В Новодевичьем монастыре Москвы продолжается научная реставрация

В Богородице-Смоленском Новодевичьем женском монастыре Москвы продолжается серьезная научная реставрация. В будущем году планируется завершить работы на 14-ти объектах.

Масштабная реставрация ансамбля Новодевичьего монастыря продлится до 2024 года, когда будет отмечаться 500-летие древней обители. Но первые результаты реставраторы уже готовы показать.

Реставрация монастыря ведется по заказу Министерства культуры РФ. До конца годы будут сданы 13 объектов, в т.ч. Стрелецкая караульная у Напрудной башни, Лопухинские палаты – резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Отреставрированы Иосафовская, Швальная, Чеботарная башни. Сняты леса с колокольни, пострадавшей в 2015 году от пожара. Одним из самых чувствительных вопросов стала прокладка инженерных коммуникаций, которые чуть было не повредили исторический некрополь.

«Если бы не активное участие всех коллег, которые работают на этой территории, вероятно, могло бы так сложиться, что эти сети прошли бы по некрополю. А мы стоим, собственно говоря, на некрополе. И он обладает своей исторической ценностью», – отметил руководитель рабочей группы Министерства культуры по контролю за реставрацией Новодевичьего монастыря Андрей Баталов.

Во время реставрационных работ в подклете собора Смоленской иконы Божией Матери были обнаружены неизвестные ранее захоронения. В самом храме была сделана еще одна удивительная находка: когда разобрали кирпичную кладку, обнаружилась подлинная фреска XVI века. Роспись собора будет очищена от поздних записей и копоти, а иконостас отреставрирован. Во время реставрации 80-х годов иконы, написанные в XVI веке мастерами Оружейной палаты, были поновлены, то есть просто записаны.

«Вот она такая. С прописью современного реставратора 85-го года. Сейчас мы реставрируем чуть по-другому, делаем тонировки в местах утрат, не заходя на автора», – подчеркнула заместитель директора Межобластного научно-реставрационного художественного управления Евгения Серегина.

Реставрируется холст, который закрывал оборотную сторону иконостаса и который видели только священнослужители в алтаре. В мастерскую гигантское полотно размером 6 на 9 метров заносили через балкон.

«Здесь работа происходит не совсем так, как это обычно происходит с холстами. Здесь работа происходит с двух валов. Мы видим один вал и второй вал. И для того, чтобы проводить реставрационные работы, картина постоянно перематывается», – поделилась художник-реставратор Юлия Савцова.

Иконы, которые некогда находились в иконостасе одного из храмов монастыря, а сейчас пребывают в коллекции Исторического музея, после реставрации будут возвращены Церкви.

Часть иконостасов не сохранилась. Их воссоздают.

«У нас артельный подход к написанию икон. Здесь производится расколеровка, разделка одежд, а личное письмо у нас делается внизу», – сообщил художник-реставратор Сергей Павицкий.

За основу для новых икон были взяты образы из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, в частности подлинные царские врата XVIII века из Смоленского собора монастыря, которые после реставрации вернутся в главный храм обители.

В монастыре, несмотря на проведение реставрационных работ, ни на минуту не прекращается монашеская молитвенная жизнь.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург