6 ноября 2020 года в Одигитриевском женском монастыре Челябинска отметили престольный праздник – монастырский храм освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», память которой отмечается в этот день. Также в этот день православная Церковь чтит преподобного Зосиму (Верховского), с чьим духовным наследием неразрывно связана история Одигитриевского монастыря.
По установившейся традиции, в начале 1854 года, вместе с официальным утверждением Одигитриевской общины в Челябинске, ей сразу же были даны Правила монашеской жизни, которые для новообразованной общины просил у Священного Синода епископ Оренбургский и Уфимский Иосиф. Это были Правила Одигитриевской пустынной общины (Зосимова пустынь, Москва), составленные монахом Зосимой (Верховским).
Монашеская жизнь в общежитиях издревле руководствовалась особыми правилами, которые не просто регламентировали её ради порядка и внешней благопристойности, но способствовали достижению одной главной цели – спасению душ монашествующих.
Полный свод правил, подписанный владыкой Иосифом, был передан настоятельнице челябинской Одигитриевской общины Анне Полежаевой, и именно на этом фундаменте утверждалась монашеская жизнь сестер Одигитриевского монастыря.
Совсем недавно сестры челябинской обители, которую возглавляет игумения Евсевия (Лобанова), получили документы из Оренбургского государственного архива, в которых содержался свод Правил, составленных монахом Зосимой (Верховским). Это стало настоящим подарком к престольному празднику.
Преподобный Зосима, в частности, предписывает:
Правило 6. Прием сестер производить сперва в разряд новоначальных для испытания на год или более, смотря по качествам вступающей. По довольном испытании оказавшаяся благонадежною приемлется решительно в число сестер общежития и о сем доводится до сведения епархиального архиерея или, смотря по требованию обстоятельств, испрашивается его разрешение на принятие.
Правило 12. Памятуя наставление Василия Великого в 1-ой главе подвижнических его уставов, яко молитву всему должно предпочитать, как начальница, так и сестры должны стараться не опускать никакого церковного богослужения и никакого соборного или келейного правила, кроме вины благословной – за послушание, наложенное от начальницы, или по болезни, о которой должно быть известно начальнице. Соборное или келейное чтение священных и духовных книг также должно иметь за важнейшее упражнение Богу посвященной жизни.
Правило 14. Гнев имеющим не давать ни пить, ни есть до тех пор, пока примирятся; и если сие продолжится целый день, то дать только мало хлеба и воды в вечер, а которая и в три дня примириться не захочет, таковую удалить от прочих и в последний раз увещевать, чтобы смирилась и за упорство во гневе и соблазн понесла приличную епитимию. Если и за сим не смирится, то, по правилу Василия Великого, «яко неизцельно недугующую», непременно от сестер отлучить и из обители отпустить.
Правило 17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и беспрекословно в точности исполнить, хотя бы то казалось трудным или неприятным.
Правило 25. Новопришедшая должна отдать все свое имущество под сохранение обители, и дается ей год времени, по прошествии коего должна объявить свое решительное расположение, и ежели не желает жить в обители, то возвращается ей все ее имущество; а если останется, то причитается сама к числу сестер, а имущество ее поступает в собственность общежития, после чего, если и пожелает выйти из обители, ничего уже из прежнего своего имущества не имеет права требовать обратно по применению к правилам Кормчей книги 2-ой части.
Правило 26. Если которая и после искуса не может решиться отдать всего своего имущества, но усердно желает жить в обители для спасения души своей, то не принимать ее решительно в число сестер, доколе не покорится сему правилу; впрочем, можно оставить ее как бы в разряде новоначальных, ежели только она не в тягость и не в соблазн всему обществу.
Правило 27. В приеме сестер всего более смотреть на намерение к очищению сердца и желание спасения с благопокорным отсечением своей воли и всячески остерегаться, чтобы не имеющих сего расположения не принять по каким-либо посторонним видам, а имеющих оное не отвергнуть по их бедности или другим недуховным причинам.
Правило 28. Жить одной по себе новоначальной не должно попускать до времени, а также молодым двум или более вместе жить без старшей запрещает Василий Великий; но начальница должна поручить их старшим келейным наставницам по своему усмотрению; потому что, ежели в начале новопришедшая не отсечет вконец воли своей, то и сама себе, и другим будет в тягость, и нет надежды, чтобы совершила жизнь свою в обители.
Правило 29. На основании правил и завещаний святых отец (о чем зри пространных правил Василия Великого главы 10, 26 и 46, кратких его правил главы 110 и 111, и в Добротолюбии Каллиста и Игнатия главы 14 и 15, и Симеона Нового Богослова в Добротолюбии же главы 41 и 129, и Иоанна Лествичника в четвертой степени) все сестры обители должны быть со всею искренностию откровенны во всем своей начальнице, чтобы она, ведая их склонности, чувства, мысли и желания и все деяния и поступки целой жизни их от младенчества и видя совесть каждой, могла безошибочно управлять ими и охранять их от всего душевредного. Ибо, не зная склонностей и искушений сестер, начальница по неведению может поручить им такие дела, которые будут увеличивать их искушения, например корыстолюбивую может избрать в казначеи, склонную к рассеянию и суетным беседам употребить в послушание гостеприимства, невоздержную в пище или пристрастную к лакомству поставить распорядительницею трапезы или клюшницею, нескромную и слабую против соблазнов посылать на послушания для нее опасные, гордую и высокомыслящую о своей святости оставить жить в безмолвии и в усиленном посте, тщеславной поручить высшую должность или поручить таковым учениц, слепых слепым водительницам, отчего вместо спасения может последовать вред и совершенное в сестрах расстройство, за что начальница должна отвечать Богу. Посему, если которая из новоначальных не хочет откровенна быть во всем начальнице, таковой до времени оказать терпение, пока сама увидит и узнает, какая великая польза и облегчение совести и утешение души (как говорит Симеон Новый Богослов) происходит от чистой откровенности, а до тех пор не принимать ее в число сестер.
Правило 34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие, так чтобы и в келлии одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед по видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносит высшую пользу (по Григорию Синаиту в главе 104 в Добротолюбии). Дни поста суть дни плача, покаяния и очищения. В сие время преимущественно должно стараться сердечною верою и любовию сострадать страданиям Искупителя, пролившего святейшую кровь Свою за грехи наши. В сие священное время дается более свободы на занятия духовные от дел обительских.
Правило 35. Впрочем, сверх установленного поститься, или молиться, или какое подвижническое дело творить не должна никоторая сестра самочинно и скрытно от начальницы; а должна взять на то каждая благословение у начальницы или у своей келейной старшей, опасаясь прелести вражией. (Зри кратких правил Василия Великого главы 137 и 138.)
Правило 38. На трапезе должны быть предлагаемы, по приличию дня, сообразно с Уставом Церковным, иногда с рыбою, иногда с елеем, а иногда и без елея, в простые дни два кушанья, в праздники – три, а в большие праздники – четыре.