитель Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Его святые мощи были обретены в 1998 году и находились в Леонтьевском храме, а позднее в Феодоровском соборе Ярославля.
В ноябре 2000 года архиепископ Ярославский и Ростовский Михей передал их Казанскому женскому монастырю.