В монастыре новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске состоялась архиерейская Литургия

18 июля 2020 года, в день памяти святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) Преосвященные архипастыри совершили Божественную литургию в мужском монастыре во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске.

Богослужение возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид в сослужении многочисленного духовенства Екатеринбургской митрополии.

За Литургией молились настоятельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игумения Варвара (Крыгина) и настоятельница Боголюбского женского монастыря в с. Сарсы-II игумения Питирима (Лисицына) с насельницами обителей.

На богослужении присутствовали и молились волонтеры Царских дней в Алапаевске: студенты областного медицинского колледжа и Алапаевского инустриального техникума, представители регионального центра Всероссийского студенческого корпуса волонтеров-спасателей и молодежного крыла Российского Красного Креста – добровольцы межмуниципального штаба милосердия, созданного по инициативе директора областного медколледжа И. А. Лёвиной.

По окончании богослужения состоялся крестный ход к шахте, куда в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, живыми были сброшены алапаевские мученики: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Федор Ремез.

У шахты Преосвященные владыки почтили память безвинно убиенных и совершили молебен, а также исполнили Херувимскую песнь, которую, как известно, пели сброшенные в шахту мученики в течение нескольких дней, пока они не отошли в мир иной. Вокруг места мученической кончины, ставшего местом притяжения сотен тысяч паломников со всего мира, под особо проникновенное исполнение Херувимской песни было совершено каждение и пронесен ковчег с мощами святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил с днем памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары и иже с ними пострадавших. Глава Екатеринбургской митрополии призвал всех паломников, всех гостей Царских дней обращаться в молитвах «к нашим князьям, мученикам Алапаевским», просить у них поддержки и помощи и получать ее их предстательством.

«Мы верим, что они святые люди. Они святые, они богоугодные, они герои Отечества и герои Церкви», – подчеркнул владыка Кирилл.

Также Его Высокопреосвященство поблагодарил всех, кто чтит историю Отечества и почитает новомучеников: «Наше поздравление всем тем, кто хранит память о своей великой истории, хранит и содержит в своей жизни святость и чтит и любит наших мучеников, защитивших нашу страну, наш народ, наше Отечество своей собственной жизнью, своей кровью, положивших свою жизнь за то, чтобы мы сегодня здесь могли беспрепятственно молиться и совершать свое почитание нашего Господа Бога и все тех угодников, которые предстоят сегодня у престола Божия».

В своем архипастырском слове владыка митрополит затронул тему нравственного выбора. Именно перед таковым оказался юный Владимир Павлович Палей, который погиб здесь в числе алапаевских мучеников на 22-м году жизни.

Владыка Кирилл рассказал, что когда молодого князя, являвшегося внуком Александра II, арестовывали, ему предложили отказаться от родного отца. Но Владимир Павлович не пошел на сделку с совестью и претерпел до конца.

«Сколько было потом еще таких людей, которых просили и требовали: откажись от отца-священника, откажись от отца-дворянина, – отметил архипастырь. – И кто-то отказывался, кто-то нет. Кто-то принимал смерть и муки, а кто-то душевные муки принимал и жил, отказавшись от своих родителей. Могло ли быть долговечным общество, которое было построено на лжи и отказе от Отечества, от отечественности, от своего отцовства? Поэтому и рухнула страна, к сожалению, тогда, когда, казалось, было уже всё спокойно – фундамента не было».

Поэтому, по мнению владыки, сегодня очень важно хранить память наших предков и утверждать свою жизнь, не отказываясь от своего достояния, от своего отчества. Между тем, сегодня постепенно стирается традиция называть людей по имени-отчеству –упоминаются только фамилия и имя.

«У нас отчество сегодня незаметно исключают. Таким образом сегодня исключают нашу историю из нашей жизни, – сказал владыка. – У нас из подвигов осталась только Великая Отечественная война, ее более менее помним, но не знаем событий, которые произошли сто лет назад, потому что эти события неудобны для нынешнего понимания – они связаны с невероятной жестокостью, со страшным братоубийством, с такой дикой несправедливостью, которая была возведена в норму, когда были уничтожены лучшие люди страны. И мы сегодня перед некоторыми из них склоняем главу своего сердца, молимся и призываем их на помощь».

В завершение владыка поблагодарил наместника мужского монастыря во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской игумена Моисея (Пилатса) с братией и выразил огромную благодарность А. В. Громовой, «которая много сделала для прославления святых Алапаевских мучеников, чтобы здесь, в Алапаевске, память о святой Великой княгине Елисавете Феодоровне была сохранена на высоком духовном уровне».

Краткая справка

Мужской монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской построен рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены живыми Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и Федор Ремез. В Царские дни обитель становится особенным местом поклонения для тысяч людей со всего мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Макарьева пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Донской ставропигиальный мужской монастырь