В Одигитриевский женский монастырь передан старинный свод Правил монашеской жизни

6 ноября 2020 года в Одигитриевском женском монастыре Челябинска отметили престольный праздник – монастырский храм освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», память которой отмечается в этот день. Также в этот день православная Церковь чтит преподобного Зосиму (Верховского), с чьим духовным наследием неразрывно связана история Одигитриевского монастыря.

По установившейся традиции, в начале 1854 года, вместе с официальным утверждением Одигитриевской общины в Челябинске, ей сразу же были даны Правила монашеской жизни, которые для новообразованной общины просил у Священного Синода епископ Оренбургский и Уфимский Иосиф. Это были Правила Одигитриевской пустынной общины (Зосимова пустынь, Москва), составленные монахом Зосимой (Верховским).

Монашеская жизнь в общежитиях издревле руководствовалась особыми правилами, которые не просто регламентировали её ради порядка и внешней благопристойности, но способствовали достижению одной главной цели – спасению душ монашествующих.

Полный свод правил, подписанный владыкой Иосифом, был передан настоятельнице челябинской Одигитриевской общины Анне Полежаевой, и именно на этом фундаменте утверждалась монашеская жизнь сестер Одигитриевского монастыря.

Совсем недавно сестры челябинской обители, которую возглавляет игумения Евсевия (Лобанова), получили документы из Оренбургского государственного архива, в которых содержался свод Правил, составленных монахом Зосимой (Верховским). Это стало настоящим подарком к престольному празднику.

Преподобный Зосима, в частности, предписывает:

Правило 6. Прием сестер производить сперва в разряд новоначальных для испытания на год или более, смотря по качествам вступающей. По довольном испытании оказавшаяся благонадежною приемлется решительно в число сестер общежития и о сем доводится до сведения епархиального архиерея или, смотря по требованию обстоятельств, испрашивается его разрешение на принятие.

Правило 12. Памятуя наставление Василия Великого в 1-ой главе подвижнических его уставов, яко молитву всему должно предпочитать, как начальница, так и сестры должны стараться не опускать никакого церковного богослужения и никакого соборного или келейного правила, кроме вины благословной – за послушание, наложенное от начальницы, или по болезни, о которой должно быть известно начальнице. Соборное или келейное чтение священных и духовных книг также должно иметь за важнейшее упражнение Богу посвященной жизни.

Правило 14. Гнев имеющим не давать ни пить, ни есть до тех пор, пока примирятся; и если сие продолжится целый день, то дать только мало хлеба и воды в вечер, а которая и в три дня примириться не захочет, таковую удалить от прочих и в последний раз увещевать, чтобы смирилась и за упорство во гневе и соблазн понесла приличную епитимию. Если и за сим не смирится, то, по правилу Василия Великого, «яко неизцельно недугующую», непременно от сестер отлучить и из обители отпустить.

Правило 17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и беспрекословно в точности исполнить, хотя бы то казалось трудным или неприятным.

Правило 25. Новопришедшая должна отдать все свое имущество под сохранение обители, и дается ей год времени, по прошествии коего должна объявить свое решительное расположение, и ежели не желает жить в обители, то возвращается ей все ее имущество; а если останется, то причитается сама к числу сестер, а имущество ее поступает в собственность общежития, после чего, если и пожелает выйти из обители, ничего уже из прежнего своего имущества не имеет права требовать обратно по применению к правилам Кормчей книги 2-ой части.

Правило 26. Если которая и после искуса не может решиться отдать всего своего имущества, но усердно желает жить в обители для спасения души своей, то не принимать ее решительно в число сестер, доколе не покорится сему правилу; впрочем, можно оставить ее как бы в разряде новоначальных, ежели только она не в тягость и не в соблазн всему обществу.

Правило 27. В приеме сестер всего более смотреть на намерение к очищению сердца и желание спасения с благопокорным отсечением своей воли и всячески остерегаться, чтобы не имеющих сего расположения не принять по каким-либо посторонним видам, а имеющих оное не отвергнуть по их бедности или другим недуховным причинам.

Правило 28. Жить одной по себе новоначальной не должно попускать до времени, а также молодым двум или более вместе жить без старшей запрещает Василий Великий; но начальница должна поручить их старшим келейным наставницам по своему усмотрению; потому что, ежели в начале новопришедшая не отсечет вконец воли своей, то и сама себе, и другим будет в тягость, и нет надежды, чтобы совершила жизнь свою в обители.

Правило 29. На основании правил и завещаний святых отец (о чем зри пространных правил Василия Великого главы 10, 26 и 46, кратких его правил главы 110 и 111, и в Добротолюбии Каллиста и Игнатия главы 14 и 15, и Симеона Нового Богослова в Добротолюбии же главы 41 и 129, и Иоанна Лествичника в четвертой степени) все сестры обители должны быть со всею искренностию откровенны во всем своей начальнице, чтобы она, ведая их склонности, чувства, мысли и желания и все деяния и поступки целой жизни их от младенчества и видя совесть каждой, могла безошибочно управлять ими и охранять их от всего душевредного. Ибо, не зная склонностей и искушений сестер, начальница по неведению может поручить им такие дела, которые будут увеличивать их искушения, например корыстолюбивую может избрать в казначеи, склонную к рассеянию и суетным беседам употребить в послушание гостеприимства, невоздержную в пище или пристрастную к лакомству поставить распорядительницею трапезы или клюшницею, нескромную и слабую против соблазнов посылать на послушания для нее опасные, гордую и высокомыслящую о своей святости оставить жить в безмолвии и в усиленном посте, тщеславной поручить высшую должность или поручить таковым учениц, слепых слепым водительницам, отчего вместо спасения может последовать вред и совершенное в сестрах расстройство, за что начальница должна отвечать Богу. Посему, если которая из новоначальных не хочет откровенна быть во всем начальнице, таковой до времени оказать терпение, пока сама увидит и узнает, какая великая польза и облегчение совести и утешение души (как говорит Симеон Новый Богослов) происходит от чистой откровенности, а до тех пор не принимать ее в число сестер.

Правило 34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие, так чтобы и в келлии одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед по видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносит высшую пользу (по Григорию Синаиту в главе 104 в Добротолюбии). Дни поста суть дни плача, покаяния и очищения. В сие время преимущественно должно стараться сердечною верою и любовию сострадать страданиям Искупителя, пролившего святейшую кровь Свою за грехи наши. В сие священное время дается более свободы на занятия духовные от дел обительских.

Правило 35. Впрочем, сверх установленного поститься, или молиться, или какое подвижническое дело творить не должна никоторая сестра самочинно и скрытно от начальницы; а должна взять на то каждая благословение у начальницы или у своей келейной старшей, опасаясь прелести вражией. (Зри кратких правил Василия Великого главы 137 и 138.)

Правило 38. На трапезе должны быть предлагаемы, по приличию дня, сообразно с Уставом Церковным, иногда с рыбою, иногда с елеем, а иногда и без елея, в простые дни два кушанья, в праздники – три, а в большие праздники – четыре.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Воскресенский Новодевичий монастырь
Макарьева пустынь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь